Статья на тему «Лучший дидактический материал в работе с детьми, имеющими особенности в развитии»
Лучший дидактический материал в работе с детьми, имеющими особенности в развитии.
Автор: Учитель-логопед, учитель-дефектолог высшей категории Кичигина Т.А.
Пояснительная записка
Дети с особенностями в развитии особенно нуждаются в коррекционном сопровождении и индивидуальном подходе. Очень значительное место в процессе обучения и коррегирования занимают дидактические игры , поскольку именно через игру создаются такие условия, в которых каждый ребенок приобретает собственный действенный, наглядный и чувственный опыт. И игра является естественной и главной средой, мотивацией развития каждого ребенка.
Дидактические игры целесообразно использовать на всех этапах освоения учебного материала: на этапах ознакомления с новым материалом, повторения, его закрепления, контроля.
Актуальность дидактических игр для детей с особенностями в развитии любого возраста обусловлена тем, что как правило у детей преобладает зрительно-образная память и мышление.
Игра – бессознательный и активный вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении и адаптации действий взрослых и отношений между ними, в ней развиваются духовные, умственные, мотивационные и физические особенности ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и мышление в целом.
Каждая игровая деятельность должна содержать обучающую, развивающую и дидактическую задачу. Играя, дети решают эти дидактически поставленные задачи, выполняя определённые игровые манипуляции, которые являются необходимым компонентом любой дидактической игры. При выполнении игровых действий приходится соблюдать определённые правила, благодаря которым педагог в процессе игры управляет, направляет и корректирует поведение детей и сам воспитательно-образовательный процесс.
Роль педагога в игре может быть разной: он может непосредственным участником игры, автором, советчиком, помощником. Но всегда учитель должен внимательно относиться к сценариям и стремлениям детей, не подавляя инициативу и самостоятельность, влиять на содержание игры ненавязчиво и мягко, создавать условия для их раскрытия и объемности, для развития детской непосредственности, самодостаточности, творчества. Он просто помогает детям устанавливать прочные связи игры и жизни. Тем самым не только обучая ребёнка, но и социализируя, связывая детей с реальным миром.
Я хочу представить свои дидактические материалы для работы с детьми, которые постоянно использую как полноценное занятие или как часть коррекционного процесса.
Целью данной статьи является повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях любого образовательного учреждения. Материал будет интересен педагогам работающим с детьми, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, а так же родителям особенных детей.
Предполагаемый результат: у детей любого возраста с ограниченными возможностями здоровья активно развивается сенсорно – моторная зона КБП посредством дидактических развивающих игр. Дети приобретают стойкий опыт согласованных действий, учатся работать в подгруппах и индивидуально, по желанию могут расширить и додумать правила игры и действия в ней, как свои, так и тех кто участвует с ними.
Дидактическая игра «Умные колокольчики»
Цель: Развивать навыки счёта, цветовосприятие (запоминание и узнавание цветов), логику и фантазию, звуковосприятие.
Оборудование: 4 колокольчика, 10 карточек с развивающими заданиями. Есть подробная инструкция для взрослого.
Дидактическая игра "Жесты"
Цель: развивать логику, мышление, речь и мелкую моторику, изучать и закреплять названия цветов.
Оборудование: 8 форм-ручек, 20 заданий, подробная инструкция.
Дидактическая игра "Умные гонзики"
Цель: Тренируем и развиваем мелкую моторику, учим названия пальчиков и цветов, учим определять право-лево, развиваем речь и воображение.
Оборудование: Гонзики, карточки с заданиями, памятка для родителя.
Дидактические игры «Подбери ключик», « Веселые гномы» и т.д.
Цель: Развивать логику, цветовосприятие, соотнесение форм, анализ и синтез.
Оборудование: основа, карточки с заданиями, дополнительные элементы (ключи, замочки, одежда для гнома)
Дидактические игры « Необычные пазлы», « Мозайка с камешками» и т.д.
Цель: формирование умения выкладывать картинку по схеме и без, развитие мелкой моторики рук, пространственного и логического мышления, развитие воображения и фантазии.
Оборудование: картинки – схемы, камешки Марблс, пазлы (разных форм и цветов).
Дидактические игры «Танаграмы», «Тетрис»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация логического мышления, пространственного ориентирования, знание и закрепления форм и цветов..
Оборудование: дощечки с геометрическими формами, Магнитные поля, картинки с фигурами и заданиями.
Многофункциональная игра «Теремок»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация логического мышления, творческих способностей, речи, разучивания сказок.
Оборудование: Театр сказки «Теремок»
Дидактические игры «Тактильный мешочек», «Тактильный кубик»
Цель: развитие умения различать цвета и формы, тактильно различать формы и материалы, определять пары, развивать память и логику.
Оборудование: коробочки в виде куба и круглые диски с разными материалами на них, мешочек с кубиками.
Дидактические игры «Цветные бомбошки», «Сортеры»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация логического мышления. Развивать знание и умение сортировать по цвету и форме, развивать логическое мышление, внимание, память и усидчивость.
Оборудование: пушистые шарики разных форм и цветов, пинцеты, колбы, карточки с заданиями, цветные кристаллы.
Дидактическая игра «Ключики-замочки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление знаний о цвете, развитие памяти концентрации внимания.
Оборудование: Ключики, замочки, карточки с заданиями и инструкция.
Дидактические нейроигры «Руки-трюки», «Попробуй повтори», «Тянучки наручки» и т.д.
Цель: Развитие мелкой и общей моторики, внимания, памяти, ощущения своего тела в пространстве, координации и речи.
Оборудование: Карточки с заданиями, разные дополнительные материалы к ним.
Дидактическая игра «Глаз-алмаз».
Цель: развивать внимательность, логическое мышление, усидчивость, здоровое соперничество, скорость реакции, умение концентрироваться и запоминать.
Оборудование: Настольная игра со звонком, 8 карточек-полей, маленькие картинки, звонок, инструкция.
Дидактическая игра «Первый звонок»
Цель: развивать внимательность, логическое мышление, усидчивость, здоровое соперничество, скорость реакции, умение концентрироваться и запоминать. Развивать лексический и словарный запас. Расширять объём памяти и внимания.
Оборудование: 250 карточек с вопросами имеющими балы, звонок, таблица для подсчета балов, звонок, инструкция.
Конечно, это не все игры, которые используются в моей работе. Но я думаю, что кому-то пригодится. Развивать, играя – вот главная задача любого педагога, который работает с особенными детьми. Удачи!