Личностные: развивать наблюдательность, внимание, формировать культуру общения.
Регулятивные: выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания.
Познавательные: использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; производить поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с задачами и условиями общения.
Предметные: актуализировать и систематизировать знания по курсу литературы 8 – 9 классов; знать содержание, проблематику, композицию, жанровое своеобразие изученных произведений, теорию литературы; анализировать иллюстрации к художественным произведениям.
Слово учителя: Дорогие друзья, вы участники логической игры. Вам предстоит вспомнить произведения, которые вы изучали в 8 – 9 классах на уроках литературы. Игра построена на использовании такого средства в художественном произведении, как деталь. Можно провести аналогию: деталь – мелочь. Но, отметим, очень важная мелочь! Детали в художественном произведении продвигают сюжет или раскрывают характер героя, то есть, в конечном итоге, помогают лучше понять произведение. Отсюда и такое название игры, представляющее собой перефразированное разговорное выражение. Надеюсь, вам всё будет ПОНЯТНО! Итак, начнём! Удачи!
1 тур
Задание 1
Инструкция:
1. Перед вами слова-подсказки, описывающие содержание девяти художественных произведений. Прочитайте, определите, о какой книге идет речь, назовите автора. Фамилии авторов по порядку впишите в таблицу. Каждую букву в отдельную клетку.
2. В выделенных клетках обнаружатся буквы, которые складываются в название десятого произведения. Выпишите название и укажите автора.
3. Когда задание будет выполнено, не говорите итог вслух, чтобы вторая команда не узнала его раньше времени. Покажите результат учителю (членам жюри).
Задание для 1-ой команды
1) Пугачев, буран, крепость, дуэль, Маша.
2) Сечь, поход, сыноубийство, казнь, костер.
3) Война, переправа, медаль, гармонь, родная Смоленщина.
1. Придумайте пять слов-подсказок к произведению, которое отгадали, выполнив задание 1.
2. Передайте другой команде. Задача: определить название, которое зашифровал соперник, назвать автора.
2 тур
Задание 1 (для обеих команд)
Инструкция:
1. Перед вами иллюстрации к произведениям, которые встретились в первом задании 1-ого тура.
2. Внимательно рассмотрите картинки и соотнесите их с названиями книг.
3. Впишите номера иллюстраций в таблицу напротив соответствующих названий.
(Примечание: нужно распечатать иллюстрации большого размера и раздать командам).
Название. Автор
Номер иллюстрации
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
В.П. Астафьев «Царь – рыба»
Задание 2 (для обеих команд)
Инструкция:
1. Выберите и еще раз внимательно изучите любую иллюстрацию.
2. Найдите на ней 4-5 предметов, с помощью которых ее можно опознать наиболее точно.
3. Передайте список слов-подсказок другой команде. Задача: определить, какую иллюстрацию выбрал и загадал соперник, к какому произведению она относится и кто его автор, назвать эпизод или событие.
3 тур
Пояснение: общая работа, кто первый правильно ответит, тот получает балл для команды; выполняется устно, учитель называет одну деталь, ученики думают и отвечают, потом следующую деталь.
Задание
Детали в художественном произведении очень важны. Они продвигают сюжет или раскрывают характер героя. Определите, в каком произведении встречалась указанная деталь. Назовите автора произведения. Объясните значение детали для развития сюжета или для раскрытия образа героя.
Заячий тулуп
Люлька
Гипофиз
Глаза, словно присыпанные пеплом
Книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице