12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Надежда Павловна5124
Россия, Ярославская обл.

Логическая игра по литературе «Мелочь, а понятно»

Название: «Мелочь, а понятно»

Форма мероприятия: логическая игра

Предмет: литература

Класс: 9

УМК: под редакцией Т.Ф. Курдюмовой

Цель: развитие логического мышления в процессе игровой командной деятельности.

Логические операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, умозаключение.

Прогнозируемые результаты:

Личностные: развивать наблюдательность, внимание, формировать культуру общения.

Регулятивные: выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания.

Познавательные: использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; производить поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с задачами и условиями общения.

Предметные: актуализировать и систематизировать знания по курсу литературы 8 – 9 классов; знать содержание, проблематику, композицию, жанровое своеобразие изученных произведений, теорию литературы; анализировать иллюстрации к художественным произведениям.


     Слово учителя: Дорогие друзья, вы участники логической игры. Вам предстоит вспомнить произведения, которые вы изучали в 8 – 9 классах на уроках литературы. Игра построена на использовании такого средства в художественном произведении, как деталь. Можно провести аналогию: деталь – мелочь. Но, отметим, очень важная мелочь! Детали в художественном произведении продвигают сюжет или раскрывают характер героя, то есть, в конечном итоге, помогают лучше понять произведение. Отсюда и такое название игры, представляющее собой перефразированное разговорное выражение. Надеюсь, вам всё будет ПОНЯТНО! Итак, начнём! Удачи!

1 тур

   Задание 1

   Инструкция:

  1.  Перед вами слова-подсказки, описывающие содержание девяти художественных произведений. Прочитайте, определите, о какой книге идет речь, назовите автора. Фамилии авторов по порядку впишите в таблицу. Каждую букву в отдельную клетку.

   2. В выделенных клетках обнаружатся буквы, которые складываются в название десятого произведения. Выпишите название и укажите автора.

   3. Когда задание будет выполнено, не говорите итог вслух, чтобы вторая команда не узнала его раньше времени. Покажите результат учителю (членам жюри).

Задание для 1-ой команды

  1) Пугачев, буран, крепость, дуэль, Маша.

  2) Сечь, поход, сыноубийство, казнь, костер.

  3) Война, переправа, медаль, гармонь, родная Смоленщина.

  4) Бричка, визиты, списки, крестьяне, залог.

  5) Похищение, контрабандисты, княжна, дуэль, осечка.

  6) Профессор, пес, операция, пролетарий, разочарование.

  7) Ландыши, дворянин, расставание, помолвка, пруд.

  8) Война, плен, побег, одиночество, сирота.

  9) Браконьер, жадность, осетр, страх смерти, раскаяние.image-20211114202309-1.png

Название: _______________________________________

Автор: __________________________________________

Задание для 2-ой команды

  1) Бричка, визиты, списки, крестьяне, залог.

  2) Война, плен, побег, одиночество, сирота.

  3) Война, переправа, медаль, гармонь, родная Смоленщина.

  4) Похищение, контрабандисты, княжна, дуэль, осечка.

  5) Сечь, поход, сыноубийство, казнь, костер.

  6) Браконьер, жадность, осетр, страх смерти, раскаяние.

  7) Пугачев, буран, крепость, дуэль, Маша.

  8) Ландыши, дворянин, расставание, помолвка, пруд.

  9) Профессор, пес, операция, пролетарий, разочарование.image-20211114202309-2.pngНазвание: ______________________________________

Автор: _________________________________________


Задание 2 (для обеих команд)

Инструкция:

  1. Придумайте пять слов-подсказок к произведению, которое отгадали, выполнив задание 1.

  2. Передайте другой команде. Задача: определить название, которое зашифровал соперник, назвать автора.

2 тур

Задание 1 (для обеих команд)

   Инструкция:

   1. Перед вами иллюстрации к произведениям, которые встретились в первом задании 1-ого тура.

   2. Внимательно рассмотрите картинки и соотнесите их с названиями книг.

   3. Впишите номера иллюстраций в таблицу напротив соответствующих названий.

