12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Лапина Ольга Владимировна47

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Челябинска»






Разработка урока

учебного предмета

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе

по теме:  

«Люди труда»








Автор: Лапина Ольга Владимировна, учитель истории, обществознания, ОДНКНР








Челябинск, 2020

Разработка урока учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Тема урока: Люди труда.

Класс: 5

Методы: исследовательский, частично-поисковый, наглядный, словесный.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Цели: 

Предметные: формирование у обучающихся новых знаний о людях труда в различных профессиях и исторических эпохах, внёсших значимый вклад в развитие России и своего региона.

Метапредметные: развитие умения самостоятельно формулировать цели учебного процесса; работать с текстом учебника и дополнительной литературой, проводить учебное исследование; выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы

Личностные: воспитание уважительного отношения к людям труда и их деятельности, трудолюбия и ответственности за порученное и выполненное дело.

Формируемые УУД:

Личностные прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, проводить самоанализ учебной деятельности и самоконтроль результатов, признавать значимость созидательного труда.

Регулятивные определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполняемого задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, самооценивать задание.

Познавательные – уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные – уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Подготовка обучающихся к работе на уроке.

Обеспечение благоприятной обстановки для работы на уроке.

Психологический настрой обучающихся к общению на учебном занятии.

Всем нам хочется учиться,
Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны,
И во всём старательны!

Ребята, вы сможете на уроке сделать много новых, приятных и интересный открытий

Готовятся к уроку.

Приветствуют учителя.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.


Этап актуализации знаний

Фронтальный опрос: на прошлом уроке мы говорили об отношении людей разных религий к труду.

К чему призывают разные религии человека?

Какая известная пословица о труде зародилась в Библии? Какая религия призывает человека всегда завершать начатое дело?

Кому принадлежат слова: «Самая вкусная еда та, которую человек добывает трудом»?



Ответы обучающихся:

Все религии призывают человека добросовестно трудиться.

В Библии есть пословица: Кто не работает, тот не ест»

Начатое дело призывает всегда завершать буддизм.

Эти слова принадлежат пророку ислама Мухаммаду.

Этап подготовки обучающихся к работе на основном этапе

Определение темы урока обучающимися совместно с учителем: какие прилагательные можно подобрать к словосочетанию «мастер своего дела»?

Назовите общее для всех прилагательное.

Поглядите на иллюстрации и скажите, о ком пойдет речь на уроке?

Что вы сможете узнать на уроке?

Почему эта тема важна для всех нас?

Отвечают на вопросы, формулируют тему, цели, задачи урока:

-ответственный, профессиональный, старательный, усердный, трудолюбивый.

О людях труда.

О том, как они трудились, что они сделали, какую пользу принесли стране.

Эти люди показывают пример трудолюбия для всех нас.

Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Первичная проверка понимания материала

Труд – самая главная человеческая ценность, потому что все, чем мы все пользуемся, это получено благодаря труду. Наша страна – многонациональная. Все народы нашей страны, во все исторические эпохи трудились на благо нашей Родины, совершали важные славные трудовые подвиги. Сегодня мы поговорим о таких людях труда – тружениках в разных сферах деятельности.

Работа 4 групп: каждая группа получает карточки с заданиями и вопросами к текстам. Ученики самостоятельно ищут ответы на вопросы задания в учебнике и дополнительной литературе.

Каждая группа представляет свои ответы на задания.

1 группа: «Исследователи и путешественники России: Харитон Лаптев, бурятский ученый Гомбожаб Цыбиков»

Вопросы 1 группе:

- Можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами: «Любовь к Родине проявляется не только в ратном подвиге, но и в упорном труде»? Почему?

- Что для развития востоковедения в России сделал исследователь, путешественник и ученый Гомбожаб Цыбиков?

2 группа: «Ученые России – К.Э. Циолковский, П.Л. Капица и Н.И. Семенов»

Вопросы 2 группе:

- Какие качества характера помогли К.Э. Циолковскому стать великим ученым? Что открыл великий ученый?

- В какой области науки работали П.Л. Капица и Н.И. Семенов? Как был оценен их труд не только в России, но и в мировой науке? Что такое Нобелевская премия?

