Рабочая программа по литературному чтению за 4 класс по УМК «Гармония»

0
0
Материал опубликован 28 December 2016

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

 


 

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»

______________________ /Л.Н. Промкина/

приказ №_______ от «_____»_________ 2016 год.


 


 

Рабочая программа

по курсу «Литературное чтение»

в 4 «А» классе

на 2016 – 2017 учебный год


 


 


 


 

Составитель:

Кликушина Галина Евгеньевна

учитель начальных классов

 

 


 


 


 

п. Красный Текстильщик

2016 г.


 

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программе универсальных учебных действий, установленных в Феде­ральном государственном образовательно­м стандарте начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, Примерной про­граммой по литературному чтению для начальной школы и направлена на достижение обу­чающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуни­кативных) и предметных результатов, а также авторской программы авторской программы автора О.В. Кубасовой Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013; учебно-методического комплекта «Гармония».

Программа составлена в соответствии с Примерной программой по литературному чтению без изменений и дополнений.

Рабочая программа по литературному чтению адресована учащимся 4 класса начального общего образования (базовый уровень).

Особенность

Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующий общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем

средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей

Предмет «Литературное чтение » в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».

Общие цели и задачи учебного предмета:

создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствова­ния, а также к творческой деятельности на основе читаемого;

создание условий для формирования читательской компетентности младшего школь­ника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и спо­собами освоения прочитанного (прослушанного); произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.

создание условий для потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного

При этом решаются следующие задачи:

Личностные задачи:

формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности, самоува­жения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаи­вать свою позицию, самокритичности;

развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; обучение ориентировке в мире нравственных социальных и эстетических ценностей;

формирование гражданской идентичности личности;

осознание себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Ро­дины; формирование привычки к рефлексии, совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);

формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбия, коллек­тивизма;

развитие мышления, внимания, памяти, творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи:

формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению;

приобщение к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравствен­ному опыту человечества;

формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;

формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературно­го чтения с другими школьными предметами;

развитие ценностно-смысловой сферы личности;

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве;

выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи:

формирование положительной мотивации к чтению;

создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения худо­жественной литературы;

развитие воссоздающего воображения;

обучение адекватному восприятию читаемого;

обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литера­турных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видожанровой специфике;

совершенствование всех сторон навыка чтения;

формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал;

развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к со­держанию и форме литературного произведения;

обучение основам литературного анализа художественных произведений разной ви­до-жанровой принадлежности;

освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения;

формирование умения определять художественную ценность литературного произ­ведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне);

обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адек­ватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями;

овладение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения;

формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопе­диях, в Интернете;

развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живо­писью, театром, кино, музыкой);

обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;

развитие литературных способностей.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературного чтения в 4 классе отводится 105 часов из расчёта 3 часа в неделю.

Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год

Система условных обозначений

УОНЗ - урок открытия новых знаний

УОУР – урок отработки умений и рефлексии

УРК – урок развивающего контроля

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

К концу изучения в 4 классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Учащиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;

находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.

домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).

находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся научатся:

Творческая деятельность

сочинять свои произведения  малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато.

сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;  соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).

подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,  высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика

понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Учащиеся получат возможность научиться:

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

определять позиции героев и позицию автора художественного текста;создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Обучающиеся  должны научиться:

-осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни

- бегло, выразительно читать текст;

- вырабатывать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного ( скорость чтения целыми словами при темпе громкого чтения 75 - 80 слов в минуту);

- улавливать главную мысль произведения, логику повествования , смысловые и интонационные связи в тексте;

- составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания;

- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

- описывать устно содержания репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;

- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;

- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку

- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений , близких по тематике;

Получат возможность научиться:

-осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

-воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

-- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

-уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

-бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости( на основе сопереживания литературным героям);

-определять сходство и различие произведений разных жанров;

-использовать полученную при чтении научно- популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;

- применять правила сотрудничества;

-выделять в тексте опорные ( ключевые )слова;

-делать устную презентацию книги( произведения);

- пользоваться тематическим ( систематическим) каталогом;

- работать с детской периодикой;

-расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности

Содержание учебного предмета

Раздел учебного курса, количество часов

Краткая характеристика учебного курса

Что за прелесть эти сказки!..

