12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
nailya nailya345

Сценарий литературного марафона, посвящённого 150-летию со дня рождения М.Горького

«Всем лучшим в себе я обязан книгам…»

Предлагаемый сценарий к 150-летию со дня рождения писателя Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова) рассчитан на обучающихся средних и старших классов. Ответственными за проведение данного мероприятия являются обучающиеся 7-ых классов. Проведению литературного марафона предшествовала работа, которая включала в себя следующие этапы:

1.Конкурс рисунков по произведениям М.Горького « Мы читаем Горького!»(5-11 классы)

2. Просмотр кинофильмов «Детство», «В людях».

3.Акция «Пополним фонды по - Горьковски!» (пополнение библиотечного фонда школы художественной литературой).

Итоги первого и третьего этапов акции будут озвучены после литературного марафона . В заключение можно предложить учителям – филологам провести квест «Максим Горький. Мы знаем! Мы читаем!»

Цель: пробудить интерес подрастающего поколения к творчеству М.Горького

Задачи:

- раскрыть многообразие личности писателя-художника и мыслителя, рассказать об отдельных этапах его жизни;

-дать возможность аудитории мысленно воссоздать облик писателя, его характер, интересы, привычки.

- дать возможность узнать или вспомнить произведения М. Горького, которые и сегодня у многих вызывают восхищение;

-показать актуальность идей писателя и в 21 веке

Оформление помещения:

-портреты и фотографии М. Горького разных лет;

-краткая хроника жизни и творчества М. Горького (презентация);

-иллюстрации обучающихся по произведениям М. Горького

-выставка книг М.Горького;

-эпиграфы на стене «… Для меня книга – чудо…» (М. Горький «В людях» )
«Учитесь настойчиво, упорно, всегда» (Из письма М. Горького Павлу Максимову) 

- журнальный столик на краю сцены, на нём – портрет М.Горького, зажжённая свеча.

28 марта 2018 года исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького

(Алексей Максимович Пешков)

(1868 – 1936)

Учитель: В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького - писателя, драматурга, общественного деятеля. Это юбилейный год для Горького. И сегодня наш литературный марафон мы посвятим памяти этого многогранного художника и человека, писателя – гуманиста. На нашем вечере оживут горьковские герои, прозвучат строки из произведений великого писателя, появятся новые почитатели Горького. И думаю, вы непременно убедитесь в том, что Максим Горький – это достояние и гордость нашей страны.

(Звучит «Лунная соната» Бетховена. На сцену выходят ведущие. За журнальный столик садится писатель . Он в строгой чёрной одежде, в руках перо и книга. Слова ведущих сопровождаются слайдами презентации).

Ведуший 1. Жизнь Максима Горького была необычайно яркой и представляется поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался как крупнейший деятель русской культуры, как достойный приемник традиций великой русской литературы

Ведуший 2 Алексей Максимович Пешков родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде . Он рано потерял родителей. Детские годы провел в доме своего деда Каширина, владельца красильной мастерской. Единственным светлым явлением в раннем детстве Горького была бабушка Акулина Ивановна, человек душевной доброты и сердечности. Она согревала его своей лаской. Именно она познакомила Алёшу с чудесным творением народной поэзии.

Писатель «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». («Детство»).

Ведущий 1. Когда мальчику исполнилось десять лет, дед сказал ему : ««Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди...». С этого времени началась жизнь Горького в «людях». Кем только не был Алексей в последующие годы: работал при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учеником в иконописной мастерской, грузчиком на пристани, пекарем, разносчиком булок. Он в полной мере познал тяжесть эксплуатации.

Писатель. «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо это - живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной. 
          Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе - человеческое, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой». 

Ведущий 2. Алексей страстно хотел учиться. В 1884 году он приехал в Казань, надеясь поступить в университет, но университетом для юноши стала сама жизнь. И всё же будущий писатель осуществил свою мечту – стать высокообразованным человеком. Обилие горестных впечатлений, с одной стороны, а с другой – знакомство с произведениями великих писателей – вот, что определяло настроения мальчика и подростка Алёши Пешкова.

Роль книг в жизни писателя.

(Под музыку выходят чтецы, выстраиваются в один ряд, при чтении своих слов каждый по очереди подходит к краю сцены. Все выстраиваются в одну линию.

