МБОУ «Пермогорская школа»
Согласовано: Зам.директора по УВР _______ 2019 г. _______ М.В.Благодарёва | Утверждаю: Директор МБОУ «Пермогорская школа» ___________ Г.В. Белозерцева Приказ № ____ от _______2019 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
литературного кружка
«Вдумчивое чтение»
Составитель: Немтинова Галина Николаевна,
учитель начальных классов,
1 кв. категории
2019 - 2020г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
Федерального образовательного стандарта второго поколения с изменениями и дополнениями;
примерной образовательной программы начального общего образования;
авторской программы Н.Н. Светловской «Внеклассное чтение»;
образовательной программе начального общего образования ОУ;
учебного плана ОУ;
положения о РПУ
Количество занятий в неделю - 1 час
Количество занятий за год – 33 часа
В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика уроков внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников. Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследования расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы.
Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности. В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.
Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Задачи:
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
• формировать интерес к литературному чтению,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
Содержание программы и требования к уровню подготовки обучающихся:
Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ.
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. В программу кружка включена работа с текстом: Чтение. Работа с текстом: 1 класс. ФГОС / О.Н. Крылова – 24-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2018
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Универсальные учебные действия
Личностные УДД:
-формирование интереса к чтению;
- формирование мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
-формирование эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Регулятивные УДД:
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги.
Познавательные УДД:
-осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УДД:
-Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности,
- Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.
Форма освоения спецкурса:
-Форма подведения итогов: фронтальная, индивидуальная, групповая.
-Основная форма оценки достижений обучающихся: «Работа с текстом» - рабочая тетрадь.
-Используемые технологии: игровые, продуктивного чтения.
Тематическое планироввание
№ п/п | Тема занятия | Кол - во часов | Основное содержание работы |
1 | Рассказы, стихи про первоклассников. | 1 | Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие. |
2 2 | Из серии « Мои первые книжки». «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. | 1 | Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок |
3 | «Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. | 1 | Учимся разгадывать загадки различной тематики. Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование. Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей |
4 | Русские народные потешки и прибаутки. | 1 | Учимся читать потешки и прибаутки
|
5 | «Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е. Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке» | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книги |
6 | «О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход». Р. Сеф. «Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой» | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника. |
7 | Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек» | 1 | Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам.
|
8 – 9 | Ш.Перро «Красная шапочка» | 2 | Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание. |
Ш. Перро «Мальчик с пальчик» | |||
10 | «Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж». | 1
| Чтение, рассматривание книги. |
11 – 12 | Сказки о животных Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»
Сказки о животных С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» | 2 | Чтение и рассматривание книги |
13 | Работа с текстом. Вариант 1. Короткие рассказы Л.Н. Толстого | 1 | Выставка книг. Работа с текстом под руководством учителя. |
14 | Друзья детства. Сказки К.Чуковского «Бармалей», «Краденое солнце» и др. | 1 | Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин». |
15 | Работа с текстом. Вариант 3. Короткие рассказы Чарушина | 1 | Выставка книг. Работа с текстом под руководством учителя. |
16 | Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка» | 1 | Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки». |
17 | О наших сверстниках. Рассказы Н.Носова «Метро», «Телефон», «Леденец». | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
18 | Работа с текстом. Вариант 5. Короткие рассказы Л.Н. Толстого
| 1 | Выставка книг. Работа с текстом под руководством учителя. |
19
| Стихи о родном крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». | 1 | Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть. |
20 | Работа с текстом. Вариант 14. Я. Тайц «Всё здесь» | 1 | Работа с текстом под руководством учителя. Знакомство с книгой Алексея Комарницкого «Откуда хлеб пришёл» |
21 | О героях. А.Митяев «Богатыри» | 1 | Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина» |
22
| О доброте. В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья». | 1
| Чтение и рассматривание книги. Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка. |
23
| Работа с текстом. Вариант 15. В. Осеева «Просто старушка» | 1 | Работа с текстом под руководством учителя. |
24 | «Поговорим о наших мамах» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др. | 1
| Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение. Заучивание одного стихотворения наизусть. |
25 | «В стране Вообразилии» Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». | 1 | Рассматривание сборника Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения. |
26
| Работа с текстом. Вариант 7. А. Тихонов «Скворец» | 1 | Работа с текстом под руководством учителя.
|
27 | Знакомые незнакомцы. Рассказы Н.Сладкова «Как медвежонок сам себя напугал» и др. | | Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям. |
28 | Работа с текстом. Вариант 18. По материалам энциклопедии «Хочу всё знать» | 1
| Работа с текстом под руководством учителя. |
29
| О любимых игрушках. Э. Успенский «Чебурашка» | 1
| Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений. Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д Осмысление содержания в форме разгадывания загадок. |
О любимых игрушках. А. Барто «Игрушки» | |||
30 | Работа с текстом. Вариант 22. В. Осеева «Три товарища» | 1 | Работа с текстом под руководством учителя. |
31 | О чем я мечтаю. В. Катаев « Цветик – семицветик» |
1
| Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика - семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка. |
32 | Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело» | 1
| Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение. |
33 | Итоговое занятие «Как хорошо уметь читать!» Что читать летом | 1 | Итоговое занятие. |
Литература:
Чтение. Работа с текстом: 1 класс. ФГОС / О.Н. Крылова – 24-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2018