М. М. Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе
Тема урока: М. М. Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе
Цель: создать условия по развитию коммуникативных, образовательных компетенций, продолжить совершенствовать навыки анализа прозаического произведения, развивать творческие способностей обучающихся, расширить знания по освоению литературных понятий.
Задачи:
– обучающие: познакомить обучающихся с рассказом М. М. Зощенко «История болезни»; осмыслить идею рассказа путём анализа средств создания комического; формировать навыки анализа художественного текста,
– развивающие: совершенствовать навыки аналитического чтения; вызвать эмоциональный отклик на прочитанный рассказ; развивать умение анализировать, обобщать информацию, делать выводы.
– воспитательные: воспитывать умение получать эстетическое наслаждение от художественного произведения; воспитывать устойчивый интерес к произведениям классической литературы.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: учебник, тетради, дидактический материал.
Ход урока
Если я заболею,
К врачам обращаться не стану…
Юрий Визбор
Мотивирование на учебную деятельность. Слово учителя.
- Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада всех видеть и надеюсь на продуктивное сотрудничество на нашем уроке. Нам предстоит разобраться сегодня во многих сложных вопросах. Но, как известно, улыбка помогает снять напряжение даже в самых тяжёлых вопросах, поэтому давайте начнём урок, улыбнувшись друг другу.
Актуализация знаний. Слово учителя.
– Дети, всегда ли смех может быть добрым? – Давайте вспомним, какие виды комического мы знаем. На доске нарисованы смайлики, определите, какие виды комического зашифрованы в них.
(Примерный ответ: 1 – юмор, 2 – ирония, 3 – сатира, 4 – сарказм).
– Дети, давайте вспомним обозначение этих терминов. (Примерный ответ: юмор – добрый смех; ирония – скрытая насмешка; сатира – осмеяние поступков или общественных пороков; , сарказм – едкая насмешка, издёвка).
Целеполагание, постановка проблемы.
– Мы ранее уже говорили с вами о творчестве настоящих мастеров смеха – А. П. Чехове, Тэффи, достойное место среди писателей-юмористов занимает и Михаил Михайлович Зощенко.
Родился писатель в Санкт-Петербурге в 1894 году в небогатой дворянской семье. О своём детстве Михаил Зощенко написал в цикле рассказов «Лёля и Минька», эта книга была экранизирована: в 2020 году режиссёр Анна Чернакова сняла фильм «Про Лёлю и Миньку».
Свой первый сборник рассказов Михаил Зощенко опубликовал в 1920 году, эти и последующие его книги мгновенно раскупались, писатель стал одним из самых популярных в России. К сожалению, не все произведения М. М. Зощенко были восприняты критиками положительно, писатель очень болезненно воспринимал критику властей. Из-за болезни сердца М. Зощенко не мог попасть на фронт во время Великой Отечественной войны, в эвакуации в Алма-Ате он трудился на киностудии «Мосфильм», по возвращении в Москву – в юмористическом журнале «Крокодил».
Последние годы жизни Зощенко провёл практически в нищете. После выхода в печать рассказа «Приключения обезьяны», который резко был воспринят властью, писатель официально был объявлен врагом советской литературы и последующие годы практически изолирован из литературных кругов. Умер Зощенко в 1958 году.
Одним из замечательных произведений М. М. Зощенко является рассказ «История болезни», который вы прочитали дома. Наша задача сегодня – выяснить, над чем смеётся Михаил Зощенко в своём произведении.
- Предположите, что мы должны с вами сделать на сегодняшнем уроке? (Примерные ответы: проанализировать рассказ, выяснить тему и идею, выяснить средства создания комического в рассказе).
Работа над эпиграфом.
– В качестве эпиграфа к нашему уроку взяты слова поэта Юрия Визбора: «Если я заболею, / к врачам обращаться не стану». Как вы думаете, почему именно эти слова? (Примерный ответ: эти слова мог бы сказать герой рассказа после своих злоключений в больнице, где ему не просто не помогли, а заставили пройти через настоящие испытания; я бы не хотел лечиться в такой больнице.) Решение проблемы. Работа над текстом рассказа.
Слово учителя. Итак, нам предстоит ответить на вопрос: над какой проблемой рассуждает Михаил Зощенко в рассказе «История болезни».
– Давайте начнём работу с анализа названия рассказа. Что такое «история болезни»? Здесь только одно значение? (Примерный ответ: история болезни – это документ, который составляется на больного, находящегося на лечении в больнице. Здесь история, которую рассказывает сам герой о своей болезни.)
– Михаил Зощенко, как и Антон Павлович Чехов, давал краткие, но ёмкие названия своим рассказам, за заголовками нередко пряталась идея произведения. Вспомните, в каком рассказе А. П. Чехов прямо выразил своё отношение к некачественной медицине? (Примерный ответ: в рассказе «Хирургия».)
