Урок «Мир добрых соседей» (Основы духовно-нравственной культуры народов России, 4 класс)
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
(4-й класс)
Урок № 30.
Тема: Мир добрых соседей.
Цели:
1-я линия развития личности:
Анализировать и объяснять понятия: народ, национальность, толерантность, агрессивное поведение, нравственность, нравственный кодекс, благородство, честь, достоинство.
Развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Формировать внутреннюю установку поступать согласно своей совести.
Воспитывать нравственные качества, основанные на свободе совести и вероисповедания.
Воспитывать уважение к истории и культурным традициям народов России.
2-я линия развития личности:
Развивать готовность определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки.
Развивать готовность к самостоятельным поступкам и действиям, нести ответственность за результаты.
Учить действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика.
Развивать умение определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Предметные умения:
Объяснять значения понятий: народ, национальность, толерантность, агрессивное поведение.
Объяснять разницу между дружескими и соседскими отношениями.
Воспринимать мир как единое целое при разнообразии культур, национальностей, религий.
Оборудование: листы и маркеры для работы в группах.
Этапы урока |
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Проверка домашнего задания. |
1 2 3 6 1 2 1 2 3 1 2 – Среди качеств личности выберите те, которые, на ваш взгляд, характеризуют интеллигентного человека, подтвердите свой выбор примерами. На карточках представлены качества, учащиеся выбирают правильные и прикрепляют на доску: (приложение 1) 1. Обострённое чувство справедливости. 2. Приобщённость к богатствам мировой культуры. 3. Опрятность, аккуратность. 4. Тактичность и порядочность. 5. Безразличие. 6. Образованность. 7. Следование велениям совести. 8. Способность к состраданию. 9. Высокомерие. 10. Грубость 11. Зависть 12. Злоба Заслушиваются ответы детей. -А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд. (приложение 2)
-Скажите, могут ли эти качества характеризовать человека интеллигентного. Заслушиваются ответы детей. -А теперь предлагаю оценить себя. Приклеив в таблицу смайлик. Я хорошо выполнил задание - Я мог бы выполнить задание лучше - Я плохо выполнил задание - (приложение 3) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. |
1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 1 2 3 Учитель пишет на доске: «Поступайте по отношению к другим так, как ...» – Продолжите фразу. Как вы её понимаете? Приведите примеры. – Где вы с ней уже встречались? (Учебник «Светская этика», 4-й класс.) – Обсудите в парах мудрые мысли, которые вы видите на доске. Предположите, о чём пойдёт разговор сегодня на уроке. Мы сами заводим друзей, сами создаём врагов, и лишь наши соседи – от Бога. (Честертон Г.) Колыбель личного успеха в жизни – это сохранение дружбы, доверия и уважения со стороны ближайшего вашего соседа. (Вашингтон Б.Т.) Близкий сосед лучше дальнего родственника. (Азербайджанская пословица.) – Кого мы называем соседями? (Тех, кто живёт рядом. Этимология: со-сед – вместе с кем-то осевший, сидящий.) – Как могут жить соседи? Какие отношения бывают между ними? (Могут дружить, а могут и враждовать.) – Каких соседей вы хотели бы иметь? Нужно ли для этого что-то делать самому? Мнения учащихся выслушиваются, но не обсуждаются. – Как сформулировали тему авторы учебника? Мир добрых соседей. Оцените себя, поставив смайлик в таблице самооценки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. |
1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3 – Давайте прочитаем по ролям текст в начале параграфа. Дети читают текст на с. 99. – За что папа ругает сына? (Он слушал громкую музыку, а когда соседи пришли и попросили его сделать потише, просто захлопнул перед ними дверь.) – Что говорит сын в свою защиту? (Что в своей квартире в четыре часа дня он имеет право делать всё, что захочет.) – О чём папа напомнил сыну? (О добром отношении к нему соседей во время его болезни.) – Что папа хочет исправить в поведении сына? (Он хочет, чтобы Володя так же по-доброму относился к соседям, как и они к нему.) – Чего не понимает Володя? Какой у него возникает вопрос? (Почему даже в своей квартире нужно думать о тех, кто живёт по соседству с нами?) – Cформулируйте проблему урока. – Давайте сравним нашу формулировку с авторской («Зачем нужно поддерживать добрые отношения с соседями?») и попробуем объяснить Володе «золотое правило нравственности». Заполните лист самооценки Физминутка (притча про яблоки) Я задаю вопрос если ответ да хлопаете, если нет топаете) -Это притча о про двух соседей? -Соседи жили дружно? -Один сосед завидовал другому? -Какая пословица подходит к притче? 1) На добрый привет, добрый и ответ. 2)НЕ имей 100 рублей а имей 100 друзей. 3)не потопаешь – не полопаешь 4)Кто чем богат, тот тем и делится. 5)худо ому кто добра не делает ни кому. 6) Как мы людям, так и люди нам. 7) Добро сеять — добро и пожинать. 8) По твоим делам о тебе судят. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
