Литературный марафон «Всем лучшим в себе я обязан книгам… »
Сценарий литературного марафона, посвящённого 150-летию со дня рождения М.Горького
«Всем лучшим в себе я обязан книгам…»
Предлагаемый сценарий к 150-летию со дня рождения писателя Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова) рассчитан на обучающихся средних и старших классов. Ответственными за проведение данного мероприятия являются обучающиеся 7-ых классов. Проведению литературного марафона предшествовала работа, которая включала в себя следующие этапы:
1.Конкурс рисунков по произведениям М.Горького « Мы читаем Горького!»(5-11 классы)
2. Просмотр кинофильмов «Детство», «В людях».
3.Акция «Пополним фонды по - Горьковски!» (пополнение библиотечного фонда школы художественной литературой).
Итоги первого и третьего этапов акции будут озвучены после литературного марафона . В заключение можно предложить учителям – филологам провести квест «Максим Горький. Мы знаем! Мы читаем!»
Цель: пробудить интерес подрастающего поколения к творчеству М.Горького
Задачи:
- раскрыть многообразие личности писателя-художника и мыслителя, рассказать об отдельных этапах его жизни;
-дать возможность аудитории мысленно воссоздать облик писателя, его характер, интересы, привычки.
- дать возможность узнать или вспомнить произведения М. Горького, которые и сегодня у многих вызывают восхищение;
-показать актуальность идей писателя и в 21 веке
Оформление помещения:
-портреты и фотографии М. Горького разных лет;
-краткая хроника жизни и творчества М. Горького (презентация);
-иллюстрации обучающихся по произведениям М. Горького
-выставка книг М.Горького;
-эпиграфы на стене «… Для меня книга – чудо…» (М. Горький «В людях» )
«Учитесь настойчиво, упорно, всегда» (Из письма М. Горького Павлу Максимову)
- журнальный столик на краю сцены, на нём – портрет М.Горького, зажжённая свеча.
28 марта 2018 года исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького
(Алексей Максимович Пешков)
(1868 – 1936)
Учитель: В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького - писателя, драматурга, общественного деятеля. Это юбилейный год для Горького. И сегодня наш литературный марафон мы посвятим памяти этого многогранного художника и человека, писателя – гуманиста. На нашем вечере оживут горьковские герои, прозвучат строки из произведений великого писателя, появятся новые почитатели Горького. И думаю, вы непременно убедитесь в том, что Максим Горький – это достояние и гордость нашей страны.
(Звучит «Лунная соната» Бетховена. На сцену выходят ведущие. За журнальный столик садится писатель . Он в строгой чёрной одежде, в руках перо и книга. Слова ведущих сопровождаются слайдами презентации).
Ведуший 1. Жизнь Максима Горького была необычайно яркой и представляется поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался как крупнейший деятель русской культуры, как достойный приемник традиций великой русской литературы
Ведуший 2 Алексей Максимович Пешков родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде . Он рано потерял родителей. Детские годы провел в доме своего деда Каширина, владельца красильной мастерской. Единственным светлым явлением в раннем детстве Горького была бабушка Акулина Ивановна, человек душевной доброты и сердечности. Она согревала его своей лаской. Именно она познакомила Алёшу с чудесным творением народной поэзии.
Писатель «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». («Детство»).
Ведущий 1. Когда мальчику исполнилось десять лет, дед сказал ему : ««Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди...». С этого времени началась жизнь Горького в «людях». Кем только не был Алексей в последующие годы: работал при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учеником в иконописной мастерской, грузчиком на пристани, пекарем, разносчиком булок. Он в полной мере познал тяжесть эксплуатации.
Писатель. «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо это - живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.
Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе - человеческое, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».
Ведущий 2. Алексей страстно хотел учиться. В 1884 году он приехал в Казань, надеясь поступить в университет, но университетом для юноши стала сама жизнь. И всё же будущий писатель осуществил свою мечту – стать высокообразованным человеком. Обилие горестных впечатлений, с одной стороны, а с другой – знакомство с произведениями великих писателей – вот, что определяло настроения мальчика и подростка Алёши Пешкова.
Роль книг в жизни писателя.
(Под музыку выходят чтецы, выстраиваются в один ряд, при чтении своих слов каждый по очереди подходит к краю сцены. Все выстраиваются в одну линию.