   (Примечание: нужно распечатать иллюстрации большого размера и раздать командам).

image-20211114202309-3.pngimage-20211114202309-4.png

Название. Автор

Номер иллюстрации

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»


А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»


Н.В. Гоголь «Мёртвые души»


М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»


М.А. Булгаков «Собачье сердце»


Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»


А.С. Грибоедов «Горе от ума»


М.А. Шолохов «Судьба человека»


В.П. Астафьев «Царь – рыба»



   Задание 2 (для обеих команд)

Инструкция:

   1. Выберите и еще раз внимательно изучите любую иллюстрацию.

   2. Найдите на ней 4-5 предметов, с помощью которых ее можно опознать наиболее точно.

   3. Передайте список слов-подсказок другой команде. Задача: определить, какую иллюстрацию выбрал и загадал соперник, к какому произведению она относится и кто его автор, назвать эпизод или событие.

3 тур

   Пояснение: общая работа, кто первый правильно ответит, тот получает балл для команды; выполняется устно, учитель называет одну деталь, ученики думают и отвечают, потом следующую деталь.

   Задание

   Детали в художественном произведении очень важны. Они продвигают сюжет или раскрывают характер героя. Определите, в каком произведении встречалась указанная деталь. Назовите автора произведения. Объясните значение детали для развития сюжета или для раскрытия образа героя.

   Заячий тулуп

   Люлька

   Гипофиз

   Глаза, словно присыпанные пеплом

   Книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице

   Сапоги с четвероугольными носками и без каблуков

   Изорванный бешмет, оружие в серебре


Подведение итогов


Интернет – ресурсы

  1. https://kubnews.ru/kultura/2017/08/17/chitatel-dolzhen-plakat/
  2. https://www.literaturus.ru/2016/02/istorija-sozdanija-pojema-Vasilij-Terkin-Tvardovskij.html
  3. https://www.pinterest.ru/pin/32932641012267578/
  4. https://magisteria.ru/russian-comedy/pair-principle
  5. https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/kapitanskaya-dochka.html
  6. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4810/train/297327/
  7. https://sochinyshka.ru/sholoxov-sudba-cheloveka-analiz-rasskaza-plan.html
  8. https://briefly.ru/astafev/car-ryba/
  9. https://xn----7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/img/show/1495.htm
  10. http://gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=%C4%C5%D2%C0%CB%DC%20%D5%D3%C4%CE%C6%C5%D1%D2%C2%C5%CD%CD%C0%DF&bukv=%C4



Ответы к игре
DOCX / 1.04 Мб


Иллюстрации к художественным произведениям
DOCX / 1.55 Мб


Критерии оценивания
DOCX / 13.84 Кб


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (23)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 14.11.21 в 20:37 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный качественный ресурс!
Волкова Надежда Павловна, 14.11.21 в 20:43 2Ответить Пожаловаться
Благодарю, Марина Юрьевна, за комментарий!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 14.11.21 в 21:17 4Ответить Пожаловаться
Надежда Павловна, спасибо за помощь коллегам!
Волкова Надежда Павловна, 15.11.21 в 06:52 2Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевна, благодарю Вас за отзыв!
Куликова Ирина Геннадьевна, 14.11.21 в 21:26 3Ответить Пожаловаться
Надежда Павловна, спасибо за интересную разработку
Волкова Надежда Павловна, 15.11.21 в 06:53 3Ответить Пожаловаться
Ирина Геннадьевна, спасибо, за оценку моей разработки!))
Юлия Васильевна Воробьева, 15.11.21 в 07:41 2Ответить Пожаловаться
Надежда Павловна, большое спасибо! Очень нравится Ваша игра! Просто и интересно!
Волкова Надежда Павловна, 15.11.21 в 08:02 2Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, спасибо за комментарий!
Елена Владимировна, 15.11.21 в 09:47 3Ответить Пожаловаться
Отличная разработка! Спасибо, Надежда Павловна! Очень понравилась игра!
Волкова Надежда Павловна, 15.11.21 в 10:43 2Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, спасибо! Мне очень приятно читать Ваш отзыв!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.