12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лилия619
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону
0

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению, 4 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12. 2012 № 273-ФЗ;

Областной закон от 14.11.2013г № 26 –ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. 29.12. 2016 года № 936-ЗС);

Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643,от 31.12.2015 № 1576);

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"(в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г № 1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 05.07.2017 № 629)

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Гимназия № 25»

Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Гимназия № 25»

Календарный учебный график муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Гимназия № 25» на 2018-2019 учебный год

Примерная программа начального общего образования по литературному

чтению

Программа по литературному чтению Климановой Л.Ф., – М.: Просвещение, Москва, 2015 г.


 

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.


 

Основные цели обучения литературному чтению:

развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

 

Коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи:

целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;

свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;

приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;

формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;

обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;

научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;

развивать интерес к литературному творчеству;

духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Гимназия № 25» отводит для изучения литературного чтения в 4 классе 3учебных часа в неделю. В соответствии расписанием учебных занятий МБОУ «Гимназия № 25» в 2018-2019 учебном году запланировано проведение в 4 «А, В»-103 часа, в 4 «Б»-102 часа.

 

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение» 4 класс, в двух частях, 1 ч. М., «Просвещение», 2017 г.

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение» 4 класс, в двух частях, 2 ч. М., «Просвещение», 2017 г.

 

Формы организации занятий, основные виды учебной деятельности, методы работы, используемые учителем

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.

Типы уроков:

урок изучение нового материала;

урок совершенствования знаний, умений и навыков;

урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

комбинированный урок;

урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

урок – сообщение новых знаний

урок-закрепление знаний

урок-повторение знаний

урок – игра

проверка знаний

 

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

    Индуктивные, дедуктивные.

    Репродуктивные, проблемно-поисковые.

    Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

    Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

 

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу).

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.


 

2. Содержание учебного курса

Основные содержательные линии курса представлены разделами:

Книга в мировой культуре

Основные понятия: библиотека, каталог, аннотация. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.

Истоки литературного творчества

Основные понятия: сказки, притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Различение жанров художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделение их характерных признаков.

Былина — героико-патриотическая песня, сказание об исторических событиях и богатырях Древней Руси. Былина жанр, имеющийся только в русском фольклоре.

Рассказ — небольшое прозаическое художественное повествование о каком-либо случае, эпизоде из жизни героя.

Стихотворение — небольшое художественное произведение, написанное стихами. Оно ритмически организовано, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроение и мысли человека (лирического героя).

О Родине, о подвигах, о славе

Основные понятия: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. Стихи и рассказы о войне.

Жить по совести, любя друг друга

Основные понятия: ответственность, совесть. Рассказы о дружбе, хороших делах.

Литературная сказка

Основные понятия: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели народных сказок. Литературные сказки.

Сравнение и объяснение разницы между народной и литературной сказкой.

Великие русские писатели

Основные понятия: средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Сравнение произведений живописи и литературы.

Литература как искусство слова

Обобщение по курсу литературного чтения. Самостоятельные работы.

 

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

 

3.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные планируемые результаты


 

Обучающийся научится:

получит возможность научиться:

 

Виды речевой и читательской деятельности

читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

выразительно читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика, в т.ч. стихотворения любимого поэта;

эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему произведения;

кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;

сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

находить известные средства художественной выразительности;

отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;

осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами,

делать выводы;

самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя.

воспринимать художественную литературу как вид искусства;

осмысливать нравственные ценности художе­ственного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках;

вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности компо­зиции произведения;

самостоятельно читать тексты большого объема;

выделять главную идею и основные проблемы

литературного произведения;

осознавать деление литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;

воспринимать юмор, иронию в литературе;

воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;

воспринимать многообразные способы выра­жения авторского отношения в разных видах повествования.

Круг детского чтения

ориентироваться в книге по названию, оглавлению и другим элементам книги;

отличать сборник произведений от авторской книги;

самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

ориентироваться в мире детской литературы

на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечествен­ной и зарубежной литературы;

определять предпочтительный круг чтения,

исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

писать отзывы и аннотации на прочитанные

книги; вести читательский дневник;

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой.

Литературоведческая пропедевтика

отличать художественные произведения разных жанров (сказки, басни, былины и др.);

находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;

распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.;

практически различать прозаические, поэтические и драматические произведения и показывать особенности каждого вида повествования.

самостоятельно составлять сюжетный план,

характеристику героя;

различать средства художественной выразительности в литературном произведении (срав­нение, олицетворение, контраст, гипербола, эпи­тет, звукопись, повтор);

видеть единство выразительного и изобрази­

тельного начал в поэтическом произведении, развитие настроения;

создавать собственные небольшие тексты с использованием некоторых средств художественной выразительности по аналогии с изученны­ми произведениями;

знать о существовании «бродячих сюжетов» в мировой литературе;

понимать особенности жанра басни, былинно­ го повествования;

эмоционально воспринимать и определять язык, напевность, ритм былин;

называть основных героев русских былин.

Творческая деятельность учащихся

выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров;

участвовать в чтении по ролям литературных произведений;

пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности; реконструировать текст, восстанавливая последовательность событий;

передавать свое впечатление о литературном произведении в творческой форме, в т.ч. создавая иллюстрации;

описательно рассказывать о любимом писателе, поэте;

писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;

писать небольшие по объему сочинения по картине.

пересказывать текст, передавая при этом чувства героя и главную мысль автора произведения;

самостоятельно определять интонационные средства выразительного чтения, участвовать в конкурсах чтецов;

участвовать в инсценировках литературных произведений;

писать сочинения­ рассуждения на свободную тему, сочинения – описания природы

 

Метапредметные планируемые результаты

метапредметные

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Учащийся научится:

полно и адекватно воспринимать художественный и научно–познавательный текст;

обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;

осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;

отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

 

выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;

использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;

учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

сотрудничать с учителем и сверстниками;

грамотно формулировать вопросы;

используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;

принимать участие в коллективных проектах.

