Литературный вечер «Наш товарищ Борис Заходер»
Пояснительная записка к презентации
Литературный вечер «Наш товарищ – Борис Заходер» (для детей старшего дошкольного возраста).
Пояснительная записка.
В сентябре исполнилось бы 100 лет со дня рождения Борису Владимировичу Заходеру.
Борис Владимирович Заходер – детский писатель, имя которого знакомо каждому из нас с детства. Его творческая биография не ограничилась только написанием сказок и стихотворений для детей. Борис Владимирович был также талантливым переводчиком и поэтом. Книги – собственные произведения и переводы, - оставленные великим мастером в наследство детям, до сих пор пользуются популярностью.
Цель мероприятия: Познакомить детей с творчеством Бориса Владимировича Заходера; расширить знания детей о деятельности Бориса Заходера.
Задачи: Воспитывать интерес и положительное отношение к детской литературе;
Развивать образную речь, поэтический слух.
Предварительная работа: чтение произведения Б. В. Заходера «Мохнатая азбука», рассматривание иллюстраций к произведению "Мохнатая азбука"; разучивание с детьми некоторых стихотворений Б. В. Заходера.
Материалы и оборудование: плакат с изображением героев Б. В. Заходера; выставка книг Б.В.Заходера; мультимедийная установка; презентация PowerPoint; 2 письма; песенка Винни-Пуха “Куда идём мы с Пятачком»; интерактивные задания; мультфильм «Кит и кот»; книжки Б. В. Заходера .
Ведущие: воспитатель, Винни-Пух и Пятачок.
Ход мероприятия.
(На экране слайд 2 с изображением книг Б.В.Заходера.)
Дети рассматривают плакат с героями и стенд с книгами Б. В. Заходера. Среди книг дети находят конверт с надписью «Товарищам детям».
Дети: Ой, а тут письмо.
Воспитатель: Ребята это письмо адресовано вам. Давайте прочитаем, что же там написано.
Воспитатель: Ребята, сегодня наш вечер посвящён детскому писателю Борису Владимировичу Заходеру. (На экране слайд 3).
Борис Владимирович родился 9 сентября 1918 года в городе Кагуле в Молдавии. Но семья прожила там недолго. Сначала переехала в Одессу, а потом в Москву. Детство Бориса Заходера прошло в Москве. В одном интервью Борис Владимирович признавался, что, «в детстве не играл в футбол, не совершал «никаких подвигов», почти не дрался, даже яблок не воровал ни разу и вместо этого целыми днями читал книги».
Но один «подвиг» из своего детства Борис Заходер вспомнил. Однажды он убежал из дома. В ту пору ему не было и семи лет. Вот как об этом рассказывал сам писатель: «Я за что-то, - за что, уже не помню, - очень обиделся на своих родителей. На обоих сразу – и на папу, и на маму. И вот когда они ушли на службу, убежал из дому. Чуть ли не целый день один-одинёшенек странствовал по Москве. Движение, к счастью, было тогда небольшое, автомобилей почти не было, и в конце концов я благополучно добрался до своего приятеля Яшки. Там меня уже поздно вечером нашёл папа. Меня не наказали. И даже не ругали. Может быть, потому, что к нам пришли гости. Но только папа вслух прочёл и показал всем записку, которую я оставил родителям. И это было хуже всякого наказания. Там было написано: «Сиводня я ухажу навсигда». Писать я научился рано и очень гордился своей грамотностью. А тут такой позор – четыре ошибки в четырёх словах!»
Писать стихи Борис Владимирович начал с 11 лет. Но знаменитые стихи и сказки были ещё впереди. А начал свою литературную карьеру Борис Заходер с переводов. (Слайд 4).
Борис Заходер перевёл на русский язык повести-сказки: П. А. Трэвэрс «Мэри Поппинс», Льюис Кэррол «Алиса в Стране Чудес», Д. М. Барри «Питер Пэн»; сказки братьев Гримм и Карела Чапека, польские народные детские песенки; стихи Юлиана Тувима, Яна Бжехвы, Вильяма Дж. Смита и многих других.
Звучит отрывок из «Песенки Винни-Пуха» - Куда идем мы с Пятачком
Появляются Винни-Пух и Пятачок. (Слайд 5).
Пятачок: Ой, Винни, а куда это мы пришли?
Винни-Пух: Мы пришли на вечер, посвящённый нашему «литературному папе».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему Винни-Пух назвал Бориса Владимировича Заходера своим «литературным папой»? (Ответы детей).
Замечательную книгу «Винни-Пух и все-все-все» написал английский писатель Алан Милн, а научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски писатель Борис Владимирович Заходер. Вот что рассказывал о Винни-Пухе сам писатель: «Винни-Пух – это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет песенки, да вдобавок не просто песенки, а Ворчалки, Пыхтелки, Шумелки и даже Сопелки». Ребята, давайте прочитаем Винни-Пуху и Пятачку «Ворчалку».
