Рабочая программа по «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова
Галичского муниципального района Костромской области
(МОУ Степановская СОШ)
Согласовано:
Зам директора по УВР:
Грибова С.Ю
Утверждаю
Директор школы:
И.В. Фуряева
От « »__________20
Рассмотрено на
Педагогическом совете
Протокол №
От « »________20
Рабочая программа по «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 класс.
Рабочая программа составлена учителем Акатовой И.А. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программой по предмету « Основы духовно-нравственной культуры народов России» и авторской программой: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков
(. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М. : Вентана-Граф, 2012)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М. : Вентана-Граф, 2012 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения.
Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения.
При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:
совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
В программе курса для 5-х классов представлены следующие содержательные линии: «В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока (тип урока) |
Элементы содержания |
Характеристи-ка деятель-ности обучаю-щихся |
Планируемые результаты |
Педагоги-ческие средства |
Форма контро-ля |
Домашнее зада-ние |
Дата проведе-ния |
|||
предметные |
личностные |
метапредмет-ные |
план |
факт |
|||||||
В мире культуры (2 часа) |
|||||||||||
1 |
Величие многона-циональ ной россий-ской культуры |
Учёные, деятели литературы и искусства России в разные историчес-кие времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России представлен труд и усилия разных народов. Многонацио-нальная культура укрепляла дружбу и добро-соседство народов |
Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративно-го материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России». |
Определять и формулиро-вать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположе-ния, прогнозиро-вать круг возможных действий. |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествователь-ные тексты с элементами рассуждения. |
Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
Диалог, беседа, презента-ция |
Опрос, доклады |
Подобрать посло-вицы и поговорки на темы: «Чест-ность», «Доб-рота», «Справедли-вость» |
||
2 |
Человек – творец и носитель культуры |
В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в неё. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способнос-тей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. |
Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель культуры». Конструирова-ние схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративно-го материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов). |
Определять и формулиро-вать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположе-ния, прогнозиро-вать круг возможных действий. |
Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. |
Организовы-вать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
Чтение текста, конструирование схем, диалог, беседа, работа в парах |
Опрос, тест |
Подготовитьсооб-щение об од-ном из героев былин,сказа-ний, легенд,эпоса народов Рос-сии |
||
Нравственные ценности ( 7 часов) |
|||||||||||
3 |
«Береги землю родимую, как мать любимую» |
Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма,представле-нные в эпических образах. |
Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматрива-ние иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. |
Определять и формулиро-вать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположе-ния, прогнозиро-вать круг возможных действий. |
Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. |
Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
Объясне-ние, комменти-рованное чтение текста, работа в парах |
Устное высказы-вание по теме |
Отве-тить на вопро-сы. |
||
4 |
Жизнь ратными подвигами полна |
Героические страницы истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободи-тельных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. |
Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России. |
Определять и формулиро-вать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположе-ния, прогнозиро-вать круг возможных действий. |
Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. |
Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
Комменти-рование чтение текста, беседа |
Опрос, устное высказы-вание |
Отве-тить на вопро-сы |
||
5 |
В труде – красота человека |
Трудолюбие как нравствен-ное качество человека, основа трудовой деятельнос-ти. Отражение отношения к труду в фольклоре. |
Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович» (учеб, с.38-40). Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли. |
Определять и формулиро-вать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположе-ния, прогнозиро-вать круг возможных действий. |
Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. |
Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
Работа в парах,чте-ние и анализ текста |
Устное высказы-вание |
Объяс-нить значе-ниепосло-виц |
||
6 |
«Плод добрых трудов славен» |
Буддизм, ислам, христианст-во о труде и трудолюбии. |
Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока. |
Определять и формулиро-вать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположе-ния, прогнозиро-вать круг возможных действий. |
Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. |
Организовы-вать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
Диалог, беседа |
Форму-лировка выводов по теме, опрос |
Подобрать посло-вицы и пого-ворки на-родов Рос-сии о труде |
||
7 |
Люди труда |
В любую историчес-кую эпоху, у любого народа есть люди, славные трудовые дела и подвиги которых внесли вклад в развитие культуры общества |
Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?» Учебный диалог: «Является ли учёба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. |
Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. |
Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. |
Комменти-рованное чтение, беседа |
Устное высказы-вание |
Гото-вить проек-ты |
||
8 |
Бережноеотноше-ние к природе |
С давних времён люди с уважением относились к природе. Не зная её законов, они одушевляли предметы и явления окружающее-го мира. Почему современ-ный человек должен относиться к природе бережно и рационально. |
Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций материалом (учебник, с. 53). Обсуждение и формулирова-ние вывода по материалам урока. |
Определять и формулиро-вать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположе-ния, прогнозиро-вать круг возможных действий. |
Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. |
Организовы-вать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
Работа в группах, комменти-рованное чтение |
Составление пере-сказа |
Отве-тить на воп-рос, сооб-щение о запо-ведни-ке |
||
9 |
Семья – хранитель духовных ценностей |
Семья – первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, её обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа |
Учебный диалог на основе иллюстративно-го материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей».
Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?» Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чём состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи |
Определять и формулиро-вать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположе-ния, прогнозиро-вать круг возможных действий. |
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации |
Диалог, работа в парах, беседа |
Устное рисова-ние, опрос |
Подо-брать примеры произ-веде-ний УНТ своего наро-да о нравст-вен-ных ка- честв-ах чело-века |
||
Религия и культура ( 5 часов) |
|||||||||||
10 |
Роль религии в развитии культуры |
Роль религии в развитии культуры человека и общества. Использова-ние религиоз-ных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения (оживление имеющихся представле-ний). |
Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиоз. праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки». |
Определять и формулиро-вать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположе-ния, прогнозиро-вать круг возможных действий. |
Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях |
Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. |
Беседа, анализ |
Опрос, пересказ |
Вспом-нить произ-веде-ния о справедливо-сти, мило-сердии, тер-пимос-ти, за-висти, чест-ности |
||
11 |
Культур-ное наследие христиан-ской Руси. |
Принятие христианст-ва на Руси. Древняя Русь после принятия христианст-ва. Влияние церкви на образование, культуру народа.-Историчес-кие личности,-оказавшие влияние на развитие культуры Руси. |
Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. |
Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. |
Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. |
Комменти-рованное чтение текста, беседа |
Сообще-ния, опрос |
Сооб-щение-презн-тация о царь-коло-коле |
||
12 |
Культура ислама |
Возникнове-ние ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература, и архитектура ислама. |
Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. |
Определять и формулиро-вать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположе-ния, прогнозиро-вать круг возможных действий. |
Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях |
Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художествен-ных произведений, одноклассников и других людей. |
Диалог, просмотр видео-фильма |
Ответы на вопросы |
Сооб-щение-презн-тация об исла-ме |
||
13 |
Иудаизм и культура |
Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христиан-кой Библии (оживление имеющихся представле-ний). Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. |
Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток» Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи» (учебник, |
Определять и формулиро-вать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположе-ния, прогнозиро-вать круг возможных действий. |
Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. |
Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. |
Игра-экскурсия, работа с картой |
Опрос, тест |
Сооб-щение-презн-тация об иуда-изме |
||
14 |
Культур-ные традиции буддизма |
Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы Р.Ф., исповедую-щие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитекту-ра буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка. |
Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка». |
Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. |
Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. |
Работа с картой, беседа, анализ |
Пере-сказ, сообще-ние |
Сооб-щение-презн-тация о буд-дизме |
||
Как сохранить духовные ценности ( 2 часа) |
|||||||||||
15 |
Забота государ-ства о сохране-нии духовныхценностей |
Государство заботится о сохранении духовной культуры и её развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, обществен-ных и религиозных организацийВосстановление на территории России памятников религиозной культуры |
Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирова-ние вывода по теме. |
Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказывании-ях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики |
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. |
Комменти-рованное чтение, беседа |
Ответы на вопросы |
Сооб-щение-презн-тация о хра-мах, мече-тях, сина-го-гах. Кост-ромс-кой обла-сти |
||
16 |
Хранить память предков |
Без памяти нет нравственности, совести. Беспамят-ный человек – неблагодар-ный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотвори-тельность как духовно--ная ценность |
Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворитель-ности? Составление портрета героя художествен-ного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова). Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории. |
Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонацио-нальной культуре, особенностях традиционных религий России; Использова-ние полученных знаний в продуктивной и преобразую-щей |
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения. |
Высказывать предположе-ния о последствиях неправильного |
Диалог, анализ, комменти-рованное чтение |
Устное сообще-ние по теме |
Подго-товить отве-ты на воп-росы |
||
Твой духовный мир ( 1 час) |
|||||||||||
17 |
Твой духовный мир |
Что составляет твой духовный мир. Культура поведения современно-го человека. Правила хорошего тона – этикет. Твоя культура поведения. |
Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестрёнкой) об этикете». |
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирова-ние |
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуаль-ных, нравственных, эстетических потребностей. |
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать |
Работа в группах, диалог |
Устное сообще-ние |