18 часов

И. Токмакова, «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; Х.К. Андерсен, «Русалочка»; А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс, «Рыба и кольцо»; С. Маршак, «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов, «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский, «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен, «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари, «Эти бедные привидения»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности».

О доблестях, о подвигах, о славе... Былины

5 часов

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина).

Уж сколько раз твердили миру...

Басни

5 часов

Х.К. Андерсен, «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп, «Лисица и козел»; И. Крылов, «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки»; С. Михалков, «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; Л. Толстой, «Лев и лисица».

Оглянись вокруг. Рассказы

22 часа

М. Пришвин, «Глоток молока»; Н. Сладков, «В норе»; К. Паустовский, «Заячьи лапы»; Р. Фраерман, «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев, «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев, «Полосатая палка»; А. Платонов, «Цветок на земле»; К. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов, «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев, «Жарко»; М. Зощенко, «Елка»; О. Григорьев, «Две трубы»; С. Алексеев, «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов, «Ванька»; Г. Сенкевич, «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк, «Вертел»; Л. Кассиль, «У классной доски»; В. Лидин, «Завет».

Золотая колесница. Мифы Древней Греции

5 часов

«Персей»;

«Орфей и Эвридика»;

«Дедал и Икар»

В начале было слово... Библейские сказания

8 часов

«Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех...», «Моисей»; С. Лагерлеф, «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса».

Мир — театр, люди — актеры...

Пьесы

5 часов

С. Маршак, «Про козла»; Н. Носов, «Витя Малеев в школе  дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов, «Снежный цветок».

Мир волшебных звуков.

Поэзия

13 часов

В. Жуковский, «Песня»; А. Пушкин, «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов, «Горные вершины»* (изИ.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков, «Весна»; К. Бальмонт, «Золотая рыбка»; А. Блок, «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин, «С добрым утром!»; М. Волошин, «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский, «Тучкины штучки»; С. Маршак, «Пожелания друзьям»; Саша Черный, «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров, «Чудаки»*; Д. Хармс, «Очень страшная история»; В. Хотомская, «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высоцкая, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская, «Песня»; Ю. Мориц, «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий, «Песня Кэррола».

Когда, зачем и почему? Познавательная литература

16 часов

Н. Кун, «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев, «О нашей Родине»; М. Пришвин, «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов, «Русский лес», «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев, «Сергей Радонежский»; В Губарев, «В открытом космосе»; Л. Яхнин, «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал, «Что из чего»; М. Константи-новский, «Что такое электрический ток?»; Н. Надеждина, «Лук от семи недуг»; А. Дитрих и Г. Юрмин, «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский, «Великий сказочник» (в сокращении); Я. Смоленский, «Как научиться читать стихи»; К. Паустовский, «Сказки Пушкина».

Самого главного глазами не увидишь. Повесть-сказка

7 часов

Повесть-сказка А. Сент-Экзюпери «Маленький Принц»

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения

в 4 классе (2016-2017 учебный год)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Текущий и промежуточный контроль

Дата

план

факт

1

С. Михалков «Гимн Российской Федерации»;

тема «Что мы читали летом»; библиотечный урок

1

УОУР

Проверка техники чтения

   

Раздел 1. «Что за прелесть эти сказки!..» (Сказки) (18ч.)

   

2

И. Токмакова «В чудной стране»;

«Всё у нас, слава Богу, хорошо!»

1

УОУР

Выразительное чтение, чтение по ролям

   

3

Русская народная сказка «Пётр I и мужик»

1

УОУР

Выразительное чтение, чтение по ролям

   

4

Русская народная сказка «Пётр и петрушка»

1

УОУР

Выразительное чтение, пересказ

   

5

Русская народная сказка «Марья и ведьмы»

1

УОУР

Выраз.чтение, пересказ

   

6

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

1

УОУР

Выраз.чтение, пересказ

   

7

Сербская сказка «Почему у месяца нет платья»

С.Маршак « Отчего у месяца нет платья»

1

УОУР

Выразительное чтение, чтение по ролям

   

8

Бразильская сказка «Жизнь человека»

1

УОНЗ

Выраз.чтение, пересказ

   

9

X. К. Андерсен «Русалочка»

1

УОНЗ

Выраз.чтение, пересказ

   

10

Продолжение «Русалочка»

1

УОУР

Работа в ТПО

   

11

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

УОНЗ

Чтение по ролям

Выразительное чтение

   

