12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ютина Наталья Николаевна32

Тема: «Люлька. Предмет карельской избы».

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Педагогическая цель: Познакомить детей с историей «люльки".

Целевые ориентиры: Обогащать словарный запас воспитанников.

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное», «Художественно-эстетическое».

Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, речевая, продуктивная.

 

Организационная структура игрового занятия.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный

В карельской избе, воспитатель встречает гостей.

В: «Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, присаживайтесь. Устали с дороги? Откуда к нам прибыли? А знаете ли куда вы попали?»

Коммуникативная: слушают приветствие, отвечают

 

 

Организационно-поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 Сюрпризный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продуктивная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Пальчиковая игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В:  Правильно, в карельскую избу. Всю наполненную тайнами. Ведь каждый предмет в карельской доме был нужен и важен, а сейчас многими предметами люди уже не пользуются и не знают для чего они нужны.

- Ребята, как вы думаете, большая ли семья была у карелов??
-А детей было много?

-А скажите ребята, а было ли в карельской избе что-то , что принадлежало только ребенку? (игрушки, посуда,колыбелька)

В:Правильно . Все эти вещи были предназначены для детей.

-Вставайте скорей в круг  вокруг моего волшебного сундучка. Он то и расскажет нам всю правду про интересный и очень нужный предмет, без которого не мог обойтись ни один дом где были дети.

 В сундучке находятся картинки

 

Дети дуют на сундучок  и вместе с воспитателем говорят волшебные слова

-« Люли, гули, баю-бай»

Открывают сундучок. Воспитатель достает верхнюю картинку с изображением люльки. Дети садятся.

В: Вот о чем сегодня хочет поведать нам сундучок. Можете назвать предмет, который изображен на картинке?

У карелов ее называли «люлька» или «зыбка».

Как вы думаете, а из чего карелы делали люльки?

 

Давайте достанем из сундучка картинки и посмотрим.

Воспитатель достает из сундука картинки с изображением люлек из дерева, бересты и прутьев. Показывает их детям.

В: Из чего сделана эта люлька? А эта? А эта?

Показывает на люльку в избе.

-Давайте с вами посмотрим на нашу люльку. Из чего она сделана? Подойдите и внимательно осмотрите ее .

Дети садятся.

В: Давайте с вами  попробуем сделать фрагмент самой простой, берестяной люльки.

Воспитатель раздает заранее приготовленный материал для работы(ленты из бумаги и клей).Делают поделку.

Показывает свою люльку из бумаги, которую сделал заранее.

В: А подвешивали эту люльку над полом , крепили к крюку на ремни или веревку.

В.достает картинку из сундучка

А как вы думаете, зачем так делали?

 

-Верили карелы в нечистую силу и в потусторонний мир. И люльку подвешивали , потому что считали, что ребенок совсем беззащитен и чтобы нечистая сила не могла до него добраться и забрать его к себе, люльку отрывали от пола и делали ее подвесной. А еще люльку накрывали старым сарафаном матери, распарывая его по шву. В.достает картинку из сундучка и показывает люльку накрытую сарафаном.

-А это как вы думаете, для чего  делали?

 

 И тут не так все просто. Считали, что старый сарафан матери оберегал ребенка от всего плохого. А так же,  входящим в дом посторонним людям ни в коем случае нельзя было смотреть на ребенка и этим сарафаном закрывали его от посторонних глаз.

 

-А как еще оберегали карелы своих детей? Может  кто из вас знает?

 

Детей в Карелии принято было крестить, но не сразу после рождения. До того момента пока он был не крещен к нему в колыбель клали куколку сделанную из лоскутков ткани. Называлась она - пеленашка.

В. Достает из сундучка картинку с изображением куклы , саму куклу и схему как делать куклу(схему дарит воспитателю и детям)

Считалось, что эта кукла все плохое забирала на себя и тем самым сам ребенок был защищен от всего дурного . Она была оберегом до крещения, а после того как ребеночка крестили , эту куклу убирали с крестильной рубахой подальше от чужих глаз, а в люльку клали уже другие обереги.

  В. Достает из сундучка картинку с изображением шляпок от гвоздей, медвежьего когтя или зуба и иконок.

 

Собрались сплести мы люльку,

Для мальчонки, для Димульки.

Чтобы мальчик крепко спал,

Чтобы ночью не кричал.

Мы положим в люльку нашу:

Пару шляпок от гвоздей,

Тряпочную куколку

И иконку не забудем,

Нежненько закутаем

Мы в холщевый лоскуток

И положим в уголок.

И Димулечка уснет,

К нему сладкий сон придет.

 

В: Кто помнит , какими словами мы открывали наш сундучок?

В. при необходимости подсказывает.

-А может кто знает что это за слова?

-Это слова из колыбельных песен.

-А зачем нужны колыбельные песни?

 

 

-Да, правильно. А пели эти песни маленьким деткам  «нянюшки»(старушки) или старшие сестры.

-Самыми главными словами в  колыбельных песнях были простые и постоянно повторяющиеся : люли-люли, баю-бай и т.д.   

Ведь маленькие дети не понимали слов песни , а эти повторяющиеся слова, тихий голос нянюшки и поскрипывающая люлька успокаивали их и дети засыпали.

В.включает запись с плачем ребенка.

В: Ну, что-то моя Марьюшка проснулась , спою -ка я ей колыбельную песню, пускай еще немного поспит.

 Ой, баю да баю,

Усыпить я не могу.

Не могу я усыпить,
На часок угомонить.
На всю долгу темну ночь
Отойди, бессонье, прочь.
Прочь бессонье отойдет,
Дрема в голову зайдет.

Баю-баюшки, баю

Свою детку усыплю.

 

-Уснула Марьюшка.

-Скажите, ребята, все ли вам понравилось? Все ли вы поняли о таком предмете, как люлька?

Давайте с вами вспомним, как же еще называли люльку? Из чего в Карелии было принято делать люльки? Какие обереги вы запомнили?  Чем же отличаются колыбельные песни от любых других песен?

 

-Да действительно вы все запомнили. Вы большие молодцы, что интересуетесь жизнью и традициями своего народа.

 

-А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.

 

Игра « ГУЛИ-ГУЛИ РАЗ» карельская народная игра

Двое детей стоят спинами друг к другу. Все хором повторяют слова « Гули-гули, раз».

На слово «раз» дети поворачивают голову, если в одну сторону, то обнимаются, если в разные стороны, то расходятся. (игра повторяется 3-4 раза)

 

Коммуникативная: слушают,отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная: слушают.

Двигательная:  выполняют движение.

 

Коммуникативная: повторяют слова за воспитателем

 

 

 

 

Коммуникативная: слушают, отвечают на вопросы воспитателя

 

 

 

Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя.

 

 Продуктивная деятельность : делают фрагмент люльки из бумаги.

 

 

.

 

 Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя.

Коммуникативная: слушают рассказ воспитателя

 

 

 

 Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя.

Коммуникативная: слушают рассказ воспитателя

 

 Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя.

 

Коммуникативная: слушают рассказ воспитателя

 

 

 Коммуникативная: слушают рассказ воспитателя

 

 

 

 

 

 Повторяют движения за хозяюшкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная: слушают рассказ воспитателя

 

 

 

 

 

Коммуникативная: слушают колыбельную воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигательная: активно выполняют движение.

 

Рефлексивно- корригирующий

Провожает гостей

Коммуникативная: выражают свои эмоции.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Янова Татьяна Викторовна, 30.11.18 в 20:03 0Ответить Пожаловаться
Интересное познавательное занятие! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.