Урок по литературному чтению в 1 классе «Рассказы про детей. В. Чаплина "Мушка"»

1
0
Материал опубликован 20 July 2019

Тема Литературное слушание Рассказы про детей. В. Чаплина «Мушка»

Программа

Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 1 класс

Цели

Формирование читательской деятельности

Овладение элементарными литературоведческими понятиями

Развитие эмоциональной отзывчивости на литературное произведение и коммуникативных способностей

Обогащение духовного мира

 

Задачи

Воспринимает на слух произведение о сверстниках и выражает своё отношение к ним;

самостоятельному определяет темы и жанра, составляет план и пересказывает;

ориентируется в понятии «рассказ»;

совершенствует навык плавного чтения;

умеет работать в паре, малых группах.

 

Учебный материал

Детские книги В. Чаплиной с рассказом «Мушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Организационный момент

Настрой на деятельность

- Мы продолжаем знакомиться с новыми книгами и авторами.

Давайте поаплодируем себе, чтобы все получилось, а когда будет трудно,

сможем рассчитывать на помощь друг друга.

Работа с детской книгой

(у учащихся на столах книги В. Чаплиной «Крылатый будильник», «Весёлый зоопарк», «Как лиса в лесу жила»)

 

  1. Рассматривание и выделение элементов книги:

- На ваших столах лежат книги, рассмотрите их. По каким элементам можно узнать о книге?

- По обложке

- По содержанию

- По титульному листу

- По рисункам

- Объединитесь в группы с одинаковыми книгами и составьте рассказ о том, что вы смогли

узнать о ней

  1. Групповая работа (составление рассказа о книге по алгоритму:

автор

заглавие

жанр

тема)

(слабые ученики работают с учителем)

  1. Презентация работы в группе

1 группа – Мы узнали, что автор Чаплина, книга называется «Как лиса в лесу жила»

- Как это узнали?

- Прочитали на обложке

- Что находится в книге?

- Рассказ, потому что это написано на титульном листе. Это рассказ о

лисе и других животных, потому что нарисованы везде звери

2 группа - У нас книга Чаплиной «Крылатый будильник» с рассказами о детях, о

животных

- Как это узнали?

- По обложке, титульному листу и содержанию, в содержании есть заголовки

и про животных, и про людей

 

3 группа - Мы рассматривали книгу Чаплиной «Весёлый зоопарк», решили, что это

сборник рассказов о животных, потому что в содержании много названий,

а на титульном листе написано «рассказы». Рассказы весёлые.

 

4 группа - У нас тоже книга Чаплиной, но с другим заглавием «Крылатый будильник»,

Это женщина, потому что фамилия Чаплина и на титульном листе

есть её фотография. Это сборник рассказов, потому что их много,

и они разные, потому что на иллюстрациях животные, дети, взрослые

 

Новое знание: нахождение информации об имени и отчестве автора

- Не совсем уважительно называть автора и любого человека по фамилии.

- Её зовут Валентина, потому что на обложке заглавная В.

- Нет, это Елена, … а может и Валентина. Непонятно.

- Нам снова поможет сама книга: на последней обложке или после содержания

найдите нужную нам информацию.

(ученики работают с обложкой)

- О, её зовут Вера и Васильевна.

- Да, и не Валентина, а Вера Васильевна. Теперь будем знать.

-Узнать имя, отчество автора можно в конце книги.

У нас сегодня в гостях книги Веры Васильевны Чаплиной

(на доску прикрепляется табличка Чаплина

Вера

Васильевна)

 

  • Выделение общего и различного в книгах.

Книги разные, но что общего можно о них сказать, чем отличаются?

- Общее: один автор, пишет рассказы

- Разное: они о детях, о животных, о людях

  1. Самооценка работы в группе (цветные кружки на листе самооценки

Красный – быстро, самостоятельно, верно

Зелёный - требовалась помощь

Синий – быстро, но неверно)

 

Первичное слушание В. Чаплина «Мушка»

Мотивация первичного слушания:

- Хотите послушать, какие произведения у Веры Васильевны Чаплиной?

