12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гашимова Ирина Геннадьевна83
Учитель-логопед. Образование высшее (РГПУ им.А.И.Герцена, факультет коррекционной педагогики). Высшая квалификационная категория. Стаж работы учителем-логопедом 20 лет, педагогический стаж 23 года. Педагогическое кредо: Сначала- хорошее настроение.
Россия, Псковская обл., Великие Луки

Открытое логопедическое занятие

2 класс (специальный)

учитель-логопед Гашимова Ирина Геннадьевна

Тема: Дифференциация С – З

Цель: учить дифференцировать звуки и буквы С-З.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

закреплять знания о звуках С-З;

учить различать звуки и буквы С-З на слух и на письме;

закреплять правильное произношение звуков С, З;

уточнение, сравнение артикуляции звуков С-З;

учить сравнивать характеристики звуков С-З.

Коррекционно-развивающие:

развитие фонетико-фонематических представлений;

развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти;

развитие артикуляционной моторики;

развитие навыка звукового анализа;

учить работать с деформированным текстом;

обогащение словаря, развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные:

воспитание положительной мотивации к учению;

прививать интерес к логопедическим занятиям;

формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование: смайлики настроения, картина Левитана «Март» (разрезана на части), табличка «Детективное агентство», конверты с заданиями, полоски бумаги для дыхательной гимнастики, картинки (насос, комар), зеркала, картинки-символы звуков, карточки с буквами, наложенными друг на друга, карточки с местоимениями (я, ты, он, она, мы, вы, они).

Ход занятия

Организационный момент.

Дети заходят в класс, здороваются.

- Сегодня у нас гости. Давайте улыбнемся гостям и подарим им хорошее настроение, а они порадуются за наши успехи.

- Выберите и вы себе то настроение, которое вам больше нравится (выбирают смайлики).

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

 

Актуализация опорных знаний.

- Скажите, кто же это? (на слайде изображение детектива).

- Кто такой детектив? Как его ещё можно назвать?

- Чем занимается детектив?

- Какими качествами должен обладать хороший детектив? По ходу ответов детей появляется запись на доске: Иметь зоркий глаз; Уметь слушать и слышать; Быть внимательным.

- Сегодня я вам предлагаю превратиться в детективов (на доску прикрепляется «ДЕТЕКТИВЫ»), а наш кабинет будет называться так: «Детективное агентство» (выставляется табличка с названием).

 

Постановка учебной проблемы.

- Итак, в наше детективное агентство поступило сообщение: пропала картина известнейшего художника (на слайде изображение пустой рамы от картины).

- Что будем делать?

- Открою секрет: похитители разрезали картину на несколько частей. Все эти части разложили по конвертам. Но кроме кусочков картины в каждом конверте еще есть разные задания. Задания на различение звуков и букв. А каких именно – скоро узнаем. Нам с вами предстоит выполнить все задания, и тогда мы сможем по кусочкам собрать всю картину.

- Помните, во время работы вы должны иметь зоркий глаз, уметь слушать и слышать, быть внимательным.

- Еще перед началом работы мы должны вспомнить наше правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим.

 

Открытие нового знания.

1 конверт (в конверте полоски бумаги и картинки с изображением насоса и комара).

- Для чего нужны эти полоски бумаги? (для дыхательной гимнастики).

- Правильно, подуем на бумагу несильно, равномерно, как можно дольше.

- Посмотрите на эти картинки. Давайте пропоем песенку насоса и комара.

- Догадались, какие звуки будем сравнивать?

- Чтобы правильно произносить эти звуки, сделаем зарядку для языка. Упражнения

«Заборчик», «Чищу зубы», «Лопатка», «Горка».

- А давайте-ка расскажем об этих звуках, что знаем.

- Гласные или согласные?

- Выдыхаемый воздух встречает преграду? Какую?

- Как расположены губы и зубы, где находится язык, когда произносим звук С? (губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, а язык упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам). Тоже самое и при произнесении звука З, только добавляется голос.

- Возьмите те карточки-символы (у каждого свой комплект), которые характеризуют звук С. Сравните с правильными ответами (на слайде картинки-символы). Теперь тоже самое для звука З.

С - согласный, глухой, твердый или мягкий.

З – согласный, звонкий, твердый или мягкий.

- Молодцы, вот мы и получили первый фрагмент картины.

2 конверт (в конверте изображение букв, наложенных друг на друга).

- Посмотрите, тут много букв, но нам нужно найти только те, которые на письме обозначают наши звуки.

- Но сначала сделаем гимнастику для глаз.

«Жмурки» (Крепко-крепко зажмурить глаза на 5 секунд, а затем

открыть их).

«Бабочка» (Поморгать глазками, как машет крыльями бабочка – быстро

и легко).

«Светофор» (Поочередно закрывать то левый, то правый глаз, как

мигает железнодорожный светофор).

«Вверх-вниз» (Посмотреть сначала вверх, затем вниз, не наклоняя

головы).

«Часики» (Пусть глаза смотрят то вправо, то влево, как часики: «тик-

так»).