ЧТЕЦ 1. Ты читай книги, в них должно быть всё, что надо. Неучёный человек – бык, его хоть в ярмо, хоть на мясо…
ЧТЕЦ 2. Вот они закончили есть, устало разошлись спать. Тогда я вынул книгу из подпечка, подошёл к окну: ночь была светлая, луна смотрела в окно. Читать хотелось мучительно, но мелкий шрифт не давался зрению. Тогда я забрался на лавку, в угол, к образам, начал читать стоя, при свете лампады, и , утомлённый, заснул, опустясь на лавку, проснулся от крика и толчков старухи. Держа книгу в руках, она больно стучала ею по плечам. «Пропала книга, изорвут», - думал я. За утренним чаем меня судили.
ЧТЕЦ 3. Читал я в сарае, уходя колоть дрова, или на чердаке, что было одинаково неудобно, холодно. Иногда я вставал ночью и зажигал свечу, но старая хозяйка, заметив, что свечи по ночам умаляются, стала измерять их лучинкой. Если утром в свече не доставала вершка, в кухне начинался яростный крик. Однажды старуха нашла на чердаке книжку и разодрала её в клочья. Это огорчило меня, но желание читать ещё более окрепло.
ЧТЕЦ 4. Это были поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданное красивое место, всегда стремишься обежать его сразу. Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою - лёгкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое это счастье - быть грамотным!
ЧТЕЦ 5 . Книги сделали меня неуязвимым для многого. Персонажи учили меня быть стойким, не поддаваться силе обстоятельств, герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному, великому делу.
(чтецы уходят)
Ведущий 3. Много читая, Горький впоследствии поражал окружающих своими энциклопедическими знаниями. На вопросы: «Откуда вы всё это знаете?» Горький шутливо отвечал: «Как же не знать! Сколько на свете замечательного!»
Ведущий 4. Первый литературный опыт заставил писателя поверить в своё призвание. На страницах столичных газет и журналов один за другим стали появляться рассказы Горького: «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песнь о Соколе», которые сделали его знаменитым Это была активная, мужественная, устремлённая в будущее героическая поэзия.
Ведущий 3. Образ Данко стал символом беззаветной любви к людям.
«Старуха Изергиль» - легенда о Данко (учащиеся 8 класса)
Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, – вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
– Вы сказали: „Веди!“ – и я повел! – крикнул Данко, становясь против них грудью. – Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их еще более. – Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они.
А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…
– Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!
Ведущий 1. Горький и сегодня напоминает, что в жизни всегда есть место подвигам, что человек должен их совершать во имя людей, во имя будущего. «Нет выше счастья, чем быть на Земле ЧЕЛОВЕКОМ,- утверждал Горький. И нужно быть достойными этого звания.
Ведущий 2. В «Песне о Буревестнике» можно услышать силу гнева, пламя страсти и уверенности в победе.
Просмотр буктрейлера Максим Горький. «Песня о Буревестнике»
Ведущий 5. Действие пьесы «На дне» разворачивается в ночлежке. В этом подвале, похожем на пещеру, оказались люди самого различного характера и социального положения. Но их объединяет одно – все они выброшены из жизни «на дно» в силу условий, царящих в обществе. Среди жалких, искалеченных, несчастных, бездомных бродяг звучат слова о человеке.
Чтение наизусть. Монолог о человеке. «На дне» (10 класс)
Человек может верить и не верить... это его дело! Человек -
свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум -
человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда!
Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они,
старик, Наполеон... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру
человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Всё - в
человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное -
дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью...
уважать надо! Хорошо это... чувствовать себя человеком!..
Инсценирование отрывка из повести М.Горького «Детство» (7-ые классы. Приложение 1.)
Ведущий 1. Горький был организатором и первым руководителем Союза советских писателей. Работоспособность Горького изумляла всех. Всё творчество Горького проникнуто любовью к человеку.
Ведущий 2. Слово предоставляется библиотекарю нашей школы Тугушевой Н.Д.
(Выступление библиотекаря школы. Подведение итогов акции «Пополним фонды по-Горьковски!)
Ведущий 1. Максим Горький обращался к людям:
Писатель. «... любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку…»
(Звучит музыка. Слайд презентации)
Ведущий 2. 18 июня 1936 года оборвалась жизнь гениального писателя, величайшего художника слова. «…то, что он написал до сего времени, следует считать не только ценным вкладом в русскую литературу, но и богатым материалом для истории русской жизни. С этой точки зрения, в области русской мысли Горький и его произведения долго не умрут. Они не потеряют своего громадного значения...» (Н.Г. Шебуев).
