Дидактическое пособие «Речевые кубики»

Автор: учитель-логопед Монастырских Оксана Михайловна.

        Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, т.к. глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольной лексики. Данное пособие «Речевые кубики» поможет детям в игровой форме обогатить, закрепить и уточнить глагольный словарь в игре.

 Цель пособия: развивать умение детей составлять грамотно предложение с использованием глаголов, совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным.

  Описание пособия: кубы выполнены из коробок, которые обклеены цветной самоклеющейся бумагой, легкие, яркие, привлекательные и компактные, занимают мало места. На каждую грань куба аккуратно приклеены прозрачные кармашки, в которые вставлены картинки. К кубам прилагаются наборы картинок, чтобы разнообразить задания. Вращая куб, можно выбрать любую сторону и описать любую картинку, построить высказывание. 

                                                   Игры и игровые упражнения:

   «Скажи по- другому»

Цель: Расширять глагольный словарь.  Тренировать в подборе глаголов, близких по значению (синонимов).

Оборудование: в кармашки куба вставлены картинки с изображениями щенка, лежащего, грызущего косточку, пьющего водичку, прыгающего, спящего.

Описание игры: ребенок отгадывает загадку про щенка, затем вращает куб и поясняет действие щенка словами: «щенок смотрит», педагог  предлагает подумать, как можно иначе назвать это действие: «Смотрит — наблюдает — глядит», лакает - пьет, прыгает – скачет и т.д.

  Кто как играет?»

Цель: развивать умение подбирать к существительному действие.

Оборудование: куб, картинки с изображением играющих детей.

Описание игры: педагог предлагает детям назвать действия, которые выполняют дети на картинках.

  «У кого интереснее?»

Цель: развивать умение детей составлять предложения по заданному глаголу.

Оборудование: предметные картинки, фишки.

Описание игры: педагог произносит глагол, например, «смотрит». Дети выбирают на кубе картинку и придумывают с ним  предложения. У кого самое интересное предложение, тот получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

«Какие эмоции?».

На кубе расположены картинки с детьми, которые испытывают разные эмоции. Вращая куб, ребенок называет эмоции: мальчик улыбается, девочка плачет и т.д.

Кто как кричит?

Оборудование: куб, картинки разных животных.

Ребенок вращает куб называя животное и как оно кричит(собака лает, петух-кукарекает и т.д.)

Один - много

Оборудование: на одном кубе картинки с изображением одного животного на каждой стороне куба, на втором кубе картинки по два животных на каждой стороне куба.

Описание игры: играют два ребенка, один ребенок выбирает животное и называет глагол, второй ребенок ищет у себя на кубе такое же животное и произносит глагол во множественном числе: собака лает – собаки лают,кошка мяукает - кошки мяукают, лошадь ржет – лошади ржут и т.д.

Пособие "Речевые кубики" возможно  использовать не только в работе  над глагольной лексикой, но и в  других разнообразных речевых играх. 

Список литературы.

1. Ильянкова Н. Е. “Логопедические тренинги. От глаголов – к предложениям” Издат. “Гном и Д” Москва, 2004г.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. “Многозначность глаголов в русском языке”.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. “Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников”. “Союз”. С.-Петербург, 1999г.

4. Левчук Е.А. “Грамматика в сказках и историях”. “Детство-Пресс”, Санкт-Петербург, 2004г.

5. Чистякова И.А. “33 игры для развития глагольного словаря. дошкольников”. Издательство “Каро”. С.-Петербург, 2005

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.