3 группа: «Труд на благо Родины: о нравственном поступке колхозника Ф.П. Головатого и калмыка Д.С. Калмыкова»

Вопросы 3 группе:

- Какой поступок в годы Великой Отечественной войны совершил колхозник Ф.П. Головатый?

- Для чего трудился колхозник Ф.П.Головатый? Кто такой колхозник?

- Чем прославился Д.С. Калмыков? Как его труд был оценен?

4 группа: «Труженики Танкограда: Н.С. Патоличев, И.Я. Трашутин, В.А. Немешаев, П.М. Тарасов»

Вопросы 3 группе:

- Какие качества личности присущи труженикам Танкограда?

- Какой вклад внесен ими в жизнь Челябинской области и жизнь России?

- Как современники оценили деятельность тружеников Танкограда?


Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Исследование текста учебника и дополнительной литературы, поиск ответов на вопросы, обсуждение. Члены групп задают вопросы друг другу в ходе выступления.




Выступление представителей групп с ответами за задания.


Этап закрепления новых знаний и способов действий

1 задание: вставьте слова в предложения

1) Исследователями северных морей России стали братья ______. В их честь одно из ____ названо именем братьев ____.

2) 888 дней на Тибете провел русский путешественник и исследователь _____. Русское географическое общество наградило его премией имени Пржевальского и ___________.

3) К.Э. Циолковский является основателем науки _____. Он разработал проект нового летательного аппарата - ______.

4) ____ – был одним из организаторов и руководителем Уральского добровольческого танкового корпуса. В память о корпусе на Аллее Славы в Челябинске установлен памятник ______.

5) Петр Капица и Николай Семенов – русские ученые за открытия в науке ________ были награждены ________ - премией шведской академии наук.

6) В 1945 г. _____ был награжден Орденом Ленина за заслуги в создании и усовершенствовании конструкций танковых дизелей. ____ - металлург, организатор производства цинкового электролита, директор ЧЦЗ.

7) В годы Великой Отечественной войны колхозник Саратовской области ______ на средства, скопленные от сельскохозяйственной продукции, подарил Красной армии ______.

8) Вместо Максима Спафариева_____ изучил голландский язык и дослужился до чина _______.

2 задание: собери пословицу: группы получают пословицы о труде, которые нужно собрать воедино:

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Воля и труд дивные всходы дают.

Без дела жить - только небо коптить.

Без работы и печь холодна.

Любишь кататься, люби и саночки возить

Выполняют задания обучающиеся 4 групп, отвечают на вопросы и задания, составленные на основе нового материала

Этап подведения итогов урока

Труд многих наших соотечественников служит для нас примером. Такой труд говорит о чувстве патриотизма к Родине, своему народу. И сегодня есть немало таких трудолюбивых людей, которые живут рядом с нами. Среди них можно отметить В.А. Буркова – участника Афганской войны, В.И. Ярушин – музыкант, Ю.В. Вишня – журналист «Вечернего Челябинска», О.П. Лукин – ведущий врач-кардиохирург Челябинска, В.Ф. Рашников – инженер-металлург ММК, Е.Б. Елесина, А.Е. Карпов, Л.П. Скобликова – знаменитые спортсмены и многие-многие другие. Все они – достойные труженики нашего города и области, почетные граждане России. Мы гордимся их трудом и берем с них пример.

Какими качествами они обладают?

Составьте синквейн со словом «труд»

Ответ на вопрос: трудолюбие, упорство, терпение, целеустремленность, настойчивость, старательность.

Составляют синквейн:

Труд

Добросовестный, усердный

Созидает, создает, помогает

Труд приносит пользу стране и людям.

Работа.

Этап информации о домашнем задании

Ваши родители тоже много трудятся. Домашнее задание: составить рассказ о труде своих родителей.

Записывают информацию

Этап рефлексии

Завершите предложения:

- На уроке я узнал …

- На уроке я справился с….

- Теперь я тоже умею…

Выражают свое отношение к работе на уроке


Литература:

1. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / - М: Вентана-Граф, 2015.

2. сайт Челябинской Областной Универсальной научной библиотеке. Информационный портал. http://chelreglib.ru/ru/pages/kray/projects/industry-front/

3. https://великиеимена.рф/members/chelyabinsk

4. https://archive74.ru








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.