Современная модернизация Российского государства, становление гражданского общества и рыночной экономики требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, способного к самоорганизации, умеющего отстаивать свои права. На сегодняшний момент, как на рынке труда, так и на арене социальной жизни востребована личность, обладающая не только обширным объёмом знаний из различных областей жизни, но и целым комплексом социальных и интеллектуальных умений, позволяющих ей быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности. Среди наиболее значимых качеств «нового типа личности» являются: высокий интеллект, способность творчески подходить к решению возникающих проблем, способность осуществлять совместную коллективную деятельность, умение находить, анализировать, применять информацию и т.д. Одним из путей реализации этих качеств у учащихся является реализация социального проекта «Одаренный ребенок - будущее России», который реализуется в МОУ СОШ №1 «Гармония» г. Кумертау учителями совместно с учащимися при поддержке администрации данного образовательного учреждения и городского отдела образования.
Чтобы проследить за процессом социальной адаптации учащихся в рамках данного проекта, определимся, что представляет собой данный проект и как протекает процесс социального проектирования. Предметом исследования – одарённость - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Объект исследования - ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Социальное проектирование предполагает определение Целей и задач работы учителей с одаренными детьми:
Выявление одаренных детей.
Привлечение школьников к решению актуальных социальных проблем данного местного сообщества (в нашем научном обществе сообщество представляют ректорат и учащиеся-исследователи).
Включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся (в нашем случае решается проблема обучения проектной исследовательской деятельности, осуществление этой деятельности и управления этой работой).
Исходя из целей, вытекают задачи социального проектирования:
Повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации
Адаптация одаренной личности.
Реализация интеллектуальных и творческих способностей учащихся, создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Педагогическому коллективу нашей школы предлагается:
различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности;
специальные психодиагностические тренинги;
экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, одноклассниками;
проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
После выявления одаренности учителя – предметники, создают
эмоциональной включенности, возбуждающую интерес к
предмету;
наставник (руководитель секции НОУ, учитель – предметник, классный
руководитель, социальный педагог) помогает в научно –
исследовательской работе по выбранной теме;
классный руководитель координирует индивидуальную работу всех лиц,
заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает
необходимое общение, связь с родителями.
Результаты, которые мы ожидаем от выполнения проекта следующие:
Выявление и развитие одаренных детей. Все «академики» творческие и одаренные личности. Одаренный ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. К сожалению, заблуждением человека, особенно молодого, является недооценка заложенных в нем природных способностей. Признание одаренности проявляется в реальной деятельности. Она может быть выявлена на уровне наблюдения за характером действий личности. Об одаренности судят в единстве категорий «могу» и «хочу», по способу её деятельности, а также по отношению личности к той или иной стороне действительности, а также и к своей деятельности. При выполнении проекта появляется возможность для выполнения данного ожидаемого результата.
Социальная адаптация учащихся. В процессе реализации социального проекта у учащихся повышается социальная активность, они не только совершенствуют структуру и систему работы в НОУ, но и учатся выслушивать и принимать предложения других по этому поводу. Юные «академики» вносят реальный вклад в жизнь общества, реализуя собственными силами полезные дела: участвуют в акции «Марш парков», создают путеводители по музеям города Кумертау, участвуют в экологических субботниках и т.д. У участников проекта происходят положительные изменения в сознании, повышается общий уровень культуры.
Изменение общественного мнения. По мере реализации проекта увеличивается число учителей и учащихся, желающих участвовать в этом нужном и полезном деле.
Подготовка учащихся к дальнейшей жизни. Наши юные «академики» приобретают навыки исследовательской работы, которые реализуют дальше, будучи студентами.
Лихина Елена Викторовна