ЧТЕЦ 1. Ты читай книги, в них должно быть всё, что надо. Неучёный человек – бык, его хоть в ярмо, хоть на мясо…

ЧТЕЦ 2. Вот они закончили есть, устало разошлись спать. Тогда я вынул книгу из подпечка, подошёл к окну: ночь была светлая, луна смотрела в окно. Читать хотелось мучительно, но мелкий шрифт не давался зрению. Тогда я забрался на лавку, в угол, к образам, начал читать стоя, при свете лампады, и , утомлённый, заснул, опустясь на лавку, проснулся от крика и толчков старухи. Держа книгу в руках, она больно стучала ею по плечам. «Пропала книга, изорвут», - думал я. За утренним чаем меня судили.

ЧТЕЦ 3. Читал я в сарае, уходя колоть дрова, или на чердаке, что было одинаково неудобно, холодно. Иногда я вставал ночью и зажигал свечу, но старая хозяйка, заметив, что свечи по ночам умаляются, стала измерять их лучинкой. Если утром в свече не доставала вершка, в кухне начинался яростный крик. Однажды старуха нашла на чердаке книжку и разодрала её в клочья. Это огорчило меня, но желание читать ещё более окрепло.

ЧТЕЦ 4. Это были поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданное красивое место, всегда стремишься обежать его сразу. Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою - лёгкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое это счастье - быть грамотным!

ЧТЕЦ 5 . Книги сделали меня неуязвимым для многого. Персонажи учили меня быть стойким, не поддаваться силе обстоятельств, герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному, великому делу.

(чтецы уходят)

 Ведущий 3. Много читая, Горький впоследствии поражал окружающих своими энциклопедическими знаниями. На вопросы: «Откуда вы всё это знаете?» Горький шутливо отвечал: «Как же не знать! Сколько на свете замечательного!»

Ведущий 4. Первый литературный опыт заставил писателя поверить в своё призвание. На страницах столичных газет и журналов один за другим стали появляться рассказы Горького: «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песнь о Соколе», которые сделали его знаменитым Это была активная, мужественная, устремлённая в будущее героическая поэзия.

Ведущий 3. Образ Данко стал символом беззаветной любви к людям.

«Старуха Изергиль» - легенда о Данко (учащиеся 8 класса)

Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, – вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

Вы сказали: „Веди!“ – и я повел! – крикнул Данко, становясь против них грудью. – Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более. – Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они.

А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…

Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!
 

Ведущий 1. Горький и сегодня напоминает, что в жизни всегда есть место подвигам, что человек должен их совершать во имя людей, во имя будущего. «Нет выше счастья, чем быть на Земле ЧЕЛОВЕКОМ,- утверждал Горький. И нужно быть достойными этого звания.


Ведущий 2. В «Песне о Буревестнике» можно услышать силу гнева, пламя страсти и уверенности в победе.

 

Просмотр буктрейлера Максим Горький. «Песня о Буревестнике»

Ведущий 5. Действие пьесы «На дне» разворачивается в ночлежке. В этом подвале, похожем на пещеру, оказались люди самого различного характера и социального положения. Но их объединяет одно – все они выброшены из жизни «на дно» в силу условий, царящих в обществе. Среди жалких, искалеченных, несчастных, бездомных бродяг звучат слова о человеке.

Чтение наизусть. Монолог о человеке. «На дне» (10 класс)

Человек может верить и не верить... это его дело! Человек -
свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум -
человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда!
Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они,
старик, Наполеон... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру
человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Всё - в
человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное -
дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью...
уважать надо! Хорошо это... чувствовать себя человеком!..

Инсценирование отрывка из повести М.Горького «Детство» (7-ые классы. Приложение 1.)

Ведущий 1. Горький был организатором и первым руководителем Союза советских писателей. Работоспособность Горького изумляла всех. Всё творчество Горького проникнуто любовью к человеку.

Ведущий 2. Слово предоставляется библиотекарю нашей школы Тугушевой Н.Д.

(Выступление библиотекаря школы. Подведение итогов акции «Пополним фонды по-Горьковски!)

Ведущий 1. Максим Горький обращался к людям:

Писатель. «... любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку…»

(Звучит музыка. Слайд презентации)

Ведущий 2. 18 июня 1936 года оборвалась жизнь гениального писателя, величайшего художника слова. «…то, что он написал до сего времени, следует считать не только ценным вкладом в русскую литературу, но и богатым материалом для истории русской жизни. С этой точки зрения, в области русской мысли Горький и его произведения долго не умрут. Они не потеряют своего громадного значения...» (Н.Г. Шебуев).

