Любовь, верность и семья в «Повести о Петре и Февронии » (Урок литературы в 7 классе)

2
1
Материал опубликован 5 November 2020

Предмет

литература

Класс

7

Учитель

Наурызбаева Алия Тимеркановна

Тип урока

Закрепление материала

Тема урока

Любовь, верность и семья в «Повести о Петре и Февронии »

Цель урока

Сформировать представления о древнерусской литературе как о неотъемлемой части мировой культуры, развивать читательскую культуру учащихся, совершенствовать умение учащихся воспроизводит текст и анализировать прочитанное



Тема

Любовь, верность и семья в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Цель темы

Обучение анализу прозаического текста

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

навыки анализа текста;

умение понимать и формулировать тему, идею

умение характеризовать героев произведения


Личностные: 

совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим;

Регулятивные: 

целеполагание и планирование путей достижения целей;

самостоятельный контроль своего времени;

принятие решений в проблемной ситуации;

развитие навыков самооценки;

Познавательные: 

поисковое чтение и структурирование текста;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: 

учитывать разные мнения;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

рецензирование ответов одноклассников;

работать в группе;

осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

живопись

основы православной веры

музыка

русский язык

групповая

фронтальная

индивидуальная

в паре

художественный текст

мультимедийная презентация

аудио и видеофрагмент

проектор и экран

выставка репродукций

ромашки бумажные



Этапы урока

1 этап «Организационный»

цель

Ситуативное задание

Деятельность ученика

Планируемый результат

Создать позитивный настрой

у учащихся








Здравствуйте, ребята, гости! Позвольте представиться – меня зовут Алия Тимеркановна. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя что-то новое. Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе у вас и она поможет легко и радостно трудиться!

А начнем мы урок с прослушивания музыкального клипа. Демонстрация видеоклипа.

-Ребята, скажите, пожалуйста, о ком упоминается в словах этой песни?

Чем же эти герои заслужили такую честь? Какие ценности и чувства пронесли эти герои?

Слушают учителя, одноклассников

Настроились позитивно на работу

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

Сформулировать тему и задачи урока

-Ребята, попробуйте сформулировать тему урока и запишите ее в рабочих листах, которые лежат у вас на столах.( Любовь, верность и семья в «Повести о Петре и Февронии »). Вы познакомились с содержанием «Повести…» .Сегодня на уроке мы обратимся к этому величайшему произведению древнерусской литературы еще раз, чтобы понять, какие проблемы поднимаются в повести. Попробуем разобраться в характерах героев, попытаемся сделать сравнение между прошлым и настоящим и выяснить актуальность нравственных ценностей.

-Попытаемся поставить цель перед собой ? Сформулируйте ее, пожалуйста, и назовите.



Да, действительно, как правильно вы подметили, что Жизнь семейной четы Петра и Февронии Муромских — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.



Учащиеся формулируют тему и цели урока.

Проявить интерес к поставленной цели.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Личностные :умение сотрудничать с учителем и учащимися.

Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.

Коммуникативные: умение управлять своим поведением.

3 -4 этап

«Актуализация знаний»

Организация и самоорганизация учебного материала и создание условий по его восприятию

























Повторение того, что необходимо к изучению нового материала :знание текста





































развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.































развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.























Разобраться с тем, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;















Развитие навыка самоанализа и самооценки











Вспомним, хорошо ли мы знаем содержание повести. Проверить это поможет тест, в котором вам нужно согласиться с утверждением или опровергнуть его( «+» или «-»).

(+) 1. Змий поведал о своей смерти жене Павла.

(–) 2. Петр убил лукавого змия топором.

(+) 3. От крови змия тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы.

(–) 4. Феврония была из села Майского.

(–) 5. Брат Февронии был скалолазом.

(+) 6. Феврония нарочно сказала Петру не мазать мазью один струп, чтобы проверить его.

(–) 7. Петр с первого раза взял Февронию в жены.

(+) 8. В Муроме бояре и их жены невзлюбили Февронию.

(+) 9.Петра и Февронию причислили к лику святых.

(+) 10. Феврония вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых.

(–)11. Души Петра и Февронии отошли в мир иной в разное время.

(+) 12. После смерти их пытались разлучить два раза.

Правильные ответы называются. Взаимопроверка. Критерии оценивания:

12 «5»

9-11 «4»

6-8 «3»

0-5





Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.

Ребята, продолжаем работу. Мы подбираемся к главному – героям повести. Какие же они?