12

Продолжение «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

УОУР

Работа в ТПО

   

13

Д. Джекобс «Рыба и кольцо»

1

УОНЗ

Пересказ

тест

   

14

К.Чуковский «Приключения белой мыши»

1

УОНЗ

Чтение по ролям, опрос

   

15

Продолжение «Приключения белой мыши»

1

УОУР

Работа в ТПО

   

16

А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

1

УОНЗ

Выразительное чтение

   

17

Продолжение «Крошка Нильс Карлсон»

1

УОУР

Работа в ТПО

   

18

Дж. Родари «Эти бедные привидения»

1

УОНЗ

Фронтальный опрос

   

19

К. Драгунская «Лекарство от послушности»

1

УОУР

пересказ

   

Раздел 2. «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) (5 ч)

   

20

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева)

1

УОНЗ

Выраз.чтение, пересказ

   

21

«Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова)

1

УОНЗ

Выраз.чтение, пересказ

   

22

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева)

1

УОНЗ

Чтение по ролям, опрос

   

23

«Илья Муромец и соловей-разбойник»

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

24

«Алёша Попович и Тугарин» (пересказ А. Нечаева); тема «Книги с былинами»;

1

УОУР

Чтение по ролям, опрос

   

Раздел 3. «Уж сколько раз твердили миру...» (Басни) (5 ч)

   

25

X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать», «Лисица и Козёл»

1

УОНЗ

Выразительное чтение

   

26

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

1

УОУР

Учим наизусть

   

27

И.Крылов «Мышь и Крыса», «Две Бочки»

1

УОНЗ

Выразительное чтение

   

28

Л. Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков

«Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»

1

УОНЗ

Выразительное чтение

   

29

И. Демьянов «Валерик и тетрадь»; тема «Книги с баснями»; обобщение

1

УОУР

Выразительное чтение, тест

   

Раздел 4. «Оглянись вокруг» (Рассказы) (22 ч)

   

30

М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»

1

УОУР

пересказ

   

31

Н.Сладков «В норе»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, пересказ

   

32

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, пересказ, работа в ТПО

   

33

Р. Фраерман «Девочка с камнем»

1

УОНЗ

Пересказ, беседа по вопросам

   

34

Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, пересказ

   

35

Ю. Яковлев «Полосатая палка»

1

УОНЗ

пересказ

   

36

А.Платонов «Цветок на земле»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, пересказ

   

37

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, пересказ

   

38

Н. Носов «Огородники»

1

УОУР

Пересказ, беседа по содержанию

   

39

Н .Носов « Клякса»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, пересказ

   

40

Ю.Ермолаев «Жарко»

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

41

М .Зощенко «Ёлка»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, пересказ

   

42

О. Григорьев «Две трубы»

1

УОУР

Пересказ, беседа по содержанию

   

43

Тема «Книги С. П. Алексеева»; С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты»

1

УОНЗ

тестирование

   

44

С. Алексеев «Радуйся малому, тогда и большое придёт»

1

УОУР

Пересказ, беседа по содержанию

   

45

А. Чехов «Ванька»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, пересказ,опрос

   

46

Г. Сенкевич «Янко- музыкант»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, пересказ

   

47

Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, пересказ

   

48

Продолжение «Вертел»

1

УОУР

Работа в ТПО

   

49

Л. Кассиль «У классной доски»;

1

УОУР

Фронтальный опрос, выразительное чтение

   

50

«Книги о Великой Отечественной войне»

1

УОУР

Выразительное чтение, пересказ

   

51

В. Лидин «Завет»

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

Раздел 5. «Золотая колесница» (Мифы Древней Греции) (5 ч)

   

52

«Персей»

1

УОНЗ

пересказ

   

53

Продолжение «Персей»

1

УОУР

Выразительное чтение, пересказ

   

54

Н. Кун «Олимп»

1

УОНЗ

Выразительное чтение

   

55

«Орфей и Эвридика»

1

УОНЗ

Чтение по ролям

   

56

«Дедал и Икар»

1

УОУР

Работа с тестом

   

Раздел 6. «В начале было слово...» (Библейские сказания) (8 ч)

   

57

«Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»

1

УОНЗ

Выразительное чтение

   

58

«Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех. Обещание спасителя. Изгнание из рая»

1

УОНЗ

пересказ

   

59

«Всемирный потоп»

1

УОНЗ

пересказ

   