Ведущий 1. Как видите, бессмертие Горького продолжается…
Звучит музыка.
(Далее выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе, подведение итогов конкурса рисунков по произведениям М.Горького , награждение победителей)
Приложение 1.
Сценарий театральной постановки по мотивам повести М.Горького «Детство»
Справа от сцены вывески Нижний Новгород Пристань
Действие происходит перед сценой. На пристани продают пирожки, цветы и т.д.., продавцы расхваливают товар, цыганка предлагает погадать, прогуливаются пары. Гудок парохода, со сцены спускаются 2 матроса, говорят об Алеше. За ними выходят Алёша с бабушкой и матерью.
Действие первое.
Бабушка: Гляди, вот мы и приехали к деду-то.
Мать: Да, вот он, Нижний…
(Все встречаются. Целуются, обнимаются.)
Дед: Ах, Варвара! (Целуется с Варварой)
Мать Алёши: Папаша! (Плачет)
Дед: Что-о, горе? Ага-а! То-то вот… Эх вы-и… (Говорит с Варварой). (Подходит к бабушке, они троекратно целуются) Здорова ли мать? Где Алексей-то?(Алёша прячется за бабушку) Скулы-те отцовы… (Все начинают подходить).
Бабушка: Здравствуй, Григорий! (Приветствует его)
Мастер Григорий: Акулина Ивановна!
Бабушка (говорит и показывает Алёше): Это - дядя Яков. Дядя Михаил. Мастер Григорий.
Мастер Григорий: В отца, в отца!
Бабушка: А это — братья твои, оба Саши. И тётка Наталья. Цыганок - подмастерье. (Цыганок нажимает на нос Алёши. В это время загудел пароход. Когда цыганок убирает палец , пароход гудит. Все засмеялись .Все уходят на сцену)
Действие второе.
(Вся семья (кроме деда) входит в дом, садятся за накрытый стол)
Бабушка: Ну смотри. Всё наше племя -вот сколько.
Дядя Яков начинает играть на гитаре и петь грустную песню(«Степь да степь кругом…»).
Бабушка: Будет тебе, Яша, сердце надрывать. Ванюш, сплясал бы! М?
Дядя Яков: Ээххх, прочь грусть, тоска! Ваньк, становись, становись! Эээхххх!
Мастер Григорий: Отца бы твоего сюда, Алексей Максимыч , он бы другой огонь зажег. Ты его помнишь? Бывало он да бабушка… Погоди, погоди!
(Цыганок начинает танцевать. Во время пляски к Алёше подходит Григорий.
Стихает музыка. Григорий подходит к бабушке).
Мастер Григорий (кланяясь): Акулина Ивановна, сделай милость! Пройдись разок, как бывало с Максим Саватеичем хаживала! Утешь!
Бабушка: Да что ты, Свет, что ты, сударь, Григорий Иваныч! Да где уж мне плясать?! Только людей смешить!
Алёша: Бабань, спляши!
Все: Спляшите мамаша, спляшите!
Бабушка (встаёт): А ну! Смейтесь себе на здоровье! Ну-ка ,Яша, перетряхни музыку то!
(Начинает танцевать бабушка. С ней пляшет Цыганок. Потом входит дед. Музыка обрывается)
Дед: Вот, мать, я тебе скатерть купил. Стели для праздника. (Стелют скатерть) Вот! Учитесь! Кто я был?! Сирота, нищей матери сын! В лаптях пришёл в Нижний! А вот, дошёл до своего места! (Усаживается с гордым видом во главе стола) Старшиной цеховым был, начальник людям и в доме добытчик! А вы, что? Эх вы!
Дядя Михаил: Ограбит меня отец , Варьке всё!
Дед: Молчать!
Дядя Яков: Ванька с тобой останется! А нас когда выделишь, когда выделишь?!
Дядя Михаил: Когда нас выделишь?! Давай наши деньги!
Дядя Яков: Скатерти покупает!
Дядя Михаил: Варьке приданое хочешь отдать?!
Дядя Яков: А наше?
Дядя Михаил: А наше?
Дед: Молчать! никому не дам! Я -добытчик, и всё моё!
