"Литературный дилижанс": обобщающий урок по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"

7
3
Материал опубликован 9 September

Обобщающий урок по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» «Литературный дилижанс»

Задания данного урока позволяют в занимательной форме проверить у обучающихся знание содержания романа, помогает формировать читательскую грамотность. Также можно использовать отдельные фрагменты урока в изучении тем: «Роль портрета в раскрытии характера героев романа» и «Роль художественной детали». А также «Взгляды Базарова». Данные задания мотивируют на более вдумчивое чтение произведений.

Ход урока

Разминка

События, описанные в романе, происходят в (19)…веке.

Тогда основным транспортом передвижения был не автомобиль и даже не поезд, а…..(лошади)

В сравнении с современными способами передвижения, скоростными, быстрыми, комфортными, лошади везли…(медленно)

Несколько десятков лет по радио ( а тогда все слушали радио) звучала передача под названием «Литературный дилижанс», которая интересно рассказывала о литературных героях, их прототипах…Вот и мы сегодня на уроке совершим путешествие на стареньком дилижансе, взяв с собой представителей двух команд. И будут у нас зрители, которые тоже могут принять участие в нашем путешествии по страницам романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». И вот вам сразу первый вопрос, быстрый ответ на который позволит вам заработать очко в свою копилку:

-А был ли дилижанс как средство передвижения в романе? (нет)

- А на чём передвигались наши герои? ( коляска и тарантас)

Задание: прошу посмотреть на две репродукции картин, изображающих эти два средства передвижения 19 века – коляску и тарантас. Вы должны установить соответствие ( что есть что)

(Ответ: первая картинка – это репродукция картины художника Н. Сверчкова, изображающая катание царской семьи на коляске, вторая картинка изображает тарантас)

Справка :

Коляска – это рессорный четырёхколёсный экипаж, с откидным верхом.

Тарантас – это дорожная четырёхколёсная повозка на длинных дрогах

(По словарю С. И. Ожегова)

t1725119919aa.jpg



t1725119919ab.jpg



Поместья героев романа. Интерьер

Как вам уже известно, герои романа дважды совершают путешествие по одним и тем же местам. Мы их назвали «первый и второй циклы странствий». Это три поместья.

Задание: посмотрите рисунок и назовите эти усадьбы. (Марьино, Никольское и поместье Базаровых)

Задание: давайте заглянем в эти поместья, пройдём по их помещениям, посмотрим на интерьер комнат, который нам много может рассказать о своих хозяевах (хозяйках).



t1725119919ac.jpg



- А теперь по описанию интерьера комнат, гостиных узнайте и назовите их хозяев.

А) Небольшая , низенькая комнатка…была очень чиста и уютна. В ней пахло недавно выкрашенным полом, ромашкой и мелиссой. Вдоль стен стояли стулья с задками в виде лир…в одном углу возвышалась кроватка под кисейным пологом, рядом с кованым сундуком с круглою крышкой. В противоположном углу горела лампадка перед большим тёмным образом Николая – чудотворца…



Б) Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запылённым столам; везде белели разбросанные окурки папирос.



В)Это была просторная, высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. Тяжёлая дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами…



Г )Это был… «изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пёстром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой тёмно – зелёным трипом, с библиотекой renaissance из старого чёрного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…»



Д ) Весь его домик состоял из шести комнат, одна из которых – кабинет. « Толстоногий стол, заваленный почерневшими от старинной пыли, словно прокопчёнными бумагами, занимал весь промежуток между двумя окнами; по стенам висели турецкие ружья, нагайки, сабли, две ландкарты, какие – то анатомические рисунки, портрет Гуфеланда, вензель из волос в чёрной рамке и диплом под стеклом; кожаный, кое – где продавленный и разорванный диван помещался между двумя громадными шкафами из карельской берёзы; на полках в беспорядке теснились книги, коробочки, птичьи чучелы, банки, пузырьки; в одном углу стояла сломанная электрическая машина.»

( Ответы: а ) – комнатка Фенечки, б) – кабинет Кукшиной, в) – гостиная Одинцовой, г) – кабинет Павла Петровича Кирсанова, д) – кабинет отца Базарова)



Роль художественной детали

-Знакомясь с героями, мы особое внимание обращали на их портреты.

Задание: по художественной детали определите, о каком герое идёт речь.

