12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Курилова Татьяна Владимировна228
Моя задача, как педагога-психолога, быть рядом с ребенком в важный и значимый момент его жизни, помочь ему преодолеть трудности, встречающие на его пути, дать способность раскрыться и развиваться талантам, вселить веру в себя.
Россия, Ростовская обл., станица Егорлыкская

Конспект урока литературы в 7 классе «Повесть о Петре и Февронии Муромских».


Тема: В чем истинный стержень жизни человека? (Мир глазами древнерусского человека).

Цель: показать своеобразие мышления древнерусского человека на основе «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Задачи:  формировать нравственную позицию семиклассника в вопросе любви к ближнему, развивать навыки анализа художественного текста. 


Методические приемы:

  • аналитическая беседа,
  • работа над словом,
  • выразительное чтение. 


Оформление урока:

  • фотография храма Вознесения Господня, где находится икона благоверных князей Петра и Февронии с частицей их святых мощей,
  • запись музыки Литвака И.А. (Студия звукозаписи Московского Свято-Данилова монастыря). 


Ход урока 

1. Обращение к теме и эпиграфу. Как вы понимаете древнюю евангельскую истину: "Главное - люби других, как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего и не надо". 

2. Что главное в жизни, на ваш взгляд? 
Как вы понимаете значение слова "стержень"? 
На доске толкование слова: Стержень - перен. Основная часть чего-либо, содержательный центр. Человек без стержня - бесхарактерный, слабый, нецелеустремленный. 
Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным? (Разные варианты ответов учащихся). 
Может, в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X по XVII в.в.) 

3. Работа с текстом. 
Почему текст "Повести…" трудно читать современному человеку? Определите жанр произведения. 
(Работа в группах:1.Сказочное в повести :примеры вымысла, особенности сюжета, волшебство. 2. Житие: реальные факты жизни героев, своеобразная композиция, финал ). 
Докажите свои точки зрения. 

Вопросы группам.

  1. Огненный змей, прилетевший к жене князя Павла, - это сказочный персонаж? (Нет, вспомним "Сергия Радонежского", где встречались с бесами, искушавшими человека).
  2. Можем ли мы утверждать, что перед нами мудрая сказочная дева, загадывающая своим женихам загадки? (Нет, главная героиня - реальный человек, а не идеальный образ, ее мудрость изображается как земная).
  3. О чем говорит ее иносказательная речь? (Об опыте общения с носителями фольклорной традиции, употребление метафор в речи говорит об особенностях данной местности).
  4. Приведите примеры использования тропов в речи Февронии (Чтение отрывков текста).
  5. Какой вывод мы можем сделать: сказочная или реальная героиня перед нами? (Речь загадками -знак мудрости земной, а не сказочной). 


4. Словарная работа. 
-Продолжите строку: 
Целомудрие-это… 
Исцеление человека-это… 
-Что общего вы найдете в этих словах? Приведите примеры других однокоренных слов (целый, целостный). 

5. Аналитическая беседа. Целомудрие, т. е. строгая нравственность, чистота, дают Февронии дар исцеления. Что означают слова: "Аще бы кто требовал князя твоего себе, мог бы уврачевати и…" ( Варианты ответов учащихся. Исцелить человека может лишь тот, кто разделит с ним жизнь и все тяготы, в том числе и тяготы болезни). 
Сопоставьте точки зрения древнерусского читателя и современного: что излечивает князя Петра? (Не целебный настой, а бескорыстная любовь к нему). 
-От чего нужно исцелить Петра? ( Болезнь посылает Бог человеку, чтобы смирить гордыню , для очищения от согрешений. Феврония исцеляет его от непослушания воле Божией). 
-Легко ли идет исцеление героя? Когда он окончательно исцеляется? (Работа над эпизодом "Петр и бояре", чтение в лицах). 
-Что изменилось в жизни героя после полного выздоровления? (Главное-исцеление души Петра). 
-Почему Феврония способна совершать чудеса, а Петр - нет? 
(Она благочестива, послушна Богу, следует в жизни заповедям Христа). 
Обращение к определению жития: Житие-жизнеописание человека, достигшего христианского идеала-святости. 

6.Смысл названия произведения. 
-Почему называется "Повесть о Петре и Февронии Муромских"? (Петр достиг идеала святости в своей жизни). 
-В чем святость героев? (Чтение эпизода "И правили они в городе том…") 

7. Анализ финала "Повести…" 
-Какое значение имеет концовка? "Жили они долго и счастливо и умерли в один день" - не сказочный ли это финал? (Петр и Феврония ожидают друг друга на пороге смерти, чтобы быть вместе в дальнейшем пути к вечности. 
Нет трагизма в конце повести, смерть - этап в дальнейшем пути к вечности, а не уничтожение того, что было накоплено жизнью). 
-Почему для древнерусского человека важно то, что перед смертью герои предпринимают важный шаг - принимают монашество (иночество)? (Жизнь ради Христа, а не ради своего счастья, только соотнесение с его жизнью, с Первоначалом придает смысл личным формам существования). 

8. Выводы. 
В чем основная ценность книги? (Ответы учащихся). 
Написание сочинения - миниатюры "Как меня изменила "Повесть о Петре и Февронии Муромских"? (2-3 предложения). 

Слово учителя: 
- Герой рассказа Ф.М.Достоевского Сон смешного человека" 
Странствует во сне. Перемещается в пространстве, во времени. Во сне попадает на нашу землю, в те времена, когда люди не знали греха, жили в Раю. Проходит, переживает с ними весь путь человеческого греха, видит, как страшен грех. И просыпается уже совсем другим человеком, который понял вдруг древнюю евангельскую истину. (См. эпиграф к уроку). 
Прошел герой путь не сходя с места, проснулся в том же кресле, где заснул, но истину понял, а значит, и путь прошел, путь нравственного преображения. 
Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, очищая ее, делая жизнь свою более наполненной, познаем свой смысл в ней, а значит, и находим свой истинный стержень в жизни. 

9. Чтение отрывков из своих сочинений-миниатюр учащимися. 
(Музыкальное оформление) 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.