12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Федякова Ирина22 |
"М. Ю.Лермонтов. Страницы биографии."
Модель урока с использованием средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Предмет: литература
Класс: 6 класс
Тема: "М. Ю.Лермонтов. Страницы биографии."
№ | Этап урока | Комментарий | Ссылка | Время работы | |
1 | Мотивация | Задайте обучающимся открытый вопрос:
Скажи-ка, дядя, ….ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана…. - Кто автор строк?
Запишем в тетради тему: "М. Ю.Лермонтов (1814-1841гг.). Страницы биографии." Обратите внимание: две цифры поменялись местами в датах рождения и смерти поэта, а прошла целая жизнь - яркая, короткая, но жизнь.
| Zoom
|
| Ответы на вопросы – 1 мин
Запись темы– 1 мин
Ответы на вопрос – мин
Ответы на вопросы, запись эпиграфа урока – мин
|
2 | Актуализация | - Что вы знаете о М. Ю. Лермонтове?
| |||
3 | Целеполагание | Попросите обучающихся объяснить: - Почему Лермонтова называют «луной русской поэзии»? Сформулируйте цели и задачи урока. Эпиграф урока: «Одинок я – нет отрады…» |
4 | Поиск путей решения проблемы | - Почему Лермонтов так написал о себе? Для того чтобы ответить на этот вопрос мы должны ознакомиться с биографией поэта. | инфоурок
| Детство и юность М. Ю. Лермонтова. | | Просмотр видеоролика – 8 мин
|
| |||||
5 | Решение проблемы | Предложите обучающимся ответить на вопросы и узнайте уровень их знаний по данной теме. В каком городе родился Лермонтов? Где прошло детство? Кто воспитывал Лермонтова? Почему? Где учился Лермонтов? За что поэта впервые отправили в ссылку на Кавказ? Какое произведение сделало имя Лермонтова знаменитым? Где и как умер Лермонтов?
Чтение стихотворения «Тучи» в парах по четверостишьям. Разбор стихотворения- краткий анализ Как вы понимаете слова «степью лазурною»? Лазурь – светло-синий цвет, синева. Значит, «степь лазурная – простор неба». Выражение это употреблено в переносном значении. Как называются такие выражения?(метафора) -Какое изобразительное средство использует Лермонтов в словах «цепью жемчужною»? В первой строфе нарисована почти идиллическая картинка. Лишь одно слово нарушает её. Какое? (Изгнанники) Здесь, сопоставляется судьба поэта с судьбой «вечных странников» – туч. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова будто сравнивает судьбу тучек со своею судьбой. Смысл этого сравнения в том, чтобы подчеркнуть, что поэт нигде не может найти понимания и приюта. Он вынужден скитаться из одного места в другое в поисках понимания и любви. В чём особенность второй строфы? (Она состоит из вопросительных предложений). Поэт обращается к тучам, а на самом деле к самому себе. Клевета, злоба, судьба, |
|
Чтение и разбор стихотворения «Тучи» - 8 мин. |
| | зависть, преступление - Какие эти слова? Какими делают жизнь человека эти слова? (несчастным, одиноким, изгнанником.) В судьбе Лермонтова все это было. Поэт размышляет о своей участи. - Какая из возможных причин изгнания вам кажется самой горькой? Почему? («Друзей клевета ядовитая» – что может быть страшнее?). Мы видим, что поэт одинок, у него нет друзей. -Что представляет собой третья строфа? Третья строфа – противопоставление судьбы тучек и судьбы поэта. Тучкам чужды страдания, им просто скучно. У них нет родины, значит, они не могут быть изгнанниками. А поэт изгнанник, он покидает любимую родину не по своей воле. Повторное чтение стихотворения
|
| | |
| |
|
| ||
6 | Коррекция | Проверьте и обсудите с ребятами ответы на вопросы: -Какие черты личности поэта проявились в событиях его детства и юности? (свободолюбие, устремленность к неизведанному, внимание к народной жизни, любовь к природе) Каков основной мотив поэзии Лермонтова? (одиночество). | Zoom
| Онлайн/офлайн, чат | Ответы на вопросы -1 мин |
7 | Самостоятельная работа |
Составление синквейна. Синквейн – творческая работа - должен составятся с 5 строк: 1 Первый строка должна содержать слово которое обозначает тему (по обыкновению это существительное). 2. Вторая строка представляет собой описание темы, состоит из 2- х слов (чаще прилагательных). З.Третья строка выражает действие, связанное с темой и состоит из 3-х слов. |
|
4 мин | |
| | 4.Четвертая строка является фразой, которая состоит из 4х слов и выражает отношение к теме. 5. Последняя строка состоит из одного слова - синонима, который передает, сущность темы. Пример: Тучки Холодные, свободные. Скучают, путешествуют, мчатся. Нет родины - нет изгнания. Свобода. Поэт. Изгнанный, несчастный. Уезжает, страдает, любит. Тяжело жить без Родины. Одиночество.
| Zoom Zoom
| | |
8 | Оценивание | Попросите ребят показать синквейны, которые они написали во время урока. Анализ результатов, разбор ошибок. | Онлайн, офлайн, чат |
2 мин | |
9 | Рефлексия |
Продолжите одно из высказываний: Больше всего на уроке меня удивило… Самым трудным для меня было Сегодня я узнал… | Онлайн, офлайн, чат |
2 мин | |
|
|
|
| - | |
10 | Объяснение домашнего задания | Выучить стихотворение «Тучки» наизусть.
|
|
|
|