Красная рука с длинными пальцами ( Базаров)

Красивая рука с длинными розовыми ногтями ( Павел Пе6трович Кирсанов)

Лицо желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое ( Павел Петрович Кирсанов)

Уже совсем седой, пухленький и немного сгорбленный ( Николай Петрович Кирсанов)

Его тёмно – белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа ( Базаров)

Он имел душистые усы ( Павел Петрович Кирсанов)

У него безбородая, запылённая и загорелая щека ( Аркадий Кирсанов)

У него большие зеленоватые глаза песочного цвету ( Базаров)

На ней было лёгкое бережевое платье ( Одинцова)

На ней было шёлковое, не совсем опрятное платье ( Кукшина)

Одетая в лёгкое белое платье, она сама казалась белее и легче ( Фенечка)

Она явилась на бал …в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах ( Кукшина)

Это женщина высокого роста в чёрном платье…красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксии ( Одинцова)

На балу у губернатора он был облечён в староватый фрак ( Базаров)

У него на столе стояла пепельница в виде мужицкого лаптя (Павел Петрович Кирсанов)

Одна из героинь имела веер. (Одинцова)

Привычная для него верхняя одежда – длинный балахон с кистями.(Базаров)

Кольцо с вырезанным на камне сфинксом было у…? (Павел Петрович Кирсанов)

У него имелась походная ванна (Павел Петрович Кирсанов)

Красивая борзая собака с голубым ошейником принадлежала…? (Одинцова)

Небольшой мешок ,в котором шевелилось что-то живое был у…? (Базаров)

Он читал томик Пушкина (Николай Петрович Кирсанов)

Крупные браслеты были на руке у…? (Кукшина)

Микроскоп имелся у…? (Базаров)

Неразрезанные толстые нумера русских журналов лежали на столе у…? (Кукшина)

Комментарий к выполнению этого задания:

Это задание можно сделать с использованием картинок. Будет трудозатратно, но интересно. Готовим картинки с данными предметами и на доске напишем фамилии и имена героев, которым могут принадлежать данные вещи. Ученики должны найти соответствие и «разнести» эти картинки под имена героев. Разумеется можно использовать не все указанные предметы из блиц- опроса. Такой вариант задания сделает атмосферу на уроке более живой, заинтересованной, мотивированной.

Игра со зрителями. Блиц - опрос

Как звали Ситникова и Кукшину? ( Виктор и на французский манер Евдокси)

Кто из героев сказал: «Русский народ…свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры»? (Павел Петрович Кирсанов)

Кому принадлежит визитная карточка, на одной стороне которой было написано по – французски,а на другой – славянской вяязью? (Ситников)

Чей дом (из трёх имений, по которым странствуют наши герои) был построен в александровском стиле? (Одинцова)

Как звали собаку Одинцовой Анны Сергеевны? ( Фифи)

У кого в кабинете стояло два громоздких шкафа из карельской берёзы? ( Отец Базарова)

Кто из героинь боялась мышей, ужей, лягушек, воробьёв, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей, чёрных кошек..? (Мать Базарова)

Как звали Одинцову? (Анна Сергеевна)

Подле кого на скамейке «лежал целый пук ещё мокрых от росы красных и белых роз»? (Фенечка)

Кому принадлежали дуэльные пистолеты? (Павел Петрович Кирсанов)

На дуэли Базаров ранил Павла Петровича. Куда: в руку или ногу? (в ногу)

О ком речь: «Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днём, не спеша и лишь изредка волнуясь»? ( Одинцова)

Кому посвящён роман Тургенева «Отцы и дети»? ( Белинский В. Г.)

Кого Кукшина называла славянофилом? (Ситников)

Кто в своей речи употреблял слово «рассыропиться»? (Базаров)







Вы – Базаров

Задание: ключевые моменты в романе связаны со спорами Павла Петровича Кирсанова с Базаровым. Базаров – нигилист. Продолжите фразу в духе Базарова.

Что значит быть нигилистом? (Не склоняться перед авторитетами, не принимать принципы на веру,принципов нет, есть ощущения. Всё отрицать и разрушать)

Павел Петрович говорит: «Брат.. благоприятствует Гёте и Шиллеру, а теперь пошли всё какие – то химики да материалисты" (Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта)

Аркадий спрашивает у Базарова: «И природа пустяки»? (Природа не храм, а мастерская)

Павел Петрович спросил: «Вы верите в науку?» (Наука вообще не существует вовсе)

Кукшина: «КАК! Вы, стало быть, разделяете мнение Прудона?» (Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои)

Аркадий спрашивает у Базарова: « Отчего не хочешь допустить свободы мысли в женщинах?» (Свободно мыслят между женщинами только уроды)

Павел Петрович: « Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть ли не дураком» что отвечал Базаров? (Рафаэль гроша медного не стоит)

Аркадий так отозвался об Одинцовой: «Наши герцогини так по – русски не говорят…а всё – таки она прелесть». Что думает по этому поводу Базаров? (Богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр)

Как Базаров относится к любви? (Это ерунда, белиберда, непростительная дурь, романтизм, рыцарские чувства считает чем – то вроде болезни)

Почему базаров всё отрицает? (в наше время полезнее всего отрицание, мы и отрицаем, место расчищаем, а строить – не наше дело)

Как Базаров относится к народу? (Хочется возиться с ним, хоть ругать, да возиться)

Подведение итогов урока и выставление отметок

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, в копилку!

9 September

Спасибо, Светлана Валерьевна! необычный и интересный урок!

11 September

Рада, что материал Вам пригодится в работе.

17 September