Фронтальное логопедическое занятие «Волшебные слова»
Фронтальное логопедическое занятие: «Волшебные слова»
Цель: расширение и активизация словарного запаса по теме «Волшебные слова»
Задачи:
Прививать умение ориентироваться в лексических признаках слов.
Формировать умения подбирать слова близкие в рифму, узнавать слова по их лексическому значению.
Развивать слуховое внимание.
Обогащать словарный запас.
Активизировать словарь детей по теме «Волшебные слова»
Совершенствовать связную речь.
Воспитывать самоконтроль за речью.
Развивать внимание, память, логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале данной тематики.
Закрепить знания о вежливых словах: приветствия, прощания, благодарности, извинения, просьбы.
Формировать у детей понимание того, что вежливые слова делают человека
тактичным, более воспитанным, что вежливость является важным составляющим
качеством воспитанного человека.
- В нашей школе проводится неделя вежливости и хороших манер. Ребята, вы рисовали рисунки, выпускали плакаты о доброте, о вежливости. Ваши учителя провели классные часы «Вежливость-залог успеха». Вы узнали уже столько много о вежливости и хороших манерах. И сегодня мы закрепим ваши знания в играх.Мы вспомнили много добрых, вежливых слов и добрых, правильных поступков.
- Итак, первая игра «Вежливо или невежливо».
Если вежливо говорите «да» и хлопните в ладоши, невежливо - «нет».
Поздороваться при встрече…
Толкнуть и не извиниться…
Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
Не встать, обращаясь к учителю…
Взять билет в автобусе…
Не уступить место пожилому…
Отвечать грубо собеседнику…
Очень громко смеяться в салоне автобуса…
Сорить в разных местах…
Успокоить плачущего…
Решать спор кулаками…
Громко включать музыку, когда кто- то отдыхает…
Смеяться над физическими недостатками других людей…
Помочь слабому товарищу в учёбе…
Мешать на уроках учителям…
Приходить в школу опрятным и причёсанным…
Всегда держать данное слово…
Опаздывать на урок…
Не готовить домашнее задание…
Навестить больного товарища…
Вернуть хозяину потерянную им вещь…
Бегать на переменах…
Помогать всем, кто просит нашей помощи…
Уметь радоваться успехам других…
- А сейчас я прочитаю вредные советы. Их придумал для непослушных детей, писатель Григорий Остер. Внимательно прослушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
1-й совет.
Если ты пришёл к знакомым -
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
2-й совет.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома -
пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
3-й совет.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла…
4-й совет.
Если к папе или к маме
Тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный
И серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой, сдавайся! Руки вверх!»
5-й совет.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
- Снова проведём игру « Не ошибись, пожалуйста». Я попрошу вас что-то сделать, если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете. Игра всем понятна
встаньте, пожалуйста;
попляшите;
похлопайте в ладоши, пожалуйста;
покружитесь, пожалуйста;
потопайте ногами;
поменяйтесь местами с соседом;
обменяйтесь с соседом рукопожатием, пожалуйста;
отойдите к двери;
сядьте, пожалуйста.
- В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.
С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)
Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)
Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс».)
С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»)
В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим- сим, открой дверь!»)
В сказке писателя В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй!»)
В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть,по-моему, вели!»)
Поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».
Игра «Волшебный цветик-семицветик»
Учитель-логопед берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:
Лети, лети, лепесток
Через запад - на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть,по-моему, вели...
Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель-логопед начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».
Учитель-логопед. А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?
Ученики. Вежливо, с улыбкой.
Учитель-логопед. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?
Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошего настроения.
Советы на память от волшебного цветика-семицветика
Для тебя, друг, я составил
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
Как проснулся - так вставай,
Волю лени не давай!
Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло!
Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
Прежде чем захлопнуть дверь,
Всё ли взял с собой - проверь!
В школе, в классе не сори.
Сор увидишь - подбери!
Ты труд другого уважай.
Сам насорил - сам убирай!
Не таскай в кармане мела –
Это, милый мой, не дело!
Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!
Дома близким не груби;
Малышей жалей, люби;
Знай, хорошие отметки,
Как плоды в саду на ветке;
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!
Игра «Вежливые прятки» (карточки с вежливыми словами)
Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.
Игра «Дружбой дорожить умейте!».
Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность. Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.
1. Все за одного, а один за …..(всех).
2. Семеро одного …… (не ждут).
3. Один в поле….(не воин).
4. Старый друг лучше….. (новых двух).
5. Нет друга, ищи, а нашёл .... (береги).
Послушайте пословицы: «Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь». (Разбитое стекло
уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).
«Хочешь дружбы - будь другом». (Когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся.
Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).
Если вы будете соблюдать «правила дружбы», у вас будет еще больше друзей.
Игра «Потерялось словечко» (На каждый ответ мяч передается из рук в руки.) Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами в рифму:
Ты чихнул? Без лишних слов, мы желаем … (Будь здоров).
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.
Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
Во всех странах на прощанье, говорят всем… /до свидания/.
Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Ну…/извините/.
Игра «Вопрос-ответ»
Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру? (Постучать или позвонить.)
Какие слова произносят при встрече и прощании?
Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?
Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?
Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?
Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?
-А сейчас поиграем в игру «Правила к иллюстрации»
Ребятам, придумайте правила к иллюстрациям. (Рисунки)
Игра «Составим кроссворд»
Ребята, вам нужно назвать слово по его толкованию. Выкладывая кроссворд, совмещать друг под другом выделенные буквы. И вы прочитаете слово, которое получится из выделенных букв.
Загородный дом для летнего отдыха. (Дача.)
Детеныш овцы. (Ягненок.)
Лиственное дерево с белой корой. (Береза.)
Часть суток от конца дня до начала ночи. (Вечер.)
Ломтик хлеба с колбасой, маслом и т.д. (Бутерброд.)
Место, где приготавливают и продают лекарства. (Аптека.)
Помещение для стоянки автомобиля. (Гараж.)
- Какое слово у нас получилось? (Доброта). Какие вы молодцы! Вы нашли очень важное слово, ведь все вежливые люди – обязательно ДОБРЫЕ.
-Вот и закончилось наша игра.
-Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы не
делали, всегда помните, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, и вести
себя нужно так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и
состоит настоящая вежливость. Вам понравилось играть?А нам осталось только поблагодарить друг друга.Я вам говорю спасибо за то, что вы были такими внимательными, старательными и активными. А что скажите вы мне?
Источники:
http://sut-nov.um.la/metodicheskaya-kopilka/42-igra-viktorina-bud-vezhliv
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/dielovaiaighrashkolaviezhlivosti
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/01/27/igry-vezhlivosti
https://videouroki.net/razrabotki/klassnyi-chas-na-tiemu-viezhlivost.html