Занятие «Люлька. Предмет карельской избы»
Тема: «Люлька. Предмет карельской избы».
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Педагогическая цель: Познакомить детей с историей «люльки".
Целевые ориентиры: Обогащать словарный запас воспитанников.
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное», «Художественно-эстетическое».
Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, речевая, продуктивная.
Организационная структура игрового занятия.
Этапы деятельности |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Мотивационно- побудительный |
В карельской избе, воспитатель встречает гостей. В: «Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, присаживайтесь. Устали с дороги? Откуда к нам прибыли? А знаете ли куда вы попали?» |
Коммуникативная: слушают приветствие, отвечают
|
Организационно-поисковый
Сюрпризный момент
Продуктивная деятельность
Пальчиковая игра
|
В: Правильно, в карельскую избу. Всю наполненную тайнами. Ведь каждый предмет в карельской доме был нужен и важен, а сейчас многими предметами люди уже не пользуются и не знают для чего они нужны. - Ребята, как вы думаете, большая ли семья была у карелов?? -А скажите ребята, а было ли в карельской избе что-то , что принадлежало только ребенку? (игрушки, посуда,колыбелька) В:Правильно . Все эти вещи были предназначены для детей. -Вставайте скорей в круг вокруг моего волшебного сундучка. Он то и расскажет нам всю правду про интересный и очень нужный предмет, без которого не мог обойтись ни один дом где были дети. В сундучке находятся картинки
Дети дуют на сундучок и вместе с воспитателем говорят волшебные слова -« Люли, гули, баю-бай» Открывают сундучок. Воспитатель достает верхнюю картинку с изображением люльки. Дети садятся. В: Вот о чем сегодня хочет поведать нам сундучок. Можете назвать предмет, который изображен на картинке? У карелов ее называли «люлька» или «зыбка». Как вы думаете, а из чего карелы делали люльки?
Давайте достанем из сундучка картинки и посмотрим. Воспитатель достает из сундука картинки с изображением люлек из дерева, бересты и прутьев. Показывает их детям. В: Из чего сделана эта люлька? А эта? А эта? Показывает на люльку в избе. -Давайте с вами посмотрим на нашу люльку. Из чего она сделана? Подойдите и внимательно осмотрите ее . Дети садятся. В: Давайте с вами попробуем сделать фрагмент самой простой, берестяной люльки. Воспитатель раздает заранее приготовленный материал для работы(ленты из бумаги и клей).Делают поделку. Показывает свою люльку из бумаги, которую сделал заранее. В: А подвешивали эту люльку над полом , крепили к крюку на ремни или веревку. В.достает картинку из сундучка А как вы думаете, зачем так делали?
-Верили карелы в нечистую силу и в потусторонний мир. И люльку подвешивали , потому что считали, что ребенок совсем беззащитен и чтобы нечистая сила не могла до него добраться и забрать его к себе, люльку отрывали от пола и делали ее подвесной. А еще люльку накрывали старым сарафаном матери, распарывая его по шву. В.достает картинку из сундучка и показывает люльку накрытую сарафаном. -А это как вы думаете, для чего делали?
И тут не так все просто. Считали, что старый сарафан матери оберегал ребенка от всего плохого. А так же, входящим в дом посторонним людям ни в коем случае нельзя было смотреть на ребенка и этим сарафаном закрывали его от посторонних глаз.
-А как еще оберегали карелы своих детей? Может кто из вас знает?
Детей в Карелии принято было крестить, но не сразу после рождения. До того момента пока он был не крещен к нему в колыбель клали куколку сделанную из лоскутков ткани. Называлась она - пеленашка. В. Достает из сундучка картинку с изображением куклы , саму куклу и схему как делать куклу(схему дарит воспитателю и детям) Считалось, что эта кукла все плохое забирала на себя и тем самым сам ребенок был защищен от всего дурного . Она была оберегом до крещения, а после того как ребеночка крестили , эту куклу убирали с крестильной рубахой подальше от чужих глаз, а в люльку клали уже другие обереги. В. Достает из сундучка картинку с изображением шляпок от гвоздей, медвежьего когтя или зуба и иконок.
Собрались сплести мы люльку, Для мальчонки, для Димульки. Чтобы мальчик крепко спал, Чтобы ночью не кричал. Мы положим в люльку нашу: Пару шляпок от гвоздей, Тряпочную куколку И иконку не забудем, Нежненько закутаем Мы в холщевый лоскуток И положим в уголок. И Димулечка уснет, К нему сладкий сон придет.
В: Кто помнит , какими словами мы открывали наш сундучок? В. при необходимости подсказывает. -А может кто знает что это за слова? -Это слова из колыбельных песен. -А зачем нужны колыбельные песни?
-Да, правильно. А пели эти песни маленьким деткам «нянюшки»(старушки) или старшие сестры. -Самыми главными словами в колыбельных песнях были простые и постоянно повторяющиеся : люли-люли, баю-бай и т.д. Ведь маленькие дети не понимали слов песни , а эти повторяющиеся слова, тихий голос нянюшки и поскрипывающая люлька успокаивали их и дети засыпали. В.включает запись с плачем ребенка. В: Ну, что-то моя Марьюшка проснулась , спою -ка я ей колыбельную песню, пускай еще немного поспит. Ой, баю да баю, Усыпить я не могу. Не могу я усыпить, Баю-баюшки, баю Свою детку усыплю.
-Уснула Марьюшка. -Скажите, ребята, все ли вам понравилось? Все ли вы поняли о таком предмете, как люлька? Давайте с вами вспомним, как же еще называли люльку? Из чего в Карелии было принято делать люльки? Какие обереги вы запомнили? Чем же отличаются колыбельные песни от любых других песен?
-Да действительно вы все запомнили. Вы большие молодцы, что интересуетесь жизнью и традициями своего народа.
-А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.
Игра « ГУЛИ-ГУЛИ РАЗ» карельская народная игра Двое детей стоят спинами друг к другу. Все хором повторяют слова « Гули-гули, раз». На слово «раз» дети поворачивают голову, если в одну сторону, то обнимаются, если в разные стороны, то расходятся. (игра повторяется 3-4 раза)
|
Коммуникативная: слушают,отвечают на вопросы воспитателя.
Коммуникативная: слушают. Двигательная: выполняют движение.
Коммуникативная: повторяют слова за воспитателем
Коммуникативная: слушают, отвечают на вопросы воспитателя
Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя.
Продуктивная деятельность : делают фрагмент люльки из бумаги.
.
Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя. Коммуникативная: слушают рассказ воспитателя
Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя. Коммуникативная: слушают рассказ воспитателя
Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя.
Коммуникативная: слушают рассказ воспитателя
Коммуникативная: слушают рассказ воспитателя
Повторяют движения за хозяюшкой.
Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя.
Коммуникативная: слушают рассказ воспитателя
Коммуникативная: слушают колыбельную воспитателя
Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя.
Двигательная: активно выполняют движение.
|
Рефлексивно- корригирующий |
Провожает гостей |
Коммуникативная: выражают свои эмоции. |
Янова Татьяна Викторовна