- Слушайте и представляйте то, о чём я буду читать.

Беседа

оценка восприятия

- Очень интересно! Интересно! Понравилось!

- Что понравилось?

- Как Мушка защищала девочку. Она её не бросила.

-Понравилась девочка, потому что добрая и имя хорошее – Люда.

выявление героев

– Кто главные герои произведения?

- Мушка. И Люда, ведь она нашла Мушку. И собака, она чуть не

загрызла девочку.

- Нет, нет собака не герой, она случайно прибежала. Тут герои

только Мушка и Люда, с ними всё происходило.

яркие моменты

- Страшно было, когда чуть не искусала собака Люду

- Жалко было Мушку, когда она была больная и грязная

- Очень смешно, что про Мушку сказали, что она как заяц

- Мне понравилось, что Мушка не боялась защищать Люду, когда все убежали

характеристика героев в начале, в конце произведения

- Вы запомнили разные моменты, герои тоже были разными на протяжении истории.

Какой вы представили себе Мушку вначале? О чем может рассказать её кличка?

- Она маленькая, как муха, мушка

- была жалкая

- черненькая

- хромала

- и всего боялась

- Из чего можно сделать вывод, что трусливая?

- Поджимала хвост, пряталась,

- Все говорили, что как заяц,

- Только с Людой гуляла,

- Какой видим Люду?

- Люда добрая, жалеет животных, она лечила Мушку,

гуляет с ней, любит собак

-Какой видим Люду в случае с собакой?

- Люда побежала, как все, но зацепилась и упала. Ей было страшно.

- Она очень испугалась. Её чуть не разорвала собака.

А что скажете о Мушке?

- Она бросилась защищать Люду

- Мушка не испугалась

- Мушка не струсила, она стала храброй

основная мысль произведения (о дружбе людей и животных, преданности и любви)

Чему можно удивиться в этой истории?

- Тому, что Мушка стала смелая, она не испугалась злой собаки

- Нет, она испугалась, но все равно лаяла на собаку

- Она стала смелая

- Нет, она боялась и лаяла, она только в душе стала смелая, ведь Мушка

дрожала то страха

- Мушка больше не трусила

- Что помогло Мушке побороть свой страх в момент опасности? Можно ли назвать Люду и Мушку настоящими друзьями?

- Это друзья, потому что защищали друг друга

- Они любили друг друга и помогали, как друзья

Любовь и дружба делают чудеса: труса превратят в храбреца, а слабый станет сильным

 

Физпауза Изображение Мушки в разные моменты рассказа

Попробуйте показать Мушку, какой её нашла Люда (дети объясняют свои позы)

- маленькая, хромая, всего боялась, хвост поджимала

- надо сжаться, лучше присесть, согнуть руку,

- руку завести назад, как хвостик, и спрятать

- опустить ушки – руки, и не улыбаться, сделать жалостливые глаза

Во время схватки с собакой

- расставить лапы – руки широко, вытянуть шею вперёд,

рот широко открыть, как будто лаешь

В конце истории

- голову вверх, шагать смело, уверенно, важно

заголовок произведения

Какой заголовок мог быть у произведения?

- Люда и Мушка

- Друзья

- Мушка и Люда

- Помощь Мушки

- автор назвала произведение «Мушка»

Моделирование обложки

  1. Самооценка восприятия нового произведения (цветом)

- Выполните обложку для этого произведения. Что уже есть на обложке,

а чего не хватает?

