12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федякова Ирина22

Модель урока с использованием средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.


Предмет: литература

Класс: 6 класс

Тема: "М. Ю.Лермонтов. Страницы биографии."

Этап урока

Комментарий

Ресурсы

Ссылка

Время работы

1

Мотивация

Задайте обучающимся открытый вопрос:

Скажи-ка, дядя, ….ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана….

- Кто автор строк?

Запишем в тетради тему:

"М. Ю.Лермонтов (1814-1841гг.).

Страницы биографии."

Обратите внимание: две цифры поменялись местами в датах рождения и смерти поэта, а прошла целая жизнь - яркая, короткая, но жизнь.

Zoom

Ответы на вопросы –

1 мин

Запись темы– 1 мин

Ответы на вопрос –

мин

Ответы на вопросы, запись эпиграфа урока –

мин

2

Актуализация

- Что вы знаете о М. Ю. Лермонтове?

3

Целеполагание

Попросите обучающихся объяснить:

- Почему Лермонтова называют «луной русской поэзии»?

Сформулируйте цели и задачи урока.

Эпиграф урока: «Одинок я – нет отрады…»


4

Поиск путей решения проблемы

- Почему Лермонтов так написал о себе?

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы должны ознакомиться с биографией поэта.

инфоурок

Детство и юность М. Ю.

Лермонтова. | www.youtube.com

Просмотр видеоролика – 8 мин

5

Решение проблемы

Предложите обучающимся ответить на вопросы и узнайте уровень их знаний по данной теме.

В каком городе родился Лермонтов?

Где прошло детство?

Кто воспитывал Лермонтова? Почему?

Где учился Лермонтов?

За что поэта впервые отправили в ссылку на Кавказ?

Какое произведение сделало имя Лермонтова знаменитым?

Где и как умер Лермонтов?

Чтение стихотворения «Тучи» в парах по четверостишьям.

Разбор стихотворения- краткий анализ

Как вы понимаете слова «степью лазурною»?

Лазурь – светло-синий цвет, синева. Значит, «степь лазурная – простор неба». Выражение это употреблено в

переносном значении.

Как называются такие выражения?(метафора)

-Какое изобразительное средство использует Лермонтов в словах «цепью жемчужною»?

В первой строфе нарисована почти идиллическая картинка.

Лишь одно слово нарушает её. Какое? (Изгнанники) Здесь, сопоставляется судьба поэта с судьбой «вечных странников» – туч. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова будто сравнивает судьбу тучек со своею судьбой. Смысл этого сравнения в том, чтобы подчеркнуть, что поэт нигде не может найти понимания и приюта. Он вынужден скитаться из одного места в другое в поисках понимания и любви.

В чём особенность второй строфы? (Она состоит из вопросительных предложений). Поэт обращается к тучам, а на самом деле к самому себе. Клевета, злоба, судьба,

Чтение и разбор стихотворения «Тучи» - 8 мин.




зависть, преступление - Какие эти слова? Какими делают жизнь человека эти слова? (несчастным, одиноким, изгнанником.)

В судьбе Лермонтова все это было. Поэт размышляет о своей участи.

- Какая из возможных причин изгнания вам кажется самой горькой? Почему? («Друзей клевета ядовитая» – что может быть страшнее?).

Мы видим, что поэт одинок, у него нет друзей.

-Что представляет собой третья строфа?

Третья строфа – противопоставление судьбы тучек и судьбы поэта. Тучкам чужды страдания, им просто скучно. У них нет родины, значит, они не могут быть изгнанниками. А поэт изгнанник, он покидает любимую родину не по своей воле.

Повторное чтение стихотворения





6

Коррекция

Проверьте и обсудите с ребятами ответы на вопросы: -Какие черты личности поэта проявились в событиях его детства и юности? (свободолюбие, устремленность к неизведанному, внимание к народной жизни, любовь к природе)

Каков основной мотив поэзии Лермонтова?

(одиночество).

Zoom

Онлайн/офлайн, чат

Ответы на вопросы -1 мин

7

Самостоятельная работа

Составление синквейна.

Синквейн – творческая работа - должен составятся с 5 строк:

1 Первый строка должна содержать слово которое обозначает тему (по обыкновению это существительное).

2. Вторая строка представляет собой описание темы, состоит из 2- х слов (чаще прилагательных).

З.Третья строка выражает действие, связанное с темой и состоит из 3-х слов.

4 мин



4.Четвертая строка является фразой, которая состоит из 4х слов и выражает отношение к теме.

5. Последняя строка состоит из одного слова - синонима, который передает, сущность темы.

Пример:

Тучки

Холодные, свободные.

Скучают, путешествуют, мчатся.

Нет родины - нет изгнания.

Свобода.

Поэт.

Изгнанный, несчастный.

Уезжает, страдает, любит.

Тяжело жить без Родины. Одиночество.

Zoom

Zoom



8

Оценивание

Попросите ребят показать синквейны, которые они написали во время урока.

Анализ результатов, разбор ошибок.

Онлайн, офлайн, чат

2 мин

9

Рефлексия

Продолжите одно из высказываний:

Больше всего на уроке меня удивило…

Самым трудным для меня было

Сегодня я узнал…

Онлайн, офлайн, чат

2 мин

-

10

Объяснение

домашнего задания

Выучить стихотворение «Тучки» наизусть.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.