|
1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 – Как вы думаете, зачем поддерживать доброжелательные отношения с соседями? Мнения учащихся выслушиваются, но не обсуждаются. – Чтобы выяснить этот вопрос, проведём индивидуальную работу в. Каждый из вас прочитает свой текст и постарается ответить на вопросы к нему. Приложение 5 Задание к первому тексту – Найдите в тексте «Рассказ дедушки Ахмеда» отрывок о человеке, у которого заболела мать. Мы живём в дагестанском селе. Однажды мой сосед Расул уехал в большой город на заработки, а без него мать заболела. Бросил он всё, чтобы вернуться домой, но добирался почти три дня. Сердце его разрывалось, что мать больная, одна. А приехал, видит: у матери и убрано, и еда приготовлена, и лекарства, какие надо, соседи из ближайшего города привезли, и рядом с ней люди сидят, одну не оставляют. – Какие отношения между соседями в нём показаны? В чём они проявились? Сделайте вывод: доброжелательные отношения между соседями приводят к ... – Найдите в тексте «Рассказ дедушки Ахмеда» отрывок о человеке, у которого сгорел дом. Мы живём в дагестанском селе. Однажды у моего знакомого Али загорелся дом. Всем селом помогали тушить. Его самого и его детей приютили, новый дом отстроить помогли, да не только его соседи из села, но и из соседних – многие его уважают. – Какие отношения между соседями показаны? В чём они проявились? Сделайте вывод: доброжелательные отношения между соседями приводят к ... Задание ко 2 тексту – Найдите в тексте «Рассказ папы Дандара» отрывок о том, как жили соседи в бурятской деревне. Я вырос в бурятской деревне. Меня родители учили жить в дружбе с соседями. Я помогал соседской бабушке копать огород, а мне однажды наши соседи помогли найти потерявшихся коров. – Какие отношения между соседями показаны? В чём они проявились? Сделайте вывод: доброжелательные отношения между соседями приводят к ... Задание к 3 тексту. – Найдите в тексте «Рассказ папы Дандара» отрывок о том, как жили студенты в институтском общежитии. Когда я вырос, я поступил учиться в институт в Москве и начал жить в общежитии. Там много разных ребят было. В общежитии без взаимовыручки и поддержки пропадёшь: и учиться надо было успевать, и работу найти, чтобы деньги были, и своё хозяйство вести! А когда все вместе – всё делилось на всех. Я с соседями по общежитию до сих пор переписываюсь. – Какие отношения между соседями показаны? В чём они проявились? Сделайте вывод: доброжелательные отношения приводят к ... После самостоятельной работы учащиеся рассказывают о сделанных выводах. – Что объединяет все эти истории? (В них показаны доброжелательные отношения между соседями.) Заполните лист самооценки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Выражение решения проблемы. |
1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3 – Зачем же нужно поддерживать хорошие отношения с соседями? (Добрые соседи могут помочь в беде, разделить радость.) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Итог урока. |
1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3 – А часто ли в вашей жизни встречались случаи проявления доброжелательных отношений между соседями? Расскажите о примерах таких отношений, которые вам запомнились. – Работу над этой темой мы продолжим на следующем уроке. Подведем итоги. Ответьте на вопросы из листа самооценки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Домашнее задание. |
В качестве домашнего задания можно выполнить следующие проекты: Напиши сочинение-рассуждение на тему: «Мои добрые соседи». Проведи опрос в своей семье на тему: «Как в моей жизни мне помогали мои соседи». Результаты оформи аналогично рассказам, прочитанным тобою сегодня в учебнике. Приложение 6
|
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из текста. 2. Строить речевое выска-зывание в устной форме. 3. Анализировать и оценивать содержание текста, его языковые особенности и структуру, определять роль иллюстративного ряда в тексте. 4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. 5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. 5. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 6. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 7. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 8. Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы. 2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. 3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
|
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Проверка домашнего задания.
* Отметить учеников, успешно представлявших проекты.
Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
* Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы.
Решение проблемы, открытие новых знаний.
* Отметить учеников, успешно представлявших работу группы у доски.