Конспект урока литературы «Человек и природа в лирике» (Н. М. Рубцова, 6 класс)

18
8
Материал опубликован 14 June 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока литературы «Человек и природа в лирике Н. М. Рубцова».

6 класс

Тип урока - комбинированный

ФОРМА УРОКА - творческая мастерская.

Урок проводится в режиме личностно ориентированной технологии и технологии сотрудничества.

Методические приемы: презентация, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть, творческий комментарий и анализ поэтического текста, работа в группах, творческая работа (мини-сочинение в жанре эссе).

Оборудование: компьютер, выставка книг Н Рубцова, рабочие листы для учеников.

Задача урока: формирование коммуникативной компетентности на основе анализа поэтического текста и создание собственного текста.

Цели урока:

  • постижение поэтического мира Н. М. Рубцова; анализ стихотворения «Звезда полей»; активизация и совершенствование речевой деятельности учащихся в процессе чтения и анализа лирического произведения;
  • развитие  навыков постижения и восприятия стихов Рубцова, соотнесения их со своими внутренними представлениями; творческого мышления и творческих способностей;
  • воспитание любви к поэзии, к родному краю, чувства ответственности за его судьбу; обращение к общечеловеческим ценностям — духовности, нравственности, свету, добру, красоте, которыми наполнена поэзия Рубцова.

 

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Целеполагание и мотивация.

Вопросы учителя:

– Любите ли вы поэзию? А для чего, по-вашему, люди читают стихи? Есть ли в классе такие ребята, кто пишет или пробовал писать стихи?

– Конечно, ребята, кому-то поэзия близка, кто-то стихи читать не очень любит, предпочитая им прозу. Сегодня мы познакомимся со стихами Н. М. Рубцова - человека, который не мыслил своей жизни без поэзии, одного из лучших поэтов 2 половины 20 века. Наша тема - «Человек и природа в лирике Н. М. Рубцова».

Слайд № 1. Эпиграф (см. презентацию)

Слайд № 2.

3. Основная часть.

А. Актуализация знаний и умений.

Слайд № 3. «Здесь мне легче дышится…» 1. Послушайте рассказ о жизни и творчестве Н. М. Рубцова, во время которого заполните двухчастный дневник. (опережающее домашнее задание - рассказ о поэте) - Лелекова Ю.

Слайд со ст-ем

2. Внимательно послушайте и прочтите ст-е «Я так люблю осенний лес…»

– Какова его тема? Основная мысль? Найдите в ст-и слова эмоционально-образного, духовного содержания. (Сияние небес, отчий дом, чист душою).

3. – Свет, звезда, огонек… Какие символические значения в народной поэзии имеют эти образы? (символ жизни, тепла, добра, любви, надежды, дом. очага, Вифлеемская звезда)

– Каковы ваши ассоциации к слову «звезда»?

(нечто далекое, освещающее, указывающее путь, вечное).

Слайд «Звезда полей» - чтение наизусть - Новоселова Е.

Б. Осознание и осмысление материала

Аналитическая беседа (параллельная работа в листах)

– Какими чувствами проникнуто ст-е? (грусти, тревоги, горечи – любви к родной земле, счастья сознавать свою принадлежность к ней, любования красотой, необъятностью просторов)

– Нарисуйте самую яркую картину, которая представилась вам в процессе чтения.

– Название – сильная позиция текста, оно помогает понять основную мысль.    

–  Подумайте над сочетанием слов «звезда полей». В чем смысл названия ст-я? (символ Родины, ее красоты, неповторимости, значимости для каждого человека; соединение земного и небесного, вечного и преходящего, надежду на спасение и боль одиночества; символ тепла родной земли, которая лечит, греет душу)

– Что необычного в этом сочетании? (с одной стороны - звезда, свет, тепло; с другой – лед, холод, темень Звезда — это элемент небесного. Звезда — небесное светило, небесное тело. Поле — это земное, это простор русской деревни. Одновременное указание на неразрывную связь всего сущего и местонахождение этой связи..)