Группам 1,3,5 предлагается охарактеризовать Петра с помощью оценочных слов.

Группы 2,4 - охарактеризовать Февронию с помощью оценочных слов.

Представители групп отвечают.

ВЫВОД: в повести автор воспевает прекрасные качества человеческой души как любовь, преданность друг другу и т.п.



Работа с текстом.

Нам с вами известно, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести.

Князь Петр для автора – воплощение справедливой княжеской власти, автор показал, какой должна быть власть.

Но разве Петр всегда поступал по совести? Почему симпатии автора на его стороне?

-Как вы думаете, почему в качестве главной героини автор выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?

Вывод подводят учащиеся.

Герои повести – реальные исторические лица.

Но почему автор не рисует портретов героев повести?

Вывод: не внешность главное для него. Ум, душевная красота – вот что главное.

Проблемный вопрос: в чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?

Учитель: Погребенные в Муроме своими молитвами Петр и Феврония благословляют супружеские пары и их детей. Они канонизированы РПЦ ( выставка).

Физминутка

Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.

Закрепление материала.

Обсуждение

Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.

























Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.






















Словарная работа.

-Ребята, вам предлагается выполнить такое задание. Поскольку в этом произведении есть устаревшая лексика, всем группам нужно подобрать современные синонимы к таким словам.

С почтением –

Лукавый обманщик-

Пронырство-

Дивился-

Наветы-

Блаженный-

Чадолюбивые-







В России какая дата появилась недавно в календаре праздников? (8 июляздаются карточки с индивид. заданиями (кроссворды)

Составление таблицы, вывод











Работа в группах







Обсуждение, ответы на вопросы































































Слушают учителя


















Ребята, вам известно, какой праздник стал отмечаться 8 июля не так давно?

Какой символ у этого праздника? Да, это ромашка.

Букет ромашек мы подарим вашему учителю.

Звучит песня « Ромашковые поля» гр. Кватро.



-Ребята, у вас на рабочем месте лежит по лепестку.

1,


Ребята, у вас на столах лежат ромашки. На лепестках учащиеся из 1,3,5 групп напишут качества, которые укрепляют семью.

2,4 группы– качества, которые разрушают семью.

-К чему семьи должны стремиться?

Итоговый вывод:

Мы говорили о таких великих святых и о чувствах, которые они пронесли через всю жизнь. Давайте еще раз назовем их имена, .

Дома вы готовили небольшую фотопрезентацию о своих семьях. Учащиеся по желанию рассказывают о семье

Как прекрасно, что ваши фотографии свидетельствуют о гармонии в ваших семьях, о счастье. Ребята, на ваш взгляд, об этих чувствах, ценностях достаточно просто говорить обычными словами? Об этом можно говорить стихами. Докажите это.

Составление синквейна ( в группах).

1,3 группы - любовь;

2 группа – Петр и Феврония;

4 группа – верность;

5 группа – семья.



Итог урока

Ребята, в рабочих листах вашему вниманию предлагается буриме ( стихотворение с пропущенными словами).

Вам нужно их восстановить и прочитать выразительно по одной строчке. Читают на фоне спокойной музыки.

Что такое семья?

Вы спросите меня

Я отвечу вам с удовольствием

Что семья – это дом,

Школа моя за окном,

И семья – это малая Родина!

Под пургой и дождем

Нас согреют теплом

И помогут в любых ситуациях

Мамы милой глаза

И улыбка отца,

И ватрушки, и булочки бабушки,

В мир идем из семьи,

Там корни твои,

Твоя долгая жизнь начинается,

И основа основ – наш родительский дом,

И семьей в мире жизнь продолжается!



Ответы на вопросы

























Самооценка работы на уроке







Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.












6 этап Рефлексия (интеллектуальная)

По опорным предложениям ребята оценивают свою работу на уроке.

Продолжи фразу..

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Урок навёл меня на размышления...(заставил задуматься)…

Выставление оценок за работу на уроке.

-Ребята, вы имели возможность оценить работу одноклассника, сделать самооценку, а кого, на ваш взгляд мы можем отметить как активных участников обсуждения. Оценки называются учителем.



7 этап Сообщение и разбор домашнего задания

Д.з. : самостоятельный выбор

1) сочинить небольшое стихотворение по теме урока;

2) написать сочинение-миниатюру «Мое отношение к героям повести»;

3)нарисовать иллюстрацию к повести.

Благодарю вас, ребята, за урок!






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный урок! Спасибо!

7 November 2020