Любовь, верность и семья в «Повести о Петре и Февронии » (Урок литературы в 7 классе)
Предмет | литература |
Класс | 7 |
Учитель | Наурызбаева Алия Тимеркановна |
Тип урока | Закрепление материала |
Тема урока | Любовь, верность и семья в «Повести о Петре и Февронии » |
Цель урока | Сформировать представления о древнерусской литературе как о неотъемлемой части мировой культуры, развивать читательскую культуру учащихся, совершенствовать умение учащихся воспроизводит текст и анализировать прочитанное |
Тема | Любовь, верность и семья в «Повести о Петре и Февронии Муромских» | |||
Цель темы | Обучение анализу прозаического текста | |||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | ||
навыки анализа текста; умение понимать и формулировать тему, идею умение характеризовать героев произведения | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим; Регулятивные: целеполагание и планирование путей достижения целей; самостоятельный контроль своего времени; принятие решений в проблемной ситуации; развитие навыков самооценки; Познавательные: поисковое чтение и структурирование текста; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; рецензирование ответов одноклассников; работать в группе; осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку; использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств. | |||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
живопись основы православной веры музыка русский язык | групповая фронтальная индивидуальная в паре | художественный текст мультимедийная презентация аудио и видеофрагмент проектор и экран выставка репродукций ромашки бумажные |
Этапы урока
1 этап «Организационный» | |||||
цель | Ситуативное задание | Деятельность ученика | Планируемый результат | ||
Создать позитивный настрой у учащихся | Здравствуйте, ребята, гости! Позвольте представиться – меня зовут Алия Тимеркановна. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя что-то новое. Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе у вас и она поможет легко и радостно трудиться! А начнем мы урок с прослушивания музыкального клипа. Демонстрация видеоклипа. -Ребята, скажите, пожалуйста, о ком упоминается в словах этой песни? Чем же эти герои заслужили такую честь? Какие ценности и чувства пронесли эти герои? | Слушают учителя, одноклассников | Настроились позитивно на работу | ||
2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся» | |||||
Сформулировать тему и задачи урока | -Ребята, попробуйте сформулировать тему урока и запишите ее в рабочих листах, которые лежат у вас на столах.( Любовь, верность и семья в «Повести о Петре и Февронии »). Вы познакомились с содержанием «Повести…» .Сегодня на уроке мы обратимся к этому величайшему произведению древнерусской литературы еще раз, чтобы понять, какие проблемы поднимаются в повести. Попробуем разобраться в характерах героев, попытаемся сделать сравнение между прошлым и настоящим и выяснить актуальность нравственных ценностей. -Попытаемся поставить цель перед собой ? Сформулируйте ее, пожалуйста, и назовите. Да, действительно, как правильно вы подметили, что Жизнь семейной четы Петра и Февронии Муромских — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. | Учащиеся формулируют тему и цели урока. | Проявить интерес к поставленной цели. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. Личностные :умение сотрудничать с учителем и учащимися. Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию. Коммуникативные: умение управлять своим поведением. | ||
3 -4 этап «Актуализация знаний»
| |||||
Организация и самоорганизация учебного материала и создание условий по его восприятию Повторение того, что необходимо к изучению нового материала :знание текста развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися. развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися. Разобраться с тем, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси; Развитие навыка самоанализа и самооценки | Вспомним, хорошо ли мы знаем содержание повести. Проверить это поможет тест, в котором вам нужно согласиться с утверждением или опровергнуть его( «+» или «-»). (+) 1. Змий поведал о своей смерти жене Павла. (–) 2. Петр убил лукавого змия топором. (+) 3. От крови змия тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы. (–) 4. Феврония была из села Майского. (–) 5. Брат Февронии был скалолазом. (+) 6. Феврония нарочно сказала Петру не мазать мазью один струп, чтобы проверить его. (–) 7. Петр с первого раза взял Февронию в жены. (+) 8. В Муроме бояре и их жены невзлюбили Февронию. (+) 9.Петра и Февронию причислили к лику святых. (+) 10. Феврония вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых. (–)11. Души Петра и Февронии отошли в мир иной в разное время. (+) 12. После смерти их пытались разлучить два раза. Правильные ответы называются. Взаимопроверка. Критерии оценивания: 12 «5» 9-11 «4» 6-8 «3» 0-5 | | Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника. | ||
