12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лещёва Светлана Николаевна28941
Россия, Ярославская обл.
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №2.

 

Утверждена

Приказ по школе

от 1 сентября 2013 г.

Директор школы: Зрулина С.А.

 

Кружок

«Мастерская Самоделкина» 1 класс

 

 

Составил: Лещёва С.Н.

учитель начальных классов

 

 

 

 

Программа кружка «Мастерская Самоделкина»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Мастерская Самоделкина» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели программы:

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи:

развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Ожидаемые результаты.

К концу 1 года обучения учащиеся узнают:

название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся научатся:

правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

Формы проведения занятий: беседы, практические занятия, игры, работа в парах, коллективная работа, экскурсия.

Время занятий:

Первый год обучения определяет содержа­ние и характер совместной работы учителя и учащихся по осозна­нию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк­ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструмен­тами, название используемых материалов и ряда их свойств, подле­жащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края – вышивкой.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклас­сники под руководством учителя составляют словесный план, разли­чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов­ление будет вестись подконтрольно.

Тематическое планирование содержания программы по темам и объему.

1 год обучения.

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

УУД

1

Вводная

беседа

1

1

-

 

2

Работа с природным материалом

4

1

3

Личностные УУД

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

смыслообразование

Познавательные УУД

анализ объектов

установление причинно-следственных связей

синтез как составление частей из целого

доказательство

построение логической цепи рассуждений

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Регулятивные УУД

Волевая саморегуляция

рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

выделение познавательной цели

выбор наиболее эффективного способа решения

целеполагание

оценка

коррекция

Коммуникативные УУД

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

учет разных мнений и умение обосновать собственное

умение договариваться, находить общее решение,

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания


 

 

 

 

 

 

 

3

Работа

с бумагой

и картоном.

 

6

1

5

4

Работа

с тканью

10

2

8

5

Работа

с бросовым материалом

6

1

5

5

Работа

с пластилином

2

1

1

7

Конструирование

4

1

3

8

Подведение итогов

1

1

-

 

Итого

34

9

25


 

 

Календарно-тематическое планирование 34 часа – 1 раз в неделю.

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Дата

п ф

1

Вводная

Беседа П.т.б.

1

1

-

 

.

2

Работа

с природным материалом

1) Экскурсия в лес. Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся. Рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края.

2) Рассказ о флористике.

Изготовление композиций из засушенных листьев.

3) Изготовление животных из шишек.

4) Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев). Работа в парах.

4

1

1

3

-

1

1

1

 

3

Работа с бумагой и картоном.

Рассказ «Из истории бумаги». Оригами. Художественное моделирование из бумаги путем складывания.

Панно из оригами «Пингвины»

Виды бумаги и картона. Знакомство с техникой «мозаика».

Мозаика «Воспоминание о лете»

Продолжение работы над мозаикой «Воспоминание о лете»

Аппликация. Изготовление аппликации “Осенний лес”.

6

1

1

5

1

1

-

1

1

1

 

4

Работа с тканью.

1) Знакомство с профессией швеи. Знакомство со швами «потайной шов». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья.

2) Знакомство со швами «козлик», «узелок».

3) Знакомство с соединительными швами «простой соединительный шов», «соединительный шов на основе петельного шва», «соединительный шов на основе шва «козлик»»

4) Мягкая игрушка «Ёжик». Составление плана работы.

5) Ёжик. Изготовление выкроек.

6) Ёжик. Раскрой ткани. Сшивание деталей.

7) Ёжик. Сшивание деталей.

8) Ёжик. Набивка деталей ватой.

9) Ёжик. Заключительная работа. Выставка игрушек.

10) Лоскутная аппликация. Цветы. Коллективная работа.

10

2

1

1

8

-

1

1

-

1

1

1

1

1

1

 

5

Работа

с пластилином

1) Знакомство с профессией скульптора.

Лепка людей, животных по образцу.

2)Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).

2

1

1

1

-

1

 

6

Работа с бросовым материалом.

1) Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом)

2) Сбор шкатулки.

3) Знакомство (беседа, показ образцов, иллюстраций) с одним из видов декоративно-прикладного искусства – чеканкой.

4) Изготовление чеканки по замыслу детей.

5) Конструирование игрушек из коробков.

6) Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Машина

6

1

1

5

1

1

-

1

1

1

 

7

Конструирование

1) Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей.

2) Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или

эскизу и по заданным условиям. Конструирование изделия «Собачка»

3) Конструирование и моделирование изделия из различных материалов по образцу «Медвежонок»

4) Продолжение работы над изделием «Медвежонок»

4

1

1

3

-

1

1

1

 

8

Итоговое занятие. Выставка детских работ.

1

1

-

 

 

Итого

34

9

25

 

Содержание программы.

Вводная беседа (1 час).

- Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

- Требования к поведению учащихся во время занятия.

- Соблюдение порядка на рабочем месте.

- Соблюдение правил по технике безопасности.

- Из истории происхождения ножниц. Беседа.

Работа с природным материалом(4 часа)

- Экскурсия в лес.

- Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся. Рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края.

- Рассказ о флористике.

- Изготовление композиций из засушенных листьев.

- Изготовление животных из шишек.

- Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев). Работа в парах.

Работа с бумагой и картоном (6 часа).

- Рассказ «Из истории бумаги». Оригами. Художественное моделирование из бумаги путем складывания.

- Панно из оригами «Пингвины»

- Виды бумаги и картона. Знакомство с техникой «мозаика».

- Мозаика «Воспоминание о лете»

- Продолжение работы над мозаикой «Воспоминание о лете»

Работа с тканью (10 часа).

- Знакомство с профессией швеи. Знакомство со швами «потайной шов». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья.

- Знакомство со швами «козлик», «узелок».

- Знакомство с соединительными швами «простой соединительный шов», «соединительный шов на основе петельного шва», «соединительный шов на основе шва «козлик»»

- Мягкая игрушка «Ёжик». Составление плана работы.. Изготовление выкроек.. Раскрой ткани. Сшивание деталей. Набивка деталей ватой. Выставка игрушек.

- Лоскутная аппликация. Цветы. Коллективная работа.

Работа с бросовым материалом (6 часа).

- Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом)

- Знакомство (беседа, показ образцов, иллюстраций) с одним из видов декоративно-прикладного искусства – чеканкой. Изготовление чеканки по замыслу детей.

- Конструирование игрушек из коробков.

- Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Машина

Работа с пластилином (2 часа).

- Знакомство с профессией скульптора.

- Лепка людей, животных по образцу.

- Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).

Конструирование (4 часа)

- Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей.

- Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или

эскизу и по заданным условиям. Конструирование изделия «Собачка»

- Конструирование и моделирование изделия из различных материалов по образцу «Медвежонок»

Подведение итогов (1 час).

Методические рекомендации по проведению занятия.

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступи­тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос­тоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов­кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Список литературы.

А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”

Е.Виноградова “Браслеты из бисера”

Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

Н.Гусева “365 фенечек из бисера”

С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

М.А.Гусакова “Аппликация”

М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

10.Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”

11.Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”

М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”

Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

Н.М.Конышева “Умелые руки”

Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

“Копилка игр сибирячка”

С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).

Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”

О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

А.Петрунькина “Фенечки из бисера”

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (2)

Ильина Оксана Геннадьевна, 25.07.17 в 17:55 1Ответить Пожаловаться
Светлана Николаевна, большое спасибо за полезный материал!
Лещёва Светлана Николаевна, 25.07.17 в 20:56 1Ответить Пожаловаться
Оксана Геннадьевна, пригодится, буду рада.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.