1-й ребёнок:
Куда мой мёд деваться мог?
Ведь был полнёхонький горшок!
Он убежать никак не мог –
Ведь у него же нету ног!
2-й ребёнок:
Не мог уплыть он по реке
(Он без хвоста и плавников!),
Не мог зарыться он в песке…
Не мог, и всё же был таков!
3-й ребёнок:
Не мог уйти он в тёмный лес,
Не мог взлететь под небеса…
Не мог, а всё-таки исчез!
Ну это прямо чудеса!
Винни-пух и Пятачок: Молодцы, ребята! Спасибо!
Воспитатель: Ребята, у Бориса Заходера есть цикл стихотворений о профессиях, который называется «Строители». А ещё Борис Владимирович писал загадки. Давайте мы сейчас с вами поиграем в игру «Угадай». (Слайд 6). Задание: я вам буду читать стихотворение, а вы должны сказать что или кто это и соотнести с картинкой. А Винни-Пух и Пятачок вам помогут.
Интерактивное задание «Загадки Б. В. Заходера»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием.
Пятачок: Винни, Винни, а что нам могут рассказать игрушки, если они вдруг оживут и заговорят?
Винни-Пух: Ой, Пятачок, я не знаю. Давай спросим у ребят. Может они знают?
Воспитатель: Конечно же ребята знают.
Дети читают стихотворение Б. В. Заходера "Песня игрушек" (Слайд 7).
1-й ребёнок:
Дети любят игрушки -
Так все говорят.
Ну, а разве игрушки
Не любят ребят?
Очень любят!
Души в них не чают!
Просто
Это НЕ ВСЕ
Замечают...
2-й ребёнок:
Мы молчим, мы не хнычем,
Когда нас бросают, -
Мы ведь знаем, что слезы
От бед не спасают!..
Не заметишь обиды
По нашему виду -
Мы ребятам прощаем
Любую обиду!..
3-й ребёнок:
Оттого-то, наверное,
Не все замечают,
Как игрушки страдают,
Тоскуют,
Скучают...
Оттого-то не знают
(И знать не хотят!),
Как мы верно и преданно
Любим ребят.
Все вместе:
Ах, не так нам обидно,
Когда нас ломают,
Как обидно, что нас
Не всегда понимают!
Воспитатель: Ну что, Пятачок, ответили ребята на твой вопрос.
Пятачок: Да, спасибо ребята.
Винни-Пух: Ребята, а вы знаете, что у Бориса Заходера есть свои «Горизонтские острова», остров Гдетотам, свои страны: «Моя Вообразилия» и «Страна Считалия». (Слайд 8)
Воспитатель: Вот что писал о «Стране Считалии» сам Борис Заходер: «Что такое Считалия – думаю, вы сразу догадались: это страна, где живут считалки.
А уж что такое считалки – это знает, как говорится, каждый ребёнок.
Пятачок:
Из окошка мне видна
Расчудесная страна,
Где живут Считалочки.
Каждый там не раз бывал,
Кто когда-нибудь играл
В прятки или салочки….
Воспитатель: (Слайд 9). Часто в своих стихах Борис Владимирович Заходер играет словом, многие его стихи – это «перевёртыши», столь любимые детьми. Давайте посмотрим, что получилось когда кит и кот поменялись буквами. (Просмотр мультфильма).
Воспитатель: Ребята, вам понравился мультфильм. (Обсуждение мультфильма).
Борис Заходер очень любил животных, поэтому не задумываясь бросался на их защиту,
Винни-Пух: Вот откуда его решительное: Наказать я сам готов
Тех, кто мучает котов!
Пятачок: Он всегда готов был встать на защиту мохнатых и пернатых.
Воспитатель: Многие стихи Заходера посвящены кошкам. У него есть даже книга «Краткая кошачья книжка» (Слайд 10), в которой собраны стихи Бориса Владимировича о кошках. Послушайте некоторые из них.
Ребёнок читает стихотворение «Кискино горе»:
Плачет киска в коридоре.
У неё большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Воспитатель читает стихотворение «Странное происшествие»:
Однажды,
Точнее, когда-то и где-то
С голодным Котом
Повстречалась Котлета.
Котлета, представьте,
Всплеснула руками: —
Ах, как же я счастлива
Встретиться с вами!
Ах,
Если б вы знали,
Как жаждут Котлеты
Узнать ваши тайны
И ваши секреты!
Скажите скорее,
Какого вы рода?
Вернее —
Какого вы времени года:
Кот осени вы?
Кот весны?
Кот зимы?