Ведущий 1. Как видите, бессмертие Горького продолжается…

Звучит музыка.

(Далее выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе, подведение итогов конкурса рисунков по произведениям М.Горького , награждение победителей)

Приложение 1.

Сценарий театральной постановки по мотивам повести М.Горького «Детство»

Справа от сцены вывески Нижний Новгород Пристань

Действие происходит перед сценой. На пристани продают пирожки, цветы и т.д.., продавцы расхваливают товар, цыганка предлагает погадать, прогуливаются пары. Гудок парохода, со сцены спускаются 2 матроса, говорят об Алеше. За ними выходят Алёша с бабушкой и матерью.

Действие первое.

Бабушка: Гляди, вот мы и приехали к деду-то.

Мать: Да, вот он, Нижний…

(Все встречаются. Целуются, обнимаются.)

Дед: Ах, Варвара! (Целуется с Варварой)

Мать Алёши: Папаша! (Плачет)

Дед: Что-о, горе? Ага-а! То-то вот… Эх вы-и… (Говорит с Варварой). (Подходит к бабушке, они троекратно целуются) Здорова ли мать? Где Алексей-то?(Алёша прячется за бабушку) Скулы-те отцовы… (Все начинают подходить).

Бабушка: Здравствуй, Григорий! (Приветствует его)

Мастер Григорий: Акулина Ивановна!

Бабушка (говорит и показывает Алёше): Это - дядя Яков. Дядя Михаил. Мастер Григорий.

Мастер Григорий: В отца, в отца!

Бабушка: А это — братья твои, оба Саши. И тётка Наталья. Цыганок - подмастерье. (Цыганок нажимает на нос Алёши. В это время загудел пароход. Когда цыганок убирает палец , пароход гудит. Все засмеялись .Все уходят на сцену)

Действие второе.

(Вся семья (кроме деда) входит в дом, садятся за накрытый стол)

Бабушка: Ну смотри. Всё наше племя -вот сколько.

Дядя Яков начинает играть на гитаре и петь грустную песню(«Степь да степь кругом…»).

Бабушка: Будет тебе, Яша, сердце надрывать. Ванюш, сплясал бы! М?

Дядя Яков: Ээххх, прочь грусть, тоска! Ваньк, становись, становись! Эээхххх!

Мастер Григорий: Отца бы твоего сюда, Алексей Максимыч , он бы другой огонь зажег. Ты его помнишь? Бывало он да бабушка… Погоди, погоди!

(Цыганок начинает танцевать. Во время пляски к Алёше подходит Григорий.

Стихает музыка. Григорий подходит к бабушке).

Мастер Григорий (кланяясь): Акулина Ивановна, сделай милость! Пройдись разок, как бывало с Максим Саватеичем хаживала! Утешь!

Бабушка: Да что ты, Свет, что ты, сударь, Григорий Иваныч! Да где уж мне плясать?! Только людей смешить!

Алёша: Бабань, спляши!

Все: Спляшите мамаша, спляшите!

Бабушка (встаёт): А ну! Смейтесь себе на здоровье! Ну-ка ,Яша, перетряхни музыку то!

(Начинает танцевать бабушка. С ней пляшет Цыганок. Потом входит дед. Музыка обрывается)

Дед: Вот, мать, я тебе скатерть купил. Стели для праздника. (Стелют скатерть) Вот! Учитесь! Кто я был?! Сирота, нищей матери сын! В лаптях пришёл в Нижний! А вот, дошёл до своего места! (Усаживается с гордым видом во главе стола) Старшиной цеховым был, начальник людям и в доме добытчик! А вы, что? Эх вы!

Дядя Михаил: Ограбит меня отец , Варьке всё!

Дед: Молчать!

Дядя Яков: Ванька с тобой останется! А нас когда выделишь, когда выделишь?!

Дядя Михаил: Когда нас выделишь?! Давай наши деньги!

Дядя Яков: Скатерти покупает!

Дядя Михаил: Варьке приданое хочешь отдать?!

Дядя Яков: А наше?

Дядя Михаил: А наше?

Дед: Молчать! никому не дам! Я -добытчик, и всё моё!

Дядя Михаил: А я что? Не сын? А? Что?

