Конспект урока чтения по теме «Звуки [д], [д’], буквы Д, д»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМЕНИ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА МИХАИЛА САНДРОВИЧА БАРОЕВА»
Методическое объединение учителей начальных классов
Литературное чтение
КОНСПЕКТ УРОКА
по теме: «Звуки [д], [д’], буквы Д д»
Выполнила:
Кубалова А.К.
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
27.11.2019 год
Тема: Согласные звуки [д] [д’], буквы Д д.
Цели: познакомить с согласными звуками [д], [д’] и буквами Д д; научить вычленять в речи согласные звуки [д], [д’], обозначать их в письменной речи, читать слоги и слова с изученными буквами, составлять сюжетный рассказ по картинке; развивать умение давать звукам [д], [д’] характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления.
Формируемые УУД:
Личностные: формирование любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; способности к организации собственной деятельности; доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Регулятивные: Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия; обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные: Управление поведением партнера, контроль; сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения.
Познавательные: Самостоятельное формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, буквы Д, д, карточки для обозначения звуков, буквы на магнитах, учебник «Азбука».
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Начинается урок.
Он ребятам пойдёт впрок.
Постарайтесь всё понять,
Слова правильно читать.
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости прилетел Мудрый Дятел. Он отправляется вместе с вами в страну Знаний, чтобы познакомиться с новой буквой русского алфавита. (Слайд 1)
Но сначала вспомните изученные буквы и распределите их на группы. (Слайд 2)
- Назовите гласные буквы.
- Назовите согласные буквы.
- Назовите согласные буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.
- Назовите согласные буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.
- Вы справились с этим заданием и мы отправляемся в путь за новыми знаниями.
Актуализация знаний.
Мудрый Дятел приготовил для вас иллюстрацию. Составьте предложения по этой иллюстрации.
Дети составляют следующие предложения:
Тут наш... (дом). (Слайд 3)
Над домом ... (дым).
У дома растёт… (дерево дуб).
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
К дому ведет ... (дорожка).
У дома стоит … (дед).
- Какой звук повторяется чаще всего в предложениях? (Звук [д]).
III. Постановка целей и определение темы урока.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Какие задачи вы бы поставили перед собой? (Слайд 4)
- Сегодня мы познакомимся с буквой Д и звуками, которые она обозначает.
-Выделите звук в словах дом, дым, дупло, дорожка
-Дайте характеристику звуку [д]. .
-Выделите звук в словах дерево, дед, дятел
-Дайте характеристику звуку [д']
IV. Работа по теме урока. (Игра «Кто внимательный?»
1) Предметные картинки с изображением предметов. (Слайд 5-6)
б) по предметным картинкам отгадать имя девочки, используя первые буквы слов:
дом арбуз шар астра
д а ш а Даша
- Как будут называть Дашу, когда она станет взрослой. Дарья, Дашенька, Дашуля (Слайд 7)
-На что похожа буква Д?
Д- это домик аккуратный,
С высокой крышей двускатной.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д -труба печная.
2.Знакомство со звуками [д], [д’].- Сколько окон в доме дедушки? (Два)
- Проведите слого - звуковой анализ слова «два». (Слайд 8).
Дети с помощью карточек составляют схему слова «два».
Вывод: в слове «два» звук [д]- согласный, звонкий, твёрдый.
- С помощью чего дедушка скрепил кормушку? (Дедушка скрепил кормушку с помощью гвоздей)
- Проведите слого- звуковой анализ слова «гвозди».
Дети с помощью карточек составляют схему слова «гвозди».
Вывод: звук [д’] – согласный, звонкий, мягкий.
- Назовите слова со звуком [д].
- Назовите слова со звуком [д’].
V. ФИЗМИНУТКА
3.Знакомство с буквами Д д Чтение слогов. (Слайд 9).
ДА АД
ДО ОД
ДЫ ЫД
ДУ УД
ДИ ИД
ДЕ ЕД
- Назовите слоги с твёрдым согласным звуком [д].
- Назовите слоги с мягким согласным звуком [д’].
4. Чтение слов в «Азбуке» сначала хорошо читающим учениками, а потом более слабыми (учебник, с. 105).
5. Родственные слова (учебник, с. 105)
– Прочитайте слова. Сравните их. Что в них общего? (– Одинаковая часть слова, слова родственные)
6. Беседа по иллюстрации «Водолазы ищут клады». (Слайд 10)
- Как называются люди, которые работают на морском дне?
- Что увидели водолазы в море?
- Каких морских обитателей они встретили?
- Какие сокровища могли оказаться на морском дне?
7.Чтение учениками текста о водолазах в «Азбуке» (учебник с.105).
– Прочитайте текст плавно, соединяя слоги в слова.
8. Работа с текстом (учебник, с. 105)
– Кем работает папа у Димы и Нади?
– Какую работу они выполнили?
– Где теперь идут поезда?
- Что делали водолазы на дне реки?
- Для чего нужно следить за состоянием опор мостов?
VI. Физкультминутка. (Слайд 11)
VII. Продолжение работы по теме урока.
1.Работа с многозначными словами. (учебник, с. 106)
- Мудрый Дятел приготовил вам ещё несколько заданий. Посмотрите на картинки и определите, какое значение имеет слово «звезда»? (Слайд 12)
Звезда – небесная Звезда – морская Звезда – символ
- Составьте предложения с этим словом.
-Дети составляют предложения: (На дне моря лежит звезда. Коля нарисовал пятиконечную звезду. В ночном небе появилась яркая звезда.)
–Какое слово звучит одинаково, но имеет разные значения?
Многозначное слово.
2. Работа со скороговоркой. (Слайд 13)
- Прочитайте скороговорку.
- Назовите слова со звуком [д].
- Назовите слова со звуком [д’].
- Почему дятел лечит дуб?
3. Мы сегодня много раз читали и записывали слово дом. А что оно означает?
а) квартира, помещение б) семья, род.
- Вы знаете пословицы о доме? (Заранее подготовленные дети читают пословицы)
Как вы их понимаете?
-А вы любите свой дом? Почему? Как нужно относиться к своему дому, семье?
В нём живёт моя родня,Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой родимый, тёплый дом
4 .Игра «Найди слова в слове». (Слайд 14)
VIII. Рефлексия. -Понравился вам урок? (Слайд15)
Продолжите одно из предложений:
На уроке я узнал…
Я научился…
В слове «дубок» спрятались слова: дуб, бок, бук, док, куб, код.У меня не получилось…
Самое трудное на уроке …
IX. Подведение итогов урока. (Слайд 16)
- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились и справились со всеми заданиями Мудрого Дятла. А сейчас выберите себе предложение, которые видите на экране:
- я ничего не понял, мне было скучно
- я испытывал затруднения
-мне было интересно на уроке, я работал с удовольствием
– Спасибо за урок.