60

«Моисей»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, фронтальный опрос

   

61

Продолжение «Моисей»

1

УОНЗ

Пересказ, работа в ТПО

   

62

С. Лагерлёф «Святая ночь»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, пересказ, опрос

   

63

С. Лагерлёф «В Назарете»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, пересказ, опрос

   

64

А. Мень «Милосердие Иисуса»; притча «Блудный сын»

1

УОНЗ

Работа с тестом

   

Раздел 7. «Мир – театр, люди– актёры...» (Пьесы) (5 ч)

   

65

С.Маршак «Про козла»

1

УОУР

Выразительное чтение по ролям

   

66

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

1

УОНЗ

Выразительное чтение по ролям

   

67

Продолжение «Витя Малеев в школе и дома»

1

УОУР

инсценирование

   

68

Н. Носов «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»)

1

УОНЗ

Выразительное чтение по ролям,

инсценирование

   

69

С. Козлов «Снежный цветок»

1

УОНЗ

Выразительное чтение по ролям,

Инсценирование

   

Раздел 8. «Мир волшебных звуков» (Поэзия) (13 ч)

   

70

В. Жуковский «Песня»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»

1

УОУР

Выразительное чтение

   

71

А. С. Пушкин «Птичка», «Няне»;

К. Паустовский «Сказки Пушкина»

1

УОУР

Учим наизусть

   

72

А. С. Пушкин «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины» (из И. В. Гёте)

1

УОУР

Учим наизусть

   

73

М. Лермонтов «Утёс», «Молитва»

1

УОУР

Выразительное чтение

   

74

И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»

1

УОУР

Выразительное чтение

   

75

А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»

1

УОУР

Учим наизусть

   

76

С. Есенин «С добрым утром!»

1

УОУР

Учим наизусть

   

77

М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки»

1

УОУР

Выразительное чтение

   

78

С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша

Чёрный «Зелёные стихи»

1

УОУР

Выразительное чтение

   

79

Ю. Владимиров «Чудаки»; Д. Хармс «Очень

страшная история»

1

УОУР

Учим наизусть

   

80

В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы»

1

УОУР

Выразительное чтение

   

81

О. Высотская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня»

1

УОУР

Выразительное чтение

   

82

Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла»

1

УОУР

Выразительное чтение, работа с тестом

   

Раздел 9. Учебная тема: «Когда, зачем и почему?» (Познавательная литература) (16 ч)

   

83

Н.Кун «Олимп»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, работа с текстом

   

84

Н.Кун «Царство мрачного Аида»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, работа с текстом

   

85

Ю. Яковлев «О нашей Родине»; М. Пришвин «Моя Родина»;

И. Соколов-Микитов «Русский лес»

1

УОУР

Выразительное чтение, работа с текстом

   

86

Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое»

1

УОУР

Выразительное чтение, работа с текстом

   

87

«Крещение Руси» (из книги «Крещение

Руси»)

1

УОНЗ

пересказ

   

88

Н. Соловьёв «Сергей Радонежский»

1

УОНЗ

пересказ

   

89

В. Губарев «В открытом космосе»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, работа с текстом

   

90

Л. Яхнин «Метро»

1

УОНЗ

пересказ

   

91

М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»; М. Ильин «Сто тысяч почему»; тема «Книги и журналы, отвечающие на вопросы»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, работа с текстом

   

92

Н. Надеждина «Лук от семи недуг»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, работа с текстом

   

93

М. Константиновский «Что такое электрический ток»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, работа с текстом

   

94

В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, работа с текстом

   

95

А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); тема «Книги о книгах и их создателях»

1

УОНЗ

Работа с тестом

   

96

К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении)

1

УОУР

Выразительное чтение, работа с текстом

   

97

Я.Смоленский «Как научиться читать стихи»

1

УОУР

Выразительное чтение, работа с текстом

   

98

К. Чуковский «Сказки Пушкина»; «Признания старого сказочника»

1

УОУР

Выразительное чтение, работа с текстом

   

Раздел 10. «Самого главного глазами не увидишь...» (Повесть-сказка) (7ч)

   

99

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

УОНЗ

Выразительное чтение, работа с текстом

   

100

Воспоминание лётчика о своём детстве и выборе профессии.

Откуда появился Маленький принц

1

УОНЗ

Выразительное чтение, работа с текстом Итоговая диагностика

   

101

Об астероиде В-612 Планеты

1

УОНЗ

Выразительное чтение, работа с текстом

   

102

Начало путешествия. Посещения астероида с королём.

