Урок литературы в 6 классе на тему «Л.Н. Толстой "Отрочество", глава "Гроза"»
Тема урока: Л.Н. Толстой «Отрочество» глава «Гроза»
Класс: 6.
Цели урока: показать мастерство Толстого в описании пейзажа; развивать навыки анализа текста.
обучающая — определение уровня знаний учащихся по содержанию повести, показать ребятам сложный процесс становления характера человека в подростковом периоде, пути преодоления ошибок;
развивающая - развивать и углублять навыки сопоставительного анализа, делать выборку из текста, развитие речи; формирование навыков работы в группах
воспитательная - привить ребятам необходимость правильного воспитания, указать на недостатки, трудности подросткового периода, пути преодоления ошибок;
Тип урока: Усвоение новых знаний, подбор материала для сочинения.
Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, работа с таблицей, карта физиологического развития человека.
Использованные технологии: смысловое чтение
Формирование УУД
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Проверка домашнего задания.
Стр 169-170 пересказ
Работа с литературоведческими терминами стр 170
Атобиография – прозаический жанр, жизненное описание какого – либо лица, составленное им самим.
Трилогия – три произведения, объединены героем, сюжетом.
«Детство», «Отрочество», «Юность»
Отрочество - период перехода от детства к ранней взрослости, начинающийся примерно с 11—13 лет и заканчивающийся в возрасте от 18 лет до 21 года
отрок – подросток, мальчик или девочка, находящийся в подростковом возрасте;
Продолжение проверки домашнего задания.
Стр – 171-177 пересказ
О чём рассказывается в главе «Гроза»? (пересказ)
Найдите и зачитайте начало грозы? стр. 171,172,173,,174,
Зачитайте напряжённую минуту, кульминацию грозы? (175)дождь, прекращение дождя
Чем разрешилось это грозное явление природы? Выглянуло солнце 175-176 гроза прошла, выглянуло солнце, стало свежо.
Какое чувство испытали все путники при приближении грозы? Страх стр.171. 172, 173,174,175,176
Что пережил Николенька в эти мгновения? волнение, ужас, страх
На сколько частей можно разделить главу «Гроза»? (на 5)
Начало грозы
Приближение тучи, страх
Молния, ветер усиливается, мрак
Дождь лил как из ведра
Дождь закончился. Обаятелен этот запах леса после весенней грозы
Проблемный вопрос.
Почему раньше люди боялись грозы? (борьба света и тьмы, Бог гневается, т.к. были верующие; не могли понять причину природного явления, просили дождя для урожая)
Почему крестились? ( Раньше старые люди считали, что во время грозы, гром и молнии Бог посылал на бесов и чертей. Говорили, что Бог чертей гоняет. А говорили свят свят, потому что бесы прятались в людей, и что бы и молния не попала в человека(то есть в беса, который в нём спрятался), крестным знаменем и словами свят выгоняли беса из себя.)
Для чего Л.Н. Толстой поместил данную главу в трилогию «Отрочество» (показать взросление Николеньки)
В каких произведениях мы встречаемся с явлениями погоды «Буран» С.Т. Аксаков, Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Подведём итоги:
Л.Н. Толстому удалось сделать точное и поэтическое описание грозы. Как этого он достиг?
(Использовал выразительные средства)
Что необычным было сегодня на уроке?
– Почему нам удалось увидеть, услышать, почувствовать грозу?
– Определите роль пейзажа в описании чувств, переживаний героя повести, Николеньки Иртеньева.
Рефлексия. Оцените свою работу с помощью приёма «Лестница успеха»
Домашнее задание. 1.Сочинение «Мое отрочество» сбор материала для сочинения.