Дядя Михаил: А я что? Не сын? А? Что?
Дядя Яков: Да? Что?
Бабушка: Ну полно, полно, Яш, Яша! Молчи! (дает легкий подзатыльник Михаилу)
Дед: Молчать!
Бабушка (подходит к деду, умоляет): Отдай им всё, отец! Всё легче тебе будет?!
Дед ( крича на бабушку): А ну цыц! Потатчица!
Дядя Яков: А я что? Я чужой? Да?
Дядя Михаил: Кто такой? Кто такой?
Дядя Яков: Сегодня дели!
Дядя Михаил: Варьке всё?! А мне?
Дядя Яков: А мне?
Дядя Михаил: Чего тебе?
Дядя Яков: А я не сын ему?
Дядя Михаил: А кто старшой?
Дядя Яков: Кто старшой?
Дядя Михаил: Кто старшой?
Дядя Яков: Кто старшой?
(Бегают по кругу, Алёша забирается на печку, смотрит на них).
Дядя Михаил: Кто старшОй?!
Дядя Яков: Пусти!
Дед: Эх вы! Разбойники! ( Пытается встать между сыновьями)
Дядя Михаил: Никому не дам!
(Деду отрывают рукав. Он встает)
Дед: Эх вы-и...
Бабушка: Окаянные, дико́е племя, опомнитесь!
(Михаила и Якова уводят Григорий и Цыганок)
Действие 3.
Дед и бабушка одни. Но Алёша сидит на печи, притаившись.
Дед: Ты, мать, гляди за ними, а то они Варвару-то и Алексея изведут, чего доброго...
Бабушка: Полно, отец! Сними-ка рубаху-то, я зашью...
Дед: Надо, видно, делиться, мать...
Бабушка: Надо, отец, надо!
Дед: Ну! Знаю я тебя, ты их больше любишь! А Мишка твой — иезуит, а Яшка — фармазон! И пропьют они добро мое, промотают...
(Алёша всё слушает. И нечаянно с печки падает вещь. Дед бежит к нему. Снял его с печи.)
Дед: Кто тебя посадил на печь?
Алёша: Я сам.
Дед: Врёшь.
Алёша: Нет, сам. Я испугался.
(Дедушка достаёт новую книжку, громко хлопает книжкой по ладони и зовет Алешу):
Дед: Ну-ка, ты, пермяк, солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая.
(Дед открывает книгу и показывает букву):
Дед: Видишь фигуру? Это – аз. (говорит дед, показывая на букву)
Дед показывает на буквы в книжке:
Дед: Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
Алеша: Буки.
Дед: Попал! Это?
Алеша: Веди.
Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, – это что?
Алеша: Добро.
Дед: Попал! Это?
Алеша: Глаголь.
Дед: Верно! А это?
Алеша: Аз.
Вступилась бабушка:
Бабушка: Лежал бы ты, отец, смирно ...
Дед: Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей!
(Алеша читает)
Бабушка (громко говоря): Что, отец, радостно тебе? Радость-то в том, что внучку нужен. Буквы будет разуметь, читать научится. Глядишь, в люди выйдет, большим человеком заделается, писателем станет.
Использованные источники:
Макарова Б. А. «Человек – это звучит гордо...» : сценарий лит. вечера, посвящ. жизни и творчеству М. Горького // Читаем, учимся, играем. —2008. — № 1. — С. 15–21.
Медведева Н. М. «Наставник человеков на земле» [Электронный ресурс] : лит.- музык. композиция [по творчеству М. Горького] // Горьковские вечера / Белгород. Гос. универс. науч. б-ка ; сост. О. С. Иващенко. – Белгород, 2008. – С. 27-39. – URL:
Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков
согласно Календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры 150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ МАКСИМА (АЛЕКСЕЯ МАКСИМОВИЧА) ГОРЬКОГО (ПЕШКОВА) (28 марта 1868 г.) Авторы-составители: Марченко О.Н., доцент кафедры русского языка, литературы и художественного образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО Обернихина Г.А., профессор кафедры русского языка, литературы и художественного образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО Москва, 2018
Электронные ресурсы:
http://www.bgunb.ru/bgunb/publish/book/resource/AB.pdf (01.03.2017).
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8%20%D0%9C.%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE&stype=image&lr=213&source=wiz.
convert_636f7c8b-47ed-4ce8-934c-a90f50a91f7a