Логопедическое занятие "Дифференциация С-З"
Открытое логопедическое занятие
2 класс (специальный)
учитель-логопед Гашимова Ирина Геннадьевна
Тема: Дифференциация С – З
Цель: учить дифференцировать звуки и буквы С-З.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
закреплять знания о звуках С-З;
учить различать звуки и буквы С-З на слух и на письме;
закреплять правильное произношение звуков С, З;
уточнение, сравнение артикуляции звуков С-З;
учить сравнивать характеристики звуков С-З.
Коррекционно-развивающие:
развитие фонетико-фонематических представлений;
развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти;
развитие артикуляционной моторики;
развитие навыка звукового анализа;
учить работать с деформированным текстом;
обогащение словаря, развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные:
воспитание положительной мотивации к учению;
прививать интерес к логопедическим занятиям;
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование: смайлики настроения, картина Левитана «Март» (разрезана на части), табличка «Детективное агентство», конверты с заданиями, полоски бумаги для дыхательной гимнастики, картинки (насос, комар), зеркала, картинки-символы звуков, карточки с буквами, наложенными друг на друга, карточки с местоимениями (я, ты, он, она, мы, вы, они).
Ход занятия
Организационный момент.
Дети заходят в класс, здороваются.
- Сегодня у нас гости. Давайте улыбнемся гостям и подарим им хорошее настроение, а они порадуются за наши успехи.
- Выберите и вы себе то настроение, которое вам больше нравится (выбирают смайлики).
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
Актуализация опорных знаний.
- Скажите, кто же это? (на слайде изображение детектива).
- Кто такой детектив? Как его ещё можно назвать?
- Чем занимается детектив?
- Какими качествами должен обладать хороший детектив? По ходу ответов детей появляется запись на доске: Иметь зоркий глаз; Уметь слушать и слышать; Быть внимательным.
- Сегодня я вам предлагаю превратиться в детективов (на доску прикрепляется «ДЕТЕКТИВЫ»), а наш кабинет будет называться так: «Детективное агентство» (выставляется табличка с названием).
Постановка учебной проблемы.
- Итак, в наше детективное агентство поступило сообщение: пропала картина известнейшего художника (на слайде изображение пустой рамы от картины).
- Что будем делать?
- Открою секрет: похитители разрезали картину на несколько частей. Все эти части разложили по конвертам. Но кроме кусочков картины в каждом конверте еще есть разные задания. Задания на различение звуков и букв. А каких именно – скоро узнаем. Нам с вами предстоит выполнить все задания, и тогда мы сможем по кусочкам собрать всю картину.
- Помните, во время работы вы должны иметь зоркий глаз, уметь слушать и слышать, быть внимательным.
- Еще перед началом работы мы должны вспомнить наше правило:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим.
Открытие нового знания.
1 конверт (в конверте полоски бумаги и картинки с изображением насоса и комара).
- Для чего нужны эти полоски бумаги? (для дыхательной гимнастики).
- Правильно, подуем на бумагу несильно, равномерно, как можно дольше.
- Посмотрите на эти картинки. Давайте пропоем песенку насоса и комара.
- Догадались, какие звуки будем сравнивать?
- Чтобы правильно произносить эти звуки, сделаем зарядку для языка. Упражнения
«Заборчик», «Чищу зубы», «Лопатка», «Горка».
- А давайте-ка расскажем об этих звуках, что знаем.
- Гласные или согласные?
- Выдыхаемый воздух встречает преграду? Какую?
- Как расположены губы и зубы, где находится язык, когда произносим звук С? (губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, а язык упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам). Тоже самое и при произнесении звука З, только добавляется голос.
- Возьмите те карточки-символы (у каждого свой комплект), которые характеризуют звук С. Сравните с правильными ответами (на слайде картинки-символы). Теперь тоже самое для звука З.
С - согласный, глухой, твердый или мягкий.
З – согласный, звонкий, твердый или мягкий.
- Молодцы, вот мы и получили первый фрагмент картины.
2 конверт (в конверте изображение букв, наложенных друг на друга).
- Посмотрите, тут много букв, но нам нужно найти только те, которые на письме обозначают наши звуки.
- Но сначала сделаем гимнастику для глаз.
«Жмурки» (Крепко-крепко зажмурить глаза на 5 секунд, а затем
открыть их).
«Бабочка» (Поморгать глазками, как машет крыльями бабочка – быстро
и легко).
«Светофор» (Поочередно закрывать то левый, то правый глаз, как
мигает железнодорожный светофор).
«Вверх-вниз» (Посмотреть сначала вверх, затем вниз, не наклоняя
головы).
«Часики» (Пусть глаза смотрят то вправо, то влево, как часики: «тик-
так»).