«Гляделки» (Не моргать глазками как можно дольше. Когда моргнешь,

закрыть глаза и расслабиться, представив, что спишь).

- Найдите букву С и покажите, обведите пальчиком. Придумайте слова, начинающиеся на звук С. Тоже самое с буквой З.

- Молодцы, вот еще один фрагмент пропавшей картины.

3 конверт (в конверте чистоговорки).

- Задание следующее: слушаем, запоминаем и четко повторяем чистоговорки:

са-са-са – у Сони длинная коса

со-со-со – у машины колесо

су-су-су – я сумку несу

сы-сы-сы – у деда пышные усы

за-за-за – у мамы добрые глаза

зу-зу-зу – не боимся мы грозу

зы-зы-зы – чисто вымою тазы

- Молодцы, заработали еще один фрагмент пропавшей картины.

4 конверт (в конверте карточки с написанными местоимениями: я, ты, он, она, мы, вы, они и еще написанные словосочетания).

- Как думаете, что мы должны сделать со словами на карточках?

- Правильно подставляем их к словосочетаниям

стоять в кузове

записывать сказки

- Давайте скажем последнее предложение с разной интонацией (радость, вопрос, грусть, робот).

- Правильно справились с заданием. Молодцы. Вот еще кусочек картины.

5 конверт (в конверте карточки со словами, в которых пропущены буквы З или С).

- Детективы, выберем нужную букву и вставим ее в слова, но сначала сделаем маленький массаж для пальчиков.

такан, …акон, …покойно, …ладкий, …лой, …абота, …лово, …доровье, …оловей.

- Давайте проверим (по очереди читают слово и называют букву, которую вставили).

- Первые два слова разделим на слоги и составим схему, впишем в схему буквы З или С (выполняют на карточках, кто-нибудь у доски).

- Все получилось, получаем еще кусочек картины.

6 конверт (в конверте картинка «5 малышей»).

- Что это значит? Правильно, физкультминутка («Расскажи стихи руками»).

Один малыш качается в саду,

Два малыша купаются в пруду,

Три малыша ползут к дверям в квартире,

А в эту дверь стучат еще четыре.

С пятью другими тоже все в порядке:

Им весело, они играют в прятки.

Где притаились – ясно и ежу,

Но я глаза зажмурю и вожу:

Один, два, три, четыре, пять,

Ну, берегитесь: я иду искать!

7 конверт (в конверте карточки, где нужно записать слова в 2 столбика).

- Задание такое: я диктую слова, а вы в первый столбик записываете слова с буквой С, во второй – с буквой З.

Санки, сели, запах, разок, зарядка, стадион, красивый, розовый, краска, низкий.

- Подчеркните буквы С и З.

- Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга. А теперь посмотрите на экран и сравните, так ли у вас.

- Хорошо, получайте еще кусочек картины.

8 конверт (в конверте неправильные предложения).

- Написаны какие-то предложения странные…

Саша слез с санок и съехал с горки.

Соня вылила сок и выпила его

Зайчонок быстро бежал к лисе

Под забором спал полосатый кит.

Караси поймали в сети рыбаков.

- Правильно я прочитала? А как надо?

- Замечательно, получайте еще один фрагмент картины.

9 конверт (в конверте разрезанные предложения).

- В этом конверте какие-то отдельные слова. Правильно, нужно составить из них предложения (работают в парах).

За, собака, забором, залаяла. Зубы, у, разболелись, Сони, сильно.

За, собака, гналась, зайцем. Взяла, зайца, собака, след.

Оборвалась, песня, внезапно, звонкая. В, стог, змея, сена, уползла.

Звонко, в, запел, саду, соловей. На, засверкала, кустах, роса.

- Молодцы, с заданием справились. Вот и кусочек картины.

 

Итог занятия.

- Все, это был последний конверт. Все фрагменты картины у нас. Сейчас мы попытаемся ее собрать (все вместе собирают целую картину Левитана «Март» ).

- Какое время года изображено? Как определили? Молодцы! Это картина известнейшего художника Левитана, а называется она «Март».

- Наше «Детективное агентство» выполнило задание! Картина возвращена в музей. Молодцы! Давайте похлопаем себе и друг другу (на слайде картина Левитана «Март»).

- Какие звуки мы учились сегодня различать?

- Скажите, какое задание было самым интересным?

- А какое легким?

- Какое было трудным?

- Кто был самым лучшим детективом?

- После занятия мне захотелось…

- Я похвалил бы себя за…

- Все молодцы, сегодня наше «Детективное агентство» закрывается. До следующего какого-нибудь запутанного дела.

- А как ваше настроение? Посмотрите на смайлики, которые вы выбрали в начале занятия. Возьмите пустые смайлики и нарисуйте то настроение, которое у вас сейчас. Если настроение у вас хорошее, заберите его с собой.

Опубликовано


Комментарии (1)

Тихомирова Екатерина Витальевна, 28.06.17 в 21:00 1Ответить Пожаловаться
Тема занятия и форма его проведения интересная, взяла себе на заметку. Вам большое спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.