Дидактическое пособие «Речевые кубики»
Дидактическое пособие «Речевые кубики»
Автор: учитель-логопед Монастырских Оксана Михайловна.
Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, т.к. глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольной лексики. Данное пособие «Речевые кубики» поможет детям в игровой форме обогатить, закрепить и уточнить глагольный словарь в игре.
Цель пособия: развивать умение детей составлять грамотно предложение с использованием глаголов, совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным.
Описание пособия: кубы выполнены из коробок, которые обклеены цветной самоклеющейся бумагой, легкие, яркие, привлекательные и компактные, занимают мало места. На каждую грань куба аккуратно приклеены прозрачные кармашки, в которые вставлены картинки. К кубам прилагаются наборы картинок, чтобы разнообразить задания. Вращая куб, можно выбрать любую сторону и описать любую картинку, построить высказывание.
Игры и игровые упражнения:
«Скажи по- другому»
Цель: Расширять глагольный словарь. Тренировать в подборе глаголов, близких по значению (синонимов).
Оборудование: в кармашки куба вставлены картинки с изображениями щенка, лежащего, грызущего косточку, пьющего водичку, прыгающего, спящего.
Описание игры: ребенок отгадывает загадку про щенка, затем вращает куб и поясняет действие щенка словами: «щенок смотрит», педагог предлагает подумать, как можно иначе назвать это действие: «Смотрит — наблюдает — глядит», лакает - пьет, прыгает – скачет и т.д.
Кто как играет?»
Цель: развивать умение подбирать к существительному действие.
Оборудование: куб, картинки с изображением играющих детей.
Описание игры: педагог предлагает детям назвать действия, которые выполняют дети на картинках.
«У кого интереснее?»
Цель: развивать умение детей составлять предложения по заданному глаголу.
Оборудование: предметные картинки, фишки.
Описание игры: педагог произносит глагол, например, «смотрит». Дети выбирают на кубе картинку и придумывают с ним предложения. У кого самое интересное предложение, тот получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
«Какие эмоции?».
На кубе расположены картинки с детьми, которые испытывают разные эмоции. Вращая куб, ребенок называет эмоции: мальчик улыбается, девочка плачет и т.д.
Кто как кричит?
Оборудование: куб, картинки разных животных.
Ребенок вращает куб называя животное и как оно кричит(собака лает, петух-кукарекает и т.д.)
Один - много
Оборудование: на одном кубе картинки с изображением одного животного на каждой стороне куба, на втором кубе картинки по два животных на каждой стороне куба.
Описание игры: играют два ребенка, один ребенок выбирает животное и называет глагол, второй ребенок ищет у себя на кубе такое же животное и произносит глагол во множественном числе: собака лает – собаки лают,кошка мяукает - кошки мяукают, лошадь ржет – лошади ржут и т.д.
Пособие "Речевые кубики" возможно использовать не только в работе над глагольной лексикой, но и в других разнообразных речевых играх.
Список литературы.
1. Ильянкова Н. Е. “Логопедические тренинги. От глаголов – к предложениям” Издат. “Гном и Д” Москва, 2004г.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. “Многозначность глаголов в русском языке”.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. “Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников”. “Союз”. С.-Петербург, 1999г.
4. Левчук Е.А. “Грамматика в сказках и историях”. “Детство-Пресс”, Санкт-Петербург, 2004г.
5. Чистякова И.А. “33 игры для развития глагольного словаря. дошкольников”. Издательство “Каро”. С.-Петербург, 2005