– А что вас удивило при прочтении рассказа «История болезни»? (Примерный ответ: герой конфликтует с персоналом больницы, подмечает все, что творится вокруг него, его долго оформляют, прежде чем оказать помощь.)
– Замечательная советская актриса Фаина Раневская славилась искромётными шутками. Среди её афоризмов есть такое высказывание: «Если больной очень хочет жить, врачи бессильны». Можно эти слова связать с характеристикой главного героя и почему? (Примерный ответ: тяжелобольному герою неоднократно намекали на то, что он не выздоровеет.)
Слово учителя. Итак, перед нами герой, отчаянно пытающийся спастись от тяжёлой болезни. Дети, в первые десятилетия 20 столетия тиф в России принял эпидемическую форму, от этого серьёзного инфекционного заболевания умерло более семисот тысяч человек.
– Вспомните, как герой оказался в больнице? (Примерный ответ: заботу проявила семья героя, чтобы облегчить ему страдания.) Мы сейчас объединимся и поработаем в группах.
Работа в группах
Группа 1. Охарактеризуйте каждый этап пребывания героя в больнице по образцу. Укажите, на что при этом он обращает внимание, как себя ведёт. Обобщите полученную информацию. Сделайте выводы.
Этап пребывания героя в больнице | На что обращает внимание | Как себя ведёт |
Приём, запись в книгу | Подмечает запись «Выдача трупов от 3-х о 4-х». | Зашатался на ногах, говорит, что ему неприятно это читать. |
Обмывочный пункт | | |
Больничная одежда | | |
Пребывание в палате | | |
Выписка | | |
Группа 2. Проанализируйте реплики медперсонала. Обратите внимание, как лекпом, медсестра, врач называют героя. Обобщите полученную информацию. Сделайте выводы.
Группа 3. Проанализируйте речь героя, слова какой группы лексики преобладают? Случайно ли смешение высокого и низкого стилей?
Группа 4. Проанализируйте реплики героя, выявите синтаксические особенности. Обобщите полученную информацию. Сделайте выводы.
Группа 5. Проанализируйте композицию рассказа. Найдите в тексте анафору, как вы думаете, почему эти слова постоянно повторяются?
Систематизация знаний. Слово учителя.
- Итак, мы выяснили, что средствами создания комического в рассказе выступают речь героев, несоответствие ситуации, несуразица, смешение высокой и низкой разговорной лексики, использование анафоры. Действительно, история, произошедшая с героем, напоминает несколько анекдот.
– Как вы думаете, а могла ли описанная в рассказе ситуация произойти в наше время? (Приём «Займи позицию»)
– Прочитайте последние два предложения рассказа. Докажите, что герой всё же проиграл медицинской системе. (Примерный ответ: после рассказа жены о получении ошибочного извещения о смерти героя, он хотел побежать в больницу разбираться, но вспомнил, что там с ним произошло, и не пошёл. Теперь предпочитает болеть дома.)
Слово учителя. Конечно, герой рассказа проигрывает, побеждает формализм. Один человек вряд ли может справиться с системой, зато эту задачу легко может решить писатель-сатирик – обличитель общественных пороков.
– Что же высмеивает автор рассказа? Давайте сделаем вывод. (Примерный ответ: высмеивает безобразие, которое творится в медицинских учреждениях, формальное отношение к больным со стороны медперсонала.)
– Какое средство комического использовал М. М. Зощенко в рассказе? (Примерный ответ: автор использует в основном сатиру, иронию, но есть и юмор.)
– К сожалению, рассказ не теряет своей актуальности. Конечно, и пациенты не всегда правы, часто нарушают элементарные правила этикета, но в клятве Гиппократа, клятве, которую дают все врачи, сказано: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». А придерживался ли медперсонал больницы этого правила? (Примерный ответ: нет, больному наносили только вред, причём и физический, и моральный.)
Рефлексия учебной деятельности. Ребята, я благодарна вам за хорошую работу. Какой урок вы вынесете из сегодняшнего разговора: Продолжите предложение: «Сегодня я … » (Приём «Микрофон»)
Ребята, домашнее задание я предлагаю вам по выбору:
первый вариант: составить эйдос-конспект «История болезни»;
второй вариант: написать мини-рассуждение по высказыванию средневекового персидского учёного, врача Авиценны: «Врач должен быть одет в богатые одежды, носить на руке дорогой перстень, иметь лучшего коня, дабы думы о хлебе насущном не отвлекали врача от забот о пациенте».
Оценивание учащихся, комментирование.
Использованная литература:
1. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на элктрон. носителе. В 2 ч. Ч.2/ [В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин]; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016. – 304 с.: ил.
2. Зощенко Михаил Михайлович – биография сценариста, фото, личная жизнь. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.culture.ru/persons/9974/mikhail-zoshenko
3. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста [Текст]: учеб. пособие / Н. С. Болотнова. – М.: Наука, 2007. – 520 с.
Селиванова Галина Геннадьевна