А может быть,
Тоже Кот лета,
Как мы?
А может быть,
Вы
Даже Кот — Круглый Год?
А может быть, Может быть,
Вы — Антрекот?
Кот
Лишь улыбнулся ей
Вместо ответа —
И сразу
Куда-то
Исчезла Котлета...
Воспитатель: (Слайд 11). В стихах Бориса Заходера нередко встречаются не только обычные и экзотические животные, но и звери выдуманные самим автором. Винни-Пух, Пятачок, а вы знаете животных, выдуманных самим автором. (Пятачок И Винни-Пух читают стихи).
Пятачок читает стихотворение «Рапуны».
Под собой не чуя ног,
Скачет резвый Рапунок.
А большие Рапуны
Тихо спят и видят сны.
Винни-Пух читает стихотворение «Кавот и Камут».
Мне с постели вставать неохота:
Я боюсь наступить на Кавота, -
У меня под кроватью живёт
Симпатичнейший в мире Кавот,
И ещё с ним такая забота:
Накормить невозможно Кавота,
Так как каждый кусок почему-то
Попадает в желудок Камута.
Воспитатель: (Слайд 12). Стихи и сказки Бориса Владимировича Заходера весёлые, умные, ироничные, наполненные светом, радостью, добротой. Герои его произведений – это забавные малыши, озорные школьники, буквы алфавита, животные. А вы знаете, какое произведение сочетает в себе алфавит и стихи о животных? (Слайд 13).
Дети: «Мохнатая азбука».
Воспитатель: Правильно. Это «мохнатая азбука». Ребята, а давайте с вами поиграем ещё в игру «Угадай кто». (Слайд 14). Задание: Ребята, я вам буду читать стихотворение, вы должны назвать животное и найти соответствующую картинку.
Интерактивное задание по произведению «Мохнатая азбука» Б. В. Заходера «Угадай кто»
Пока дети играли , Винни-Пух и Пятачок начали ссорится.
Воспитатель: Винни-Пух, Пятачок не ссортесь. Вы же не хотите быть похожими на Бяку и Буку? (Слайд 15)
Винни-Пух и Пятачок: А кто это?
Воспитатель: Сейчас мы вам расскажем.
Ребёнок читает стихотворение «Приятная встреча».
Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака-
Молчали
Бука и Бяка.
И Бука
Думал со скукой:
«Чего он так смотрит — букой?»
А Бяка думал:
«Однако
Какой он ужасный
Бяка…»
Воспитатель: Хотите стать такими?
Винни-Пух Пятачок: Нет.
Воспитатель: Тогда не ссортесь. (Слайд 16). Ребята, Борис Владимирович Заходер писал не только стихи и сказки. У него есть и пьесы для театра: «Ростик в дремучем лесу», «Очень умные игрушки», а по пьесе-сказке «Лопушок у Лукоморья» создана опера. Не один десяток фильмов снят по сценариям или мотивам сказок Заходера: «Фантик», «Птичка Тари», «Считалия» и много других. Борис Владимирович был не только писателем и переводчиком, но и драматургом, и сценаристом. Писал Заходер не только для детей, но и для взрослых. Послушайте стихотворение Бориса Заходера о самом себе:
Смотрите сами:
Вот есть, например,
детский писатель
Борис Заходер;
Есть переводчики —
Взрослый и детский.
Тот знает английский,
этот — немецкий…
У всех у них
Разные интересы,
Хотя они все как один
Борисы:
Один Заходер
Сочиняет пьесы —
(Его, очевидно,
Волнуют актрисы!)
Тот пишет сказки
Про разных тварей,
Тот норовит
Смастерить сценарий;
Есть среди них
Даже автор либретто.
Тут
не хватало только поэта!
Винни-Пух: Ребята, мы с Пятачком принесли вам ещё одно письмо.
Воспитатель: Давайте прочитаем его и узнаем что же там написано. (Слайд 17).
Винни-Пух и Пятачок вручают детям книжки Бориса Заходера.
Спасибо за внимание!
Используемая литература:
Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 240 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
Заходер Б.В. Кто ходит в гости по утрам. – Москва: РИО «Самовар», 1997. – 120 с.
Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/ [сост. Л.Ф. Климанова и др.]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.: ил. – (Школа России).
Приходько В.А. О современном сказочнике и давней традиции.// Дошкольное воспитание – 1977 - №8 – с. 45-55.
Приходько В.А. Наш товарищ Борис Заходер.// Дошкольное воспитание – 1989 - № 1 – с. 69-72.
Интернет-ресурсы:
Сингаевская Наталья Валерьевна
Артюхова Наталья Александровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Артюхова Наталья Александровна
Порошина Ольга Анатольевна
Артюхова Наталья Александровна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Артюхова Наталья Александровна