Урок литературы в 7 классе на тему «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
7Урок литературы в 7-м классе.
Ермолай – Еразм
"Повесть о Петре и Февронии Муромских"
Задача:
1) прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.
2) развивать умение работать с текстом(работа с карандашом);
навык работы над анализом эпизода, умение составлять план текста по основным эпизодам;
3) обучение сопоставительному и сравнительному анализу работы над текстом (работа с таблицей).
Ход урока:
Ермолай-Еразм
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Цель урока:
Познакомиться с произведением древнерусской литературы.
Определить проблематику повести.
Выявить новаторство Ермолая-Еразма в создании характера героини.
Расширить понятие эпизода эпического произведения.
Развивать аналитические умения и письменную речь.
Опрос по пройденному материалу.
“Повесть о Петре и Февронии” – это фольклорное или литературное произведение? Почему?
Можно ли назвать это произведение житием?
Что значит “повесть”, почему это произведение называется повестью?
Анализ произведения.
К какому роду относится “Повесть о Петре и Февронии”?
Что значит эпический род? Главные его признаки?
Какие признаки эпического рода можно выделить в “Повести о Петре и Февронии”?
Что значит понятие “эпизод”?
Выделите основные эпизоды в произведении.
Работа с текстом произведения.
(Выполнение и проверка домашнего задания)
Основные эпизоды повести:
Проделки дьявола
Отчего смерть змея приключится.
Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
Агриков меч найден.
Змей убит.
Мудрая девушка из села Ласково.
Условие Февронии и исцеление.
Заговор против княгини Февронии.
“Дайте то, что я прошу!”
Прозорливость Февронии.
Возвращение в Муром и счастливое княжение.
“Приспело время преставления”.
Чудеса с телами Петра и Февронии.
Анализ эпизода эпического произведения.
1) Озаглавить эпизод.
2)Указать, какое место этот эпизод занимает в произведении (в начале, в конце, главный или незначительный).
3)Роль эпизода в раскрытии характеров или в развитии сюжета.
4) Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.
5) Есть ли в эпизоде пейзаж или описание интерьера, предметного мира; их роль.
6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно.
7) Языковые особенности эпизода – анализ средств языка, используемых автором.
НОВАЯ ТЕМА УРОКА
Классное сочинение аналитического типа на тему “ Изображение человека в фольклоре и древнерусской литературе”. Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного.
А. С. Дёмин
Закрепление изученного материала.
Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.
Основные особенности повести.
Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития.
Найдите признаки жития в повести.
Что вам напоминает начало повести?
Найдите другие признаки волшебной сказки в произведении.
Работа в рабочей тетради.
Признаки сказки |
Черты жития |
|
|
Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра?
Как отвечает Феврония на вопросы слуги? Почему он ничего не может понять в словах дочери древолаза?
Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её благочестие и верность.
Какое качество подчёркивает автор в её характере в первую очередь?
К кому обращается Феврония в трудные минуты?
Какие черты характера героини вы находите наиболее привлекательными?
Почему после её смерти происходят чудеса?
Общий Воздух "Спас нерукотворный" с предстоящими вид. 1389.
“…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…”
Прочитайте финал повести.
Какое впечатление оно производит?
Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.
Найдите элементы этих жанров в структуре повести.
Заполнить таблицу:
Признаки сказки |
Черты жития |
Сказочный зачин. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. Есть сказочный герой змей-искуситель. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея. Есть загадки, хитроумные задания-испытания. Есть волшебные вещи: Агриков меч. Есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). |
Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Есть похвальное слово святым. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”. Чудеса, которые творит герой (Феврония исцеляет больных). Необычная смерть и посмертные чудеса. |
Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.
Найдите элементы этих жанров в структуре повести.
Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости.
Тема – история любви.
Идея произведения заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.
Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии
8 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев
Поездка в Муром на праздник Петра и Февронии (07.07-08.07.2006г.)
Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
Д. С. Лихачёв.
Домашнее задание
Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий) эпизодов повести.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: Какие жизненные ценности утверждаются в повести?
Творческое задание: « Актуален ли сюжет «Повести о Петре и Февронии » в наши дни?»
(найти примеры в газетах и журналах, относящихся к празднованию Дня Семьи в России)
Ко Дню Семьи: составить рассказы о семейной жизни своих родственников.
Сделать подборку стихов и песен, посвященных Дню Семьи.
Составить аудио –видео – теку, посвященную Дню Семьи в России