«Гляделки» (Не моргать глазками как можно дольше. Когда моргнешь,
закрыть глаза и расслабиться, представив, что спишь).
- Найдите букву С и покажите, обведите пальчиком. Придумайте слова, начинающиеся на звук С. Тоже самое с буквой З.
- Молодцы, вот еще один фрагмент пропавшей картины.
3 конверт (в конверте чистоговорки).
- Задание следующее: слушаем, запоминаем и четко повторяем чистоговорки:
са-са-са – у Сони длинная коса
со-со-со – у машины колесо
су-су-су – я сумку несу
сы-сы-сы – у деда пышные усы
за-за-за – у мамы добрые глаза
зу-зу-зу – не боимся мы грозу
зы-зы-зы – чисто вымою тазы
- Молодцы, заработали еще один фрагмент пропавшей картины.
4 конверт (в конверте карточки с написанными местоимениями: я, ты, он, она, мы, вы, они и еще написанные словосочетания).
- Как думаете, что мы должны сделать со словами на карточках?
- Правильно подставляем их к словосочетаниям
стоять в кузове
записывать сказки
- Давайте скажем последнее предложение с разной интонацией (радость, вопрос, грусть, робот).
- Правильно справились с заданием. Молодцы. Вот еще кусочек картины.
5 конверт (в конверте карточки со словами, в которых пропущены буквы З или С).
- Детективы, выберем нужную букву и вставим ее в слова, но сначала сделаем маленький массаж для пальчиков.
…такан, …акон, …покойно, …ладкий, …лой, …абота, …лово, …доровье, …оловей.
- Давайте проверим (по очереди читают слово и называют букву, которую вставили).
- Первые два слова разделим на слоги и составим схему, впишем в схему буквы З или С (выполняют на карточках, кто-нибудь у доски).
- Все получилось, получаем еще кусочек картины.
6 конверт (в конверте картинка «5 малышей»).
- Что это значит? Правильно, физкультминутка («Расскажи стихи руками»).
Один малыш качается в саду,
Два малыша купаются в пруду,
Три малыша ползут к дверям в квартире,
А в эту дверь стучат еще четыре.
С пятью другими тоже все в порядке:
Им весело, они играют в прятки.
Где притаились – ясно и ежу,
Но я глаза зажмурю и вожу:
Один, два, три, четыре, пять,
Ну, берегитесь: я иду искать!
7 конверт (в конверте карточки, где нужно записать слова в 2 столбика).
- Задание такое: я диктую слова, а вы в первый столбик записываете слова с буквой С, во второй – с буквой З.
Санки, сели, запах, разок, зарядка, стадион, красивый, розовый, краска, низкий.
- Подчеркните буквы С и З.
- Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга. А теперь посмотрите на экран и сравните, так ли у вас.
- Хорошо, получайте еще кусочек картины.
8 конверт (в конверте неправильные предложения).
- Написаны какие-то предложения странные…
Саша слез с санок и съехал с горки.
Соня вылила сок и выпила его
Зайчонок быстро бежал к лисе
Под забором спал полосатый кит.
Караси поймали в сети рыбаков.
- Правильно я прочитала? А как надо?
- Замечательно, получайте еще один фрагмент картины.
9 конверт (в конверте разрезанные предложения).
- В этом конверте какие-то отдельные слова. Правильно, нужно составить из них предложения (работают в парах).
За, собака, забором, залаяла. Зубы, у, разболелись, Сони, сильно.
За, собака, гналась, зайцем. Взяла, зайца, собака, след.
Оборвалась, песня, внезапно, звонкая. В, стог, змея, сена, уползла.
Звонко, в, запел, саду, соловей. На, засверкала, кустах, роса.
- Молодцы, с заданием справились. Вот и кусочек картины.
Итог занятия.
- Все, это был последний конверт. Все фрагменты картины у нас. Сейчас мы попытаемся ее собрать (все вместе собирают целую картину Левитана «Март» ).
- Какое время года изображено? Как определили? Молодцы! Это картина известнейшего художника Левитана, а называется она «Март».
- Наше «Детективное агентство» выполнило задание! Картина возвращена в музей. Молодцы! Давайте похлопаем себе и друг другу (на слайде картина Левитана «Март»).
- Какие звуки мы учились сегодня различать?
- Скажите, какое задание было самым интересным?
- А какое легким?
- Какое было трудным?
- Кто был самым лучшим детективом?
- После занятия мне захотелось…
- Я похвалил бы себя за…
- Все молодцы, сегодня наше «Детективное агентство» закрывается. До следующего какого-нибудь запутанного дела.
- А как ваше настроение? Посмотрите на смайлики, которые вы выбрали в начале занятия. Возьмите пустые смайлики и нарисуйте то настроение, которое у вас сейчас. Если настроение у вас хорошее, заберите его с собой.
Тихомирова Екатерина Витальевна