Ребята, продолжаем работу. Мы подбираемся к главному – героям повести. Какие же они? Группам 1,3,5 предлагается охарактеризовать Петра с помощью оценочных слов. Группы 2,4 - охарактеризовать Февронию с помощью оценочных слов. Представители групп отвечают. ВЫВОД: в повести автор воспевает прекрасные качества человеческой души как любовь, преданность друг другу и т.п. Работа с текстом. Нам с вами известно, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для автора – воплощение справедливой княжеской власти, автор показал, какой должна быть власть. Но разве Петр всегда поступал по совести? Почему симпатии автора на его стороне? -Как вы думаете, почему в качестве главной героини автор выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? Вывод подводят учащиеся. Герои повести – реальные исторические лица. Но почему автор не рисует портретов героев повести? Вывод: не внешность главное для него. Ум, душевная красота – вот что главное. Проблемный вопрос: в чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? Учитель: Погребенные в Муроме своими молитвами Петр и Феврония благословляют супружеские пары и их детей. Они канонизированы РПЦ ( выставка). Физминутка Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками. Закрепление материала. | Обсуждение | Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника. Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника. | |||
Словарная работа. -Ребята, вам предлагается выполнить такое задание. Поскольку в этом произведении есть устаревшая лексика, всем группам нужно подобрать современные синонимы к таким словам. С почтением – Лукавый обманщик- Пронырство- Дивился- Наветы- Блаженный- Чадолюбивые- В России какая дата появилась недавно в календаре праздников? (8 июляздаются карточки с индивид. заданиями (кроссворды) | Составление таблицы, вывод Работа в группах Обсуждение, ответы на вопросы Слушают учителя | ||||
Ребята, вам известно, какой праздник стал отмечаться 8 июля не так давно? Какой символ у этого праздника? Да, это ромашка. Букет ромашек мы подарим вашему учителю. Звучит песня « Ромашковые поля» гр. Кватро. -Ребята, у вас на рабочем месте лежит по лепестку. 1, | |||||
Ребята, у вас на столах лежат ромашки. На лепестках учащиеся из 1,3,5 групп напишут качества, которые укрепляют семью. 2,4 группы– качества, которые разрушают семью. -К чему семьи должны стремиться? Итоговый вывод: Мы говорили о таких великих святых и о чувствах, которые они пронесли через всю жизнь. Давайте еще раз назовем их имена, . Дома вы готовили небольшую фотопрезентацию о своих семьях. Учащиеся по желанию рассказывают о семье Как прекрасно, что ваши фотографии свидетельствуют о гармонии в ваших семьях, о счастье. Ребята, на ваш взгляд, об этих чувствах, ценностях достаточно просто говорить обычными словами? Об этом можно говорить стихами. Докажите это. Составление синквейна ( в группах). 1,3 группы - любовь; 2 группа – Петр и Феврония; 4 группа – верность; 5 группа – семья. Итог урока Ребята, в рабочих листах вашему вниманию предлагается буриме ( стихотворение с пропущенными словами). Вам нужно их восстановить и прочитать выразительно по одной строчке. Читают на фоне спокойной музыки. Что такое семья? Вы спросите меня Я отвечу вам с удовольствием Что семья – это дом, Школа моя за окном, И семья – это малая Родина! Под пургой и дождем Нас согреют теплом И помогут в любых ситуациях Мамы милой глаза И улыбка отца, И ватрушки, и булочки бабушки, В мир идем из семьи, Там корни твои, Твоя долгая жизнь начинается, И основа основ – наш родительский дом, И семьей в мире жизнь продолжается!
| |||||
| Ответы на вопросы Самооценка работы на уроке | Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника. | |||
6 этап Рефлексия (интеллектуальная) По опорным предложениям ребята оценивают свою работу на уроке. Продолжи фразу.. Мне было интересно… Мне было трудно… Я понял, что… Я почувствовал, что… Больше всего мне понравилось… Урок навёл меня на размышления...(заставил задуматься)… Выставление оценок за работу на уроке. -Ребята, вы имели возможность оценить работу одноклассника, сделать самооценку, а кого, на ваш взгляд мы можем отметить как активных участников обсуждения. Оценки называются учителем. 7 этап Сообщение и разбор домашнего задания Д.з. : самостоятельный выбор 1) сочинить небольшое стихотворение по теме урока; 2) написать сочинение-миниатюру «Мое отношение к героям повести»; 3)нарисовать иллюстрацию к повести. Благодарю вас, ребята, за урок! |
Юлия Васильевна Воробьева