(На обложках указана фамилия автора)

- нужно дописать имя и заголовок

- надо обозначить жанр и о чём это произведение

  1. Самостоятельная работа с условными знаками по алгоритму

    Взаимопроверка по готовому образцу и обоснование выбора

(с разными вариантами обложек выходят к доске ученики)

Как записали автора? - Вера Чаплина

Как обозначили заголовок? - Мушка

Как обозначили жанр? Почему? - Прямоугольником. Это рассказ, потому что так бывает на

самом деле, нет волшебства, животные не разговаривают

 

Как обозначили тему? Почему? - Я - жёлтым цветом, потому что о девочке Люде

- А я – коричневым, потому что о собаке, а собака – это

Животное

- А я – и жёлтым и коричневым, потому что про Люду и собачку

- Как всё же точнее обозначить темы рассказа?

 

 

 

Новое знание: обозначение двух тем в произведении: о животных и о детях

- Кто закрасил двумя цветами, вы догадались, что произведения

бывают сложные, с несколькими темами; а остальные разделите вертикальной

чертой прямоугольник на две части и пометьте буквой название цвета, которого не хватает.

 

  1. Взаимооценка моделирования (цветом)

 

 

Повторное чтение, деление на части и составление схематичного плана

  1. Деление на части, мотивация к повторному чтению и восстановление последовательности частей

-Какие части в этом рассказе можно выделить?

- как Мушка защищала Люду

- как Люда дружила с Мушкой

- как Мушка была грязной и больной

- как Мушка стала смелой

- как Мушка боялась всех

- Сравните предположения с тем, как я разделила на части и назвала их. Согласны?

Люда и Мушка

Во дворе

Мушка и собака

Мушка

- Похоже на наши части, только всё перепутано, надо поставить

части по порядку

- Расположите части по порядку.

- Трудно, прочитайте нам ещё раз

Повторное чтение

- Те, кто справился с заданием, во время чтения проверят свой вариант, а остальным слушание поможет выполнить задание.

Проверка выполнения задания

- Помогите мне распределить части (ученики предлагают свои варианты плана):

Люда и Мушка Мушка

Во дворе Во дворе

Мушка и собака Мушка и собака

Мушка Люда и Мушка

- Объясните своё мнение

- Я считаю, что первая часть должна называться «Мушка», потому что

рассказывается о том, какой была Мушка.

- Ты не прав, в первой части и о Люде рассказано, как она помогла Мушке,

поэтому и название должно быть «Люда и Мушка»

- Я все равно не согласен, потому что о дружбе Люды и Мушки говориться

и в конце рассказа

- Давайте проверим по тексту (учитель зачитывает спорные части).

- Вот видишь, в конце только про Мушку сказано, значит и называться

последняя часть должна только Мушка.

- Я считаю, что вторая часть названа неправильно, т.к. рассказывается

о том, как Мушка боялась и во дворе, и в доме. Я бы назвал «трусиха».

- Спасибо, Никита, ты подобрал интересный заголовок

- Так нельзя назвать, потому что трусихой можно назвать и Люду,

когда она испугалась собаку. Это будет непонятно, все запутается.

-Лучше оставить «Во дворе»

Самооценка умения делить на части текст

 

7. Обучение пересказу

Пересказ по частям (индивидуальная помощь)

- Что можно добавить?

- Как сказать лучше

- Как лучше начать? ... и т.д.

 

Физпауза для глаз

 

Упражнение в чтении

  1. Чтение отрывков (дифференцированно) и определение части с обоснованием.

- Мы работали вместе, помогали друг другу, а теперь проверьте себя, сможете ли самостоятельно определить, из какой части этот отрывок, а для этого надо научиться и правильно читать его.

  1. Проверка выполнения задания:

Чтение по два предложения слабыми учениками (из разных частей), остальные доказывают принадлежность к части и прочитывают целиком соответствующий отрывок по цепочке.

Самооценка ориентирования в тексте

 

Подведение итогов

С чем новым познакомились? (с новым автором и произведением, находить информацию об авторе, делить на части, т.д.)

Самооценка работы на уроке: Что нового? Что трудно? Что легко? Что интересного?

 

Домашнее задание

прочитать другие произведения В. Чаплиной

расположить (приклеить) в обложке заголовки частей по порядку и научиться рассказывать произведение по плану родителям

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.