Предмет: литературное чтение.
Возраст детей: 1 класс.
Внеклассное мероприятие по литературному чтению для первоклассников способствует развитию активной речи ребенка, его мышления, двигательных и познавательных способностей, учит анализировать свои поступки и поступки других.
Цель: познакомить через литературу с миром человеческих отношений, формировать ценностные ориентиры.
Задачи:
формировать собственное отношение к действительности;
обогащать нравственный опыт ребенка, расширять жизненный кругозор;
воспитывать внимание и чуткость по отношению к себе и другим людям.
Оборудование: книга В.Катаева «Цветик-семицветик», цветок с семью цветными, легко отсоединяющимися лепестками, мячик, 2 воздушных шарика с веселыми мордочками, мягкие модули.
Ведущие: учитель и сказочная старушка.
Ход занятия.
Учитель: Ребята, мы с вами прочитали сказку Валентина Катаева «Цветик – семицветик», в которой волшебный цветок исполнял желания девочки Жени. У меня тоже есть желание. Я хочу, чтобы вам сегодня было весело, интересно, чтобы вы узнали много полезного для себя. Вам предстоит выполнить некоторые задания. А помогать вам будет сказочный персонаж.
(Появляется старушка с цветком в руках).
Старушка: Здравствуйте, ребятки. Решила я прийти к вам в гости со своим волшебным цветочком. Он всегда поможет в трудную минуту, но нужно вспомнить волшебные слова. Давайте скажем их все вместе:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Я хочу, чтобы все у вас сегодня получилось.
(Перед каждым заданием старушка отрывает по одному лепестку, отдаёт его детям, шепча при этом: «Лети, лети, лепесток, помоги детишкам чуток». Сама старается помочь детям при выполнении заданий).
1 задание. «Пожелай соседу».
Дети садятся в круг, передают друг другу мячик с пожеланиями. (Алиса, я желаю тебе …).
2 задание. «Желания Жени».
Учитель: Вспомните, а какие желания были у девочки Жени?
Ученики перечисляют: вернуться домой с баранками; чтобы мамина ваза снова стала целой; побывать на Северном Полюсе; вернуться с Полюса в свой двор; много игрушек; чтобы игрушки вернулись в магазины; чтобы Витя стал здоровым.
Учитель: Почему Женя сначала всё желала для себя, а последнее желание было для чужого мальчика?
(Дети высказывают свое мнение, аргументируют его, делают вывод).
3 задание. «Поделись улыбкой».
Учитель: Ребята, улыбка в жизни всегда помогает. Вы сейчас разделитесь на две команды и через веревку будете перекидывать друг другу воздушные шарики, на которых нарисованы веселые мордочки. Вы сразу почувствуете, как у вас поднимется настроение.
4 задание. «Четвертый лишний».
Учитель: Девочка Женя решила пригласить вас в гости. Что или кого вы не взяли бы с собой? В каждом ряду найдите лишнее, обоснуйте свой выбор. (Можно использовать картинки).
1 ряд – гости: Красная Шапочка, Крошка Енот, Мальвина, мальчик из сказки К.И.Чуковского
2 ряд - настроение: солнышко улыбается, весёлый зверёк, смайлик плачет, забавный колобок
3 ряд – подарки: надкушенная шоколадка, торт, букет цветов, мягкая игрушка.
5 задание. «Кто это сказал?»
Учитель: А сейчас к вам в гости пришли литературные герои со своими советами и пожеланиями, которые вам очень пригодятся в жизни. Отгадайте, кто это сказал?
1. «Обижать малышек у нас не принято».
(Незнайка. «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова)
2. «Буду делать – хорошо и не буду – плохо».
(Мальчик. «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского)
3. «Ребята! Давайте жить дружно!»
(Кот Леопольд. «Приключения кота Леопольда» А.Резникова»)
4. «Дети, будьте как маяк! Всем, кто ночью плыть не могут, освещай огнем дорогу».
(В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк»)
5. «Штроили, мы, штроили и наконец поштроили».
(Чебурашка. «Крокодил Гена и его друзья» Э.Успенского)
Учитель: А что строили Чебурашка, Гена и их друзья? И зачем?
Ученики: Дом дружбы. (Объясняют, зачем он построен).
6 задание. «Дом дружбы».
Учитель: Давайте и мы построим свой Дом дружбы.
Ученики вместе с учителем и старушкой строят домик из мягких модулей.
7 задание. «Песня строить и жить помогает».
Учитель: На уроке музыки вы учили песни о дружбе. Песня помогает в трудную минуту, она поднимает настроение, сближает людей. Давайте все вместе споем песню о дружбе.
Старушка: Ну вот, ребятки, и справились вы со всеми заданиями. Посмотрите-ка, с вами рядом были лепесточки моего волшебного цветка. На каждом из них написано пожелание. Возьмите лепестки, прочитайте что написано, а затем прикрепите лепесточки обратно к серединке цветка.
(Пожелания могут быть такими: «Будьте здоровыми!»; «Будьте счастливыми!»; «Будьте, как солнышко, красивыми!»; «Будьте всегда трудолюбивыми!»; «Никогда не унывайте!»; «Никогда не ссорьтесь с друзьями и родными!»; «Растите большими-большими!»).
Старушка: Снова все лепестки моего волшебного цветка на месте. Пусть исполнятся написанные на них желания. Спасибо вам, ребята, порадовали меня. Живите дружно. А я возвращаюсь в свою сказку.
Учитель: Вот и закончилось наше занятие. Вы очень хорошо потрудились, у вас всё получилось, потому что вы всё делали вместе. Не зря говорится «Дружба – великая сила».
Львова Светлана Алексеевна