Литературный кружок «Вдумчивое чтение» (1 класс)

4
0
Материал опубликован 1 October 2019 в группе

МБОУ «Пермогорская школа»

Согласовано: Зам.директора по УВР _______ 2019 г. _______ М.В.Благодарёва

Утверждаю:

Директор МБОУ «Пермогорская школа»

___________ Г.В. Белозерцева

Приказ № ____ от _______2019 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

литературного кружка

«Вдумчивое чтение»





Составитель: Немтинова Галина Николаевна,

учитель начальных классов,

1 кв. категории























2019 - 2020г.

Пояснительная записка


Программа разработана на основе:

    Федерального образовательного стандарта второго поколения с изменениями и дополнениями;

    примерной образовательной программы начального общего образования;

    авторской программы Н.Н. Светловской «Внеклассное чтение»;

    образовательной программе начального общего образования ОУ;

    учебного плана ОУ;

    положения о РПУ


Количество занятий в неделю - 1 час

Количество занятий за год – 33 часа

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика уроков внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников. Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследования расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы.

Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности. В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.

Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

Задачи: 

создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений

формировать интерес к литературному чтению,

формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе

обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Содержание программы и требования к уровню подготовки обучающихся:

Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ.

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. В программу кружка включена работа с текстом: Чтение. Работа с текстом: 1 класс. ФГОС / О.Н. Крылова – 24-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2018

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Универсальные учебные действия


Личностные УДД:

-формирование интереса к чтению;

- формирование мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;

-формирование эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.

Регулятивные УДД:

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги.

Познавательные УДД:

-осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные УДД:

-Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности,

- Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.

Форма освоения спецкурса:

-Форма подведения итогов: фронтальная, индивидуальная, групповая.

-Основная форма оценки достижений обучающихся: «Работа с текстом» - рабочая тетрадь.

-Используемые технологии: игровые, продуктивного чтения.


Тематическое планироввание


п/п



Тема занятия

Кол - во

часов

Основное содержание работы

1

Рассказы, стихи про первоклассников.



1

Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.

2

2

Из серии « Мои первые книжки». «У солнышка в гостях». Словацкая сказка.



1

Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок

3

«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе.


1

Учимся разгадывать загадки различной тематики.

Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование.

Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей

4

Русские народные потешки и прибаутки.

1

Учимся читать потешки и прибаутки


5

«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е. Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке»


1

Слушание, чтение и рассматривание книги

6

«О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход».

Р. Сеф. «Необычный пешеход»

А. Барто «Мы с Тамарой»


1

Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.

7

Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»


1

Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам.


8 – 9

Ш.Перро «Красная шапочка»


2

Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание.

Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

10

«Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»

Н. Сладков «Лесные шорохи»

М. Пришвин «Ёж».

1


Чтение, рассматривание книги.

11 – 12

Сказки о животных

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»


Сказки о животных

С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»


2


Чтение и рассматривание книги

13

Работа с текстом. Вариант 1. Короткие рассказы Л.Н. Толстого


1

Выставка книг. Работа с текстом под руководством учителя.

14

Друзья детства.

Сказки К.Чуковского «Бармалей», «Краденое солнце» и др.


1

Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».

15

Работа с текстом. Вариант 3. Короткие рассказы Чарушина

1

Выставка книг. Работа с текстом под руководством учителя.

16

Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка»


1

Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки».

17

О наших сверстниках.

Рассказы Н.Носова «Метро», «Телефон», «Леденец».


1

Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.

18

Работа с текстом. Вариант 5. Короткие рассказы Л.Н. Толстого



1

Выставка книг. Работа с текстом под руководством учителя.

19




Стихи о родном крае.

И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу».


1

Рассматривание сборника стихов

И. Сурикова, выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть.

20

Работа с текстом. Вариант 14. Я. Тайц «Всё здесь»

1

Работа с текстом под руководством учителя. Знакомство с книгой  Алексея Комарницкого «Откуда хлеб пришёл»

21

О героях.

А.Митяев «Богатыри»


1

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина»

22




О доброте.

В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья».


1




Чтение и рассматривание книги. Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка.

23


Работа с текстом. Вариант 15. В. Осеева «Просто старушка»

1

Работа с текстом под руководством учителя.

24

«Поговорим о наших мамах»

Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.


1




Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение. Заучивание одного стихотворения наизусть.

25

«В стране Вообразилии»

Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».

1

Рассматривание сборника

Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения.

26


Работа с текстом. Вариант 7. А. Тихонов «Скворец»

1

Работа с текстом под руководством учителя.



27

Знакомые незнакомцы.

Рассказы Н.Сладкова «Как медвежонок сам себя напугал» и др.



Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.

28

Работа с текстом. Вариант 18. По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»


1


Работа с текстом под руководством учителя.

29






О любимых игрушках.

Э. Успенский «Чебурашка»


1




Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений. Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д Осмысление содержания в форме разгадывания загадок.

О любимых игрушках.

А. Барто «Игрушки»

30

Работа с текстом. Вариант 22. В. Осеева «Три товарища»

1

Работа с текстом под руководством учителя.

31

О чем я мечтаю.

В. Катаев « Цветик – семицветик»


1






Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика - семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка.

32

Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело»


1




Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение.

33

Итоговое занятие «Как хорошо уметь читать!»

Что читать летом

1

Итоговое занятие.


Литература:

Чтение. Работа с текстом: 1 класс. ФГОС / О.Н. Крылова – 24-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2018






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.