– Какова  основная мысль ст-я? (счастье для лирич. героя - мир и покой всего человечества)

– Отметьте художественные приемы, которые помогают автору передать эмоции:

  • олицетворение (смотрит в полынью)
  • метафора (сон окутал родину мою, золото осеннее, зимнее серебро)
  • эпитеты (мгла заледенелая, тревожные жители, приветливый луч)
  • повторы (звезда полей, она горит, горит, горит)
  • риторическое обращение (Звезда полей! + восклицат. интонация в 3 строфах)

Литературовед В. Кожинов заметил, что в стихах Рубцова есть нечто особенное. Это нечто, неуловимое на первый взгляд, особенное - душа, духовность, которой проникнута лирика Рубцова.

В. Первичное закрепление учебного материала.

  • Какой вам представляется душа поэта и человека Н. М. Рубцова?
  • Чем, по вашему мнению, своеобразны стихи поэта?
  • Чему они могут научить современного читателя?  Слайд
  • Прочитайте высказывания литературоведов о стихах поэта. Отметьте то, которое вам показалось наиболее значимым.

(Песня на стихи Н. Рубцова «В горнице» в исп. Савинцевой И.)

В 1973 г. на могиле Рубцова установлен памятник. На нем - слова:

«Россия! Русь! Храни себя, храни!». Слайд

(Чтение ст-я «До конца…»слайд)

4. Рефлексия. А сейчас я предлагаю вам написать 5-минутное мини-сочинение «Когда я читаю стихи Рубцова…» (на фоне музыки).       

Слайд последний

Чтение 1 - 2 работ. (3 стр. рабочих листов собираются)

5. Домашнее задание. Ст. «Звезда полей» - выучить наизусть. Рабочий  лист заполнить!

6. Формирующее оценивание

Твое настроение на занятии:

Оценка учителю за занятие:

Самооценка:

Оценка учителя за занятие:

/data/edu/files/i1465899073.doc (Рабочий лист ученика)

/data/edu/files/k1465898940.ppt (Презентация к уроку)

Предварительный просмотр презентации

Человек и природа в лирике Николая Михайловича Рубцова (1936 – 1971)

Вокруг любви моей непобедимой К моим лугам, где травы я косил, Вся жизнь моя вращается незримо, Как ты, Земля, вокруг своей оси… Н. Рубцов

Вологодская область. Село Никольское, речка Сухона, городок Тотьма. «Здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится по земле», - признается Н. Рубцов в одном из писем.

Я так люблю осенний лес, Над ним – сияние небес, Что я хотел бы превратиться Или в багряный тихий лист, Иль в дождевой веселый свист. Но, превратившись, возродиться И возвратиться в отчий дом, Чтобы однажды в доме том Перед дорогою большою Сказать: Я был в лесу листом! Сказать: Я был в лесу дождем! Поверьте мне: я чист душою… Н. Рубцов

Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал Родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей. 1964 г.

В чем своеобразие стихов Н. М. Рубцова? Стихотворения Рубцова необычны. С одной стороны простые, лишенные замысловатых образов, а с другой – необычайно сложные, исполненные глубокого смысла.

Почти в каждом из них показана органическая связь человеческой души и природы, трагически обостренное чувство Родины.

Стихи Рубцова утвердили в русской поэзии последних 4-х десятилетий 20 века направление, которое назвали «тихой лирикой» и которое правильнее было бы назвать национально-русским. .

Н. Рубцов – подлинно народный лирик с такой концентрацией лиризма, от которой за последние полтора-два десятилетия наша поэзия уже успела как-то отвыкнуть. С. Куняев, поэт Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее музыка просится из его стихов: их не нужно перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слушать ее… Ю. Селезнев, критик Стихи его наполнены жизнью, в них свет и тени, радость и горечь… Н. Рубцов –поэт по самой своей сути. Н. Сидоренко, преподаватель

В 1973 году на могиле Н. М. Рубцова был поставлен памятник. На мраморной плите – бронзовый барельеф. У подножия памятника выбита на камне строка поэта: «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

До конца, Перед этим До конца, Перед этим До тихого креста Строгим сельсоветом, Пусть душа