 

осознавать этапы организации учебной работы;

принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;

вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;

осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

 

заинтересованное отношение к литературному

чтению, внутренняя мотивация обращения к кни_

ге, в том числе с учебными и познавательными

мотивами;

интерес к различным видам художественной

деятельности (декламация, создание своих не_

больших сочинений, инсценировка) как средству

самовыражения;

основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;

чувство гордости за свою Родину, героическое

историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам

и достижениям ее граждан;

основы для принятия культурных традиций

своей страны;

основы моральной самооценки, ориентация

на моральные нормы и их выполнение;

осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;

умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных

смыслов.

Учащийся получит возможность научиться:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений;

находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д.), а также в контролируемом пространстве Интернета;

соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.

 

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;

открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;

проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;

адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;

использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.

 

самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);

осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;

проявлять инициативу при ответе на вопросы

и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;

осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;

осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.

 

потребности в чтении как средстве познания

мира и самопознания, саморазвития, интереса

к литературе и другим видам искусства;

осознания искусства и литературы как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;

ориентации в системе личностных смыслов;

ответственности человека за себя и близких, о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;

способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества;

понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств – вины, совести как основы морального поведения.

 

 

 

Система оценки планируемых результатов

Формы контроля и учета достижений обучающихсяна ступени начального общего образования

В начальной школе проверяется не только навык чтения, но и читательские умения. Навык чтения – понимание (сознательность чтения), правильность, способ чтения, темп, выразительность. Под техникой чтения понимают способ,темп чтения и его правильность.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета направлена на обеспечение качества образования. Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой вы­ступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной про­граммыначального общего образования.

Особенности организации контроля по чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, свя­занные с читательской деятельностью:

навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя");

умения выразительно читать и пересказывать текст,

учить наизусть стихотворение, прозаическое произведе­ние.

Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить пять раза в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце каждой четверти. Такой подход даёт возможность увидеть степень продвижения ученика в овладении техникой чтения на протяжении основных этапов обучения в течение года и по классам.

 

 

 

Для фиксирования результатов проверки предлагается таблица:

 

 

Ф.И.

ученика

Понима

ние

Способ чтения

Правиль-

ность

чтения

Темп

чтения

Выразитель-

ность

Итогов. балл

понимает

Не понимает

По слогам

По слогам и целыми словами

Целыми словами

Без ошибок

С ошибками

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Соблюдает паузу

Логические ударения

Эмоциональность

 

 

 

Примерные нормативы по проверке темпа чтения (количество слов в минуту)

Уровень

Учебные четверти

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Четвёртый класс

высокий

больше 75 слов

больше 75 слов

больше 85 слов

больше 100 слов

норма

65– 75 слов

70–80 слов

75–85 слов

85 – 90 слов

средний

55– 564 слова

60–69 слов

65–74 слов

70 –84 слова

низкий

меньше 55 слов

меньше 55 слов

меньше 65 слов

меньше 65 слов

 

 

 

Вместе с тем необходимо помнить, что темп чтения каждого ребёнка индивидуален. Это может зависеть от многих физических и социальных показателей. Например, медленное чтение связано с недоразвитием челюстных мышц, или наоборот, ребёнок физически развивается в норме, но дома говорят медленно.

Необходимо помнить, что, для восприятия слушателями смысла прочитанного текста, темп чтения читающего не должен превышать более 85слов в минуту (из Требований для дикторов телевидения и радио).

В четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту ("про себя"); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

 

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки

Недочёты

искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более 2);

чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов;

непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию;

неумение выделять основную мысль текста;

нарушение при пересказе последовательности событий произведения;

нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;

монотонность, отсутствие средств выразительности.

не более 2 неправильных ударений

отдельные нарушения смысловых пауз, темпа, чёткости произношения слов;

осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

неточность при формулировке основной мысли произведения;

нецелесообразность использования средств выразительности, а также недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациямии оглавлением. Кроме техники чтения учитель контролирует исобственно читатель­скую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты(писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, безподсказок, знаетнаизусть, выразительно читает.

Оценка"4"- знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

 

Обязательное чтение наизусть:

класс

стихотворения

проза

4 класс

10

1

 

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.Правильная постановка логического ударения.

2. Соблюдение пауз.

3. Правильный выбор темпа.

4. Соблюдение нужной интонации.

5. Безошибочное чтение.

Оценка "5" - выполнены правильно все требования.

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования.

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям.

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова.

2. Подбирать правильную интонацию.

3. Читать безошибочно.

4. Читать выразительно.

Оценка "5" - выполнены все требования.

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию.

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям.

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям.

Пересказ

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Критерии оценки работ творческого характера

  К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.

Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.

В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год,

в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику.

В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.  

Нормы оценки работ творческого характера

За содержание:

-оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;

-оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;

-оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;

-оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

- оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

- оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;

- оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно – два исправления;

- оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.

За контрольные работы, указанные в годовом календарном графике отметки выставляются в журнал в обязательном порядке.

Годовой календарный график контрольных работ по литературе:

Тема

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Книга в мировой культуре.

21.09. Входная контрольная работа.

23.10 (4 А, Б,В) Контрольная работа

 

 

 

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

 

07.12 (4А, В) 10.12(4Б)

Контрольная работа

 

 

Великие русские писатели

 

 

19.02 (4 А, В)

18.02(4Б)

Контрольная работа.

 

Великие русские писатели

 

 

 

14.05 (4А, В) – 16.05(4Б)

Контрольная работа

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.