Дядя Яков: Да? Что?

Бабушка: Ну полно, полно, Яш, Яша! Молчи! (дает легкий подзатыльник Михаилу)

Дед: Молчать!

Бабушка (подходит к деду, умоляет): Отдай им всё, отец! Всё легче тебе будет?!

Дед ( крича на бабушку): А ну цыц! Потатчица!

Дядя Яков: А я что? Я чужой? Да?

Дядя Михаил: Кто такой? Кто такой?

Дядя Яков: Сегодня дели!

Дядя Михаил: Варьке всё?! А мне?

Дядя Яков: А мне?

Дядя Михаил: Чего тебе?

Дядя Яков: А я не сын ему?

Дядя Михаил: А кто старшой?

Дядя Яков: Кто старшой?

Дядя Михаил: Кто старшой?

Дядя Яков: Кто старшой?

(Бегают по кругу, Алёша забирается на печку, смотрит на них).

Дядя Михаил: Кто старшОй?!

Дядя Яков: Пусти!

Дед: Эх вы! Разбойники! ( Пытается встать между сыновьями)

Дядя Михаил: Никому не дам!

(Деду отрывают рукав. Он встает)

Дед: Эх вы-и...

Бабушка: Окаянные, дико́е племя, опомнитесь!

(Михаила и Якова уводят Григорий и Цыганок)

Действие 3.

Дед и бабушка одни. Но Алёша сидит на печи, притаившись.

Дед: Ты, мать, гляди за ними, а то они Варвару-то и Алексея изведут, чего доброго...

Бабушка: Полно, отец! Сними-ка рубаху-то, я зашью...

Дед: Надо, видно, делиться, мать...

Бабушка: Надо, отец, надо!

Дед: Ну! Знаю я тебя, ты их больше любишь! А Мишка твой — иезуит, а Яшка — фармазон! И пропьют они добро мое, промотают...

(Алёша всё слушает. И нечаянно с печки падает вещь. Дед бежит к нему. Снял его с печи.)

Дед: Кто тебя посадил на печь?

Алёша: Я сам.

Дед: Врёшь.

Алёша: Нет, сам. Я испугался.

(Дедушка достаёт новую книжку, громко хлопает книжкой по ладони и зовет Алешу):

Дед: Ну-ка, ты, пермяк, солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая.

(Дед открывает книгу и показывает букву):

Дед: Видишь фигуру? Это – аз. (говорит дед, показывая на букву)

Дед показывает на буквы в книжке:

Дед: Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

Алеша: Буки.

Дед: Попал! Это?

Алеша: Веди.

Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, – это что?

Алеша: Добро.

Дед: Попал! Это?

Алеша: Глаголь.

Дед: Верно! А это?

Алеша: Аз.

Вступилась бабушка:

Бабушка: Лежал бы ты, отец, смирно ...

Дед: Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей!

(Алеша читает)

Бабушка (громко говоря): Что, отец, радостно тебе? Радость-то в том, что внучку нужен. Буквы будет разуметь, читать научится. Глядишь, в люди выйдет, большим человеком заделается, писателем станет.

Использованные источники:

Макарова Б. А. «Человек – это звучит гордо...» : сценарий лит. вечера, посвящ. жизни и творчеству М. Горького // Читаем, учимся, играем. —2008. — № 1. — С. 15–21.

Медведева Н. М. «Наставник человеков на земле» [Электронный ресурс] : лит.- музык. композиция [по творчеству М. Горького] // Горьковские вечера / Белгород. Гос. универс. науч. б-ка ; сост. О. С. Иващенко. – Белгород, 2008. – С. 27-39. – URL:

Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков

согласно Календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры 150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ МАКСИМА (АЛЕКСЕЯ МАКСИМОВИЧА) ГОРЬКОГО (ПЕШКОВА) (28 марта 1868 г.) Авторы-составители: Марченко О.Н., доцент кафедры русского языка, литературы и художественного образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО Обернихина Г.А., профессор кафедры русского языка, литературы и художественного образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО Москва, 2018

 

Электронные ресурсы:

http://www.bgunb.ru/bgunb/publish/book/resource/AB.pdf (01.03.2017).

https://yandex.ru/images/search ?text=%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8%20%D0%9C.%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE&stype=image&lr=213&source=wiz.

convert_636f7c8b-47ed-4ce8-934c-a90f50a91f7a

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.