1

УОНЗ

Выразительное чтение, работа с текстом

   

103

Встреча принца со змеёй.

Встреча принца с цветком

1

УОНЗ

Чтение по ролям. Тест

   

104

Встреча принца с Лисом. Возвращение на свою планету.

1

УОНЗ

тестирование

   

105

Заключительный обобщающий библиотечный урок

1

УРК

инсценирование

   

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Пособия для учащихся

Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для 4 класса. В 4-х ч. – 2012.

Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 4 класса. В 2-х ч. – 2012.

Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 4 класса. – 2011.

Пособия для учителя

Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век – 2011.

Кубасова О. В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век –2011.

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

   

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» __________ (Иноземцева А.В.)

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» ___________ (Иноземцева Е.Г.) )

 

Протокол заседания ШМО № 1

 

от «______» августа 2016 г.

«______» августа 2016г.

 

Приложение №1

Система оценки достижений

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе, текущего и тематического оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного оп­роса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выра­зительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых про­граммных произведений, в основном, в устной форме. Возможны и письменные работы: не­большие по объему - ответы на вопросы, описание героя или события; самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения, вслух проводится индивидуально, для этого подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки пони­мания текста учитель задает после чтения вопросы. В 4 классе задания по работе с детской книгой входят в те­кущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

-проверка сформированности умения читать целыми словами и группами слов;

-осознание общего смысла и со­держания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 95 слов в минуту (на ко­нец года);

-умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.

Рекомендуемыми общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);

индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;

индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препина­ния, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, ло­гических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости);

индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;

умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;

ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;

интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, рас­ширение круга чтения.

 

Критерии оценивания

Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению являются:

замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме);

ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;

выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью инто­национных средств: мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоцио­нальной окраски голоса);

выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания;

выполнение заданий по ориентировке в книгах;

наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, вообра­жаемой экранизации и т.п.);

наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и группо­вой работы;

наблюдения за читательской деятельностью учащихся;

анализ читательского дневника;

анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;

анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради ив хре­стоматии).

КОНТРОЛЬ за уровнем обучения обучающихся в 4 классе осуществляется по следующим направлениям (индивидуальные, групповые, фронтальные):

Техника чтения - заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать

Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС

 

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

«5»

больше 90 слов

больше 100 слов

больше 110 слов

больше 120 слов

«4»

75–90 слов

85–100 слов

95–110 слов

105–120 слов

«3»

65–74 слова

70–84 слова

80–94 слова

90–104 слова

«2»

меньше 65 слов

меньше 70 слов

меньше 80 слов

меньше 90 слов

Умение четко и правильно ответить на поставленный вопрос, аргументируя ответ отрывком из текста;

Умение пересказать текст

Диагностические тесты дают представление об уровне сформированности знаний и умений, уровне на котором находится каждый ученик, самостоятельности, навыков самоконтроля и самооценки.

Творческие работы (иллюстрирование, драматизация, дикламация)

Умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения

Чтение стихов наизусть

Формы контроля

В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

1. Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может быть как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

2. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задаёт после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.

3. Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать понимать прочитанное, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением, чтобы ребёнок мог внести элементы своего творчества, выразить своё отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предполагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т.п.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков.

Тесты

Оценка «5» - ученик  набрал  9-10  баллов  (90 -100%);

Оценка «4» - ученик  набрал  7 -8  баллов (89 – 70%);

Оценка «3» - ученик  набрал  5 -6  баллов (69 – 50%);

Оценка «2» - ученик  набрал    3-4  балла (49 – 30%);

Выразительность чтения

Отметка «4» — ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

Отметка «3» — ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка  «2» — ученик читает тихо, не  выделяет смысловые паузы и логические ударения,  темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Устные ответы

  Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

      При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1.полнота и правильность ответа;

2.степень осознанности, понимания изученного;

3.языковое оформление ответа.

    Оценка «5» ставится, если ученик:

1.полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2.обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3.излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

   Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

  Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1.излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2.не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3.излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

     Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

     Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

.    Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного

Инструментарий для оценивания результатов

техника чтения

заучивание наизусть

пересказ

творческая работа ( продолжить рассказ, сказку, сочинение рассказа)

выразительное чтение

устные ответы

чтение по ролям

комплексная работа

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.