Занятие «Логопедический волчок»
Пояснительная записка
Название игры - Логопедический волчок.
Образовательная цель - укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Задачи:
-тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо, челюсть), отработка определенных их движений;
-выработка точности движений речевых органов;
-выработка умения выполнять движения с определенной силой и в определенном темпе;
-выработка длительности удержания речевых органов в заданном положении;
-выработка и совершенствование способностей переключения от одного движения к другому;
-развитие способности выполнять движения в полном объеме;
-развитие точности и быстроты движения в заданном темпе;
-развитие кинестетических ощущений;
-развитие слухового восприятия, внимания и памяти;
-развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;
-развитие самоконтроля.
Правила использования игры: Логопед или ребенок крутит волчок. Как только волчок останавливается на одной из 8 граней, ребенок выполняет артикуляционное упражнение, выпавшее на этой грани (в нашем случае - упр. «Саночки»).
Описание артикуляционных упражнений:
«Парус» - рот широко открыть; узкий язык поднять вверх, коснуться «бугорков» за верхними зубами.
«Саночки» - рот открыть; губы в улыбке; боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка слегка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперед - назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.
«Вкусное варенье» - улыбнуться; открыть рот; широким языком облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!
«Заборчик» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
«Чашечка» - улыбнуться; широко открыть рот; высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка).
«Рупор» - с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
«Барабан» - рот приоткрыть; кончик языка за верхними зубами; Быстро произносить ряд звуков и стучать языком: д-д-д-д…
«Лошадка» - вытянуть губы; приоткрыть рот; поцокать «узким» языком.
«Окошко» - широко открыть рот - «жарко». Закрыть рот - «холодно».
«Грибок» - улыбнуться; поцокать языком, будто едешь на лошадке; присосать широкий язык к небу.
«Лопаточка» - рот открыть; положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
«Дятел» - рот приоткрыть; кончик языка за верхними зубами; Быстро произносить ряд звуков и стучать языком: д-д-д-д…
«Кучер» - сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них.
«Индюк» - язык быстро двигать по верхней губе - «бл - бл-бл…»
«Собачка верхняя» - улыбнуться так, чтобы было видно только верхние зубы.
«Собачка нижняя» - улыбнуться так, чтобы было видно только нижние зубы.
Аудитория - дети дошкольного и школьного возраста.
Предмет - Логопедия.
Материалы, которые были использованы при создании игры
- цветной картон;
- ножницы;
- палочки (для роллов);
- горячий клей;
- ПВА клей;
- картинки с изображением упражнений для артикуляционной гимнастики на заданный звук
Источники информации:
Артикуляционная гимнастика в считалках. Пособие для логопедов, воспитателей, родителей: Т. А. Куликовская — Санкт-Петербург, ГНОМ, 2013 г.- 64 с.
Артикуляционная гимнастика для девочек: И. А. Волошина — Москва, Детство-Пресс, 2011 г.- 32 с.
Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко — Москва, ГНОМ, 2012 г.- 16 с.
Веселая артикуляционная гимнастика: Н. В. Нищева — Москва, Детство-Пресс, 2009 г.- 30 с.
Интерактивная артикуляционная гимнастика: О. И. Крупенчук — Санкт-Петербург, Литера, 2014 г.- 32 с.