2. Чтение, пересказ, дочитать. стр180-198
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание | Деятельность ученика | Формирование УУД и технология оценивания |
Цель урока | показать мастерство Толстого в описании пейзажа; развивать навыки анализа текста. | | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. |
| Работа с литературоведческими терминами стр 170 | Стр 170 Работа в тетрадях Атобиография – прозаический жанр, жизненное описание какого –ь либо лица, составленное им самим. Трилогия – три произведения, объединены героем, сюжетом. «Детство», «Отрочество», «Юность» Отрочество - период перехода от детства к ранней взрослости, начинающийся примерно с 11—13 лет и заканчивающийся в возрасте от 18 лет до 21 года отрок – подросток, мальчик или девочка, находящийся в подростковом возрасте | Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо- рочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. |
II. Работа с текстом. 1.Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения. | Стр – 171-177 пересказ О чём рассказывается в главе «Гроза»? (пересказ) Найдите и зачитайте начало грозы? стр. 171,172,173,,174, Зачитайте напряжённую минуту, кульминацию грозы? (175) Чем разрешилось это грозное явление природы? Выглянуло солнце 175-176 Какое чувство испытали все путники при приближении грозы? Страх стр.171. 172, 173,174,175,176 Что пережил Николенька в эти мгновения? | Стр – 171-177 пересказ О чём рассказывается в главе «Гроза»? (пересказ) Найдите и зачитайте начало грозы? стр. 171,172,173,,174, Зачитайте напряжённую минуту, кульминацию грозы? (175)дождь, прекращение дождя Чем разрешилось это грозное явление природы? Выглянуло солнце 175-176 гроза прошла, выглянуло солнце, стало свежо. Какое чувство испытали все путники при приближении грозы? Страх стр.171. 172, 173,174,175,176 Что пережил Николенька в эти мгновения? волнение, ужас, страх | Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. |
2. Работа с текстом во время чтения. | Составление плана На сколько частей можно разделить главу «Гроза» на 5 | На сколько частей можно разделить главу «Гроза» на 5 1. Начало грозы 2. Приближение тучи, страх 3. Молния, ветер усиливается, мрак 4. Дождь лил как из ведра 5. Дождь закончился. Обаятелен этот запах леса после весенней грозы | Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. |
3. Работа с текстом после чтения | Проблемные вопросы. Почему раньше люди боялись грозы? (борьба света и тьмы, Бог гневается, т.к. были верующие; не могли понять причину природного явления, просили дождя для урожая) Почему крестились? ( Раньше старые люди считали, что во время грозы, гром и молнии Бог посылал на бесов и чертей. Говорили, что Бог чертей гоняет. А говорили свят свят, потому что бесы прятались в людей, и что бы и молния не попала в человека(то есть в беса, который в нём спрятался), крестным знаменем и словами свят выгоняли беса из себя.) Для чего Л.Н. Толстой поместил данную главу в трилогию «Отрочество» (показать взросление Николеньки) | Почему раньше люди боялись грозы? (борьба света и тьмы, Бог гневается, т.к. были верующие; не могли понять причину природного явления, просили дождя для урожая) Почему крестились? ( Раньше старые люди считали, что во время грозы, гром и молнии Бог посылал на бесов и чертей. Говорили, что Бог чертей гоняет. А говорили свят свят, потому что бесы прятались в людей, и что бы и молния не попала в человека(то есть в беса, который в нём спрятался), крестным знаменем и словами свят выгоняли беса из себя.) Для чего Л.Н. Толстой поместил данную главу в трилогию «Отрочество» (показать взросление Николеньки) | |
III. Итог урока. | достиг? (Использовал выразительные средства) Что необычным было сегодня на уроке? – Почему нам удалось увидеть, услышать, почувствовать грозу? – Определите роль пейзажа в описании чувств, переживаний героя повести, Николеньки Иртеньева. | Учащиеся отвечают | Технология оценивания Рефлексия. Оцените свою работу с помощью приёма «Лестница успеха» |
IV. Домашнее задание | 1.Сочинение «Мое отрочество» сбор материала для сочинения. 2. Чтение, пересказ, дочитать. стр180-198 | Чтение, сбор материала для сочинения | |