12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гавриличева Елена108
Россия, Орловская обл., Орел
Материал размещён в группе «Методическая копилка библиотекаря»

Литературный портрет

«И баснописец, и поэт»

к 250-летию со дня рождения И.А. Крылова

 

250 лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

 

На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием всё новых и новых поколений читателей. «Книгой мудрости самого народа» назвал Н. В. Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокрови­щнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.

Крылов не только создатель чудесных басен, которые знает и стар и млад. Его яркий талант сказался в самых разнообразных жанрах литературы. Смелый сатирик в своих прозаических произведениях, тонкий лирический поэт, остроумный автор весёлых и злых комедий - таков Крылов - писатель конца XVIII века.

В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окружённой со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Андреевичем Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чём-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен. О чём он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает своё нелёгкое детство.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье скромного армейского офицера. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, в течение долгих лет служил рядовым солдатом, затем ротным писарем, сержантом. Не имея ни состояния, ни покровителей, он с трудом достиг капитанского чина. В 1751 году отец Крылова был зачислен рядовым в драгунский полк, стоявший тогда в Оренбургской губернии. Во время восстания Пугачева отец будущего баснописца уже в капитанском чине принимал участие в военных действиях, а маленький сын его находился с матерью в осаждённом Оренбурге.

В 1774 году Андрей Прохорович Крылов вышел в отставку и получил назначение на долж­ность председателя Тверского губернского магистрата. В Твери маленький Крылов воспитывался под надзором матери, по словам самого баснописца, простой женщины, «без всякого образо­вания, но умной от природы».

Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить, в детстве, хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых жила тогда в Твери, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Крыловы жили в глубокой нищете. Семья Крыловых и раньше была не богата, теперь лишилась последних средств к существованию. 11-летнему Ване пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд – канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

 

Видео «Басня «Ларчик» (2 мин 3 сек)

 

Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.

Крылов воспользовался первой же возможностью оставить Тверской магистрат и перебраться на службу в столицу, куда семья Крыловых переехала зимой 1782 года. В сентябре следующего года Крылов поступает канцеляристом в Петербургскую казённую палату. Однако не служебная карьера привлекла молодого Крылова в столицу. В нём рано проявилось литературное призвание, горячий интерес к литературе и театру. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре. Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства.

Он много читал и этим восполнял недостаток образования. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре.

В год переезда в Петербург им написана начатая ещё в Твери комическая опера в стихах «Кофейница».

Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтёте это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете, что он так зашифровал свою фамилию и имя КРЫЛОВ ИВАН.

Политическая обстановка тех лет становилась всё более напряженной. Правительство насто­роженно следило за печатью.

В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью.

 

 

Видео «Басня «Слон и Моська» (1 мин 15 сек)

 

С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика.

Предметом сатиры его текстов были и политические события («Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица» -о войне с Наполеоном), и разлагающиеся «устои» общественной жизни («Водолазы», «Сочинитель и Разбойник»). 

С 1812 года Иван Андреевич Крылов работал библиотекарем в Петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была Крылову по душе, ведь его окружали книги спутники всей его жизни. Крылов заведовал русским отделом. Вначале работы в библиотеке было всего 4 русских книги. Понадобилось много труда, чтобы приобрести книги, журналы прошлых лет, следить за тем, чтобы в библиотеку попадали все вновь печатавшиеся книги. Надо было великолепно знать литературу, чтобы разыскивать peдкие недостающие издания, составить списки книг, указателей, одних только каталожных карточек «чистым почерком» надо было написать много тысяч. Библиотека росла и множилась, в этом немалая заслуга принадлежала Ивану Андреевичу. 30 лет жизни Крылова связаны с Петербургской Публичной библиотекой, с 1812 по 1841 годы. Этот труд, конечно, заслуживает большого уважения.

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и учёному, и неучёному, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

Однако, несмотря на жгучую сатиру его басен, именно он оказался едва ли не самым любимым автором своего времени. Ему удалось избежать опалы сразу при трёх самодержцах, в эпоху правления которых он жил.

В 1838 году состоялось торжественное чествование Крылова в ознаменование 50-летия его литературной деятельности. В своей речи В. Жуковский, приветствуя баснописца, сказал: «Наш праздник, на который собрались здесь немногие, есть праздник национальный; когда бы можно было пригласить на него всю Россию, она приняла бы в нём участие с тем самым чувством, которое всех нас в эту минуту оживляет...» Василий Андреевич Жуковский охарактеризовал басни Крылова как «поэтические уроки мудрости», «которые дойдут до потом­ства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести: ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народами и их переживают».

Прослужив в Публичной библиотеке около тридцати лет, Крылов вышел в отставку в марте 1841 года. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Но продолжал трудиться: готовил новое издание своих басен – выправлял, переделывал, переписывал их.

Умер Иван Андреевич 21 ноября 1844 года. Похоронен писатель в Александро-Невской лавре. Во время погребального шествия народ занял весь Невский проспект. Один из прохожих спросил идущего за гробом поэта Нестора Кукольника (не отличавшегося, скажем прямо, прогрессивностью):

- Кого это хоронят?

- Министра народного просвещения.

- Разве граф Уваров скончался?

- Это не Уваров, а Иван Андреевич Крылов.

- Но ведь министр Уваров, а Крылов был баснописцем.

- Это их путают, – ответил Кукольник.

- Настоящим министром народного просвещения был Крылов, а Уваров в своих отчетах писал басни.

В день похорон друзья и знакомые получили по экземпляру изданных им басен. На траурно-черной обложке было написано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Крылов написал 236 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны всем читателям. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие сюжеты для басен. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»

В. Г. Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

Иногда задумываешься: а что, если бы в баснях речь шла только о животных? Что, если бы персонажи и «мыслили» по-звериному? Или, напротив, действовали бы в них только люди? Пожалуй, всё бы и пропало. Ведь «душа» крыловской басни в этом «органичном синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном».

Крылов отрицательно относился к царю Александру I, который много обещал и ничего не сделал для народа. В 1810 году Александр I перестроил Государственный Совет, разделив его на 4 департамента. Во главе каждого из них стоял министр. Однако никаких законов для облегчения жизни народа не последовало. Крылов высмеял это бесплодное мероприятие в басне «Квартет».

 

Видео «Басня «Квартет» (2 мин 40 сек)

 

Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.

Басни И. А. Крылова положены на музыку А.Г.Рубинштейном - басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

А также - Ю.М. Касьяником: вокальный цикл для баса и фортепиано (1974) «Басни Крылова» («Ворона и Лисица», «Прохожие и Собаки», «Осёл и Соловей», «Две Бочки», «Троеженец»).

 

Видео «Шостакович «Стрекоза и муравей», исп. Галия Чаванина-Валеева» (3 мин)

 

Давая оценку личности Ивана Андреевича Крылова, Константин Батюшков сказал: «Этот человек - загадка, и великая». А Александр Сергеевич Пушкин очень тонко заметил в Крылове «весёлое лукавство ума». В этом мы уже убедились и еще не раз убедимся.

 

Конкурс «Угадай басню»

 

Очень точно критик Белинский восхищённо заметил: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского». И, действительно, дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.

спасибо за внимание.

Опубликовано в группе «Методическая копилка библиотекаря»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 18.06.19 в 04:43 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал! Пригодится!
Гавриличева Елена, 19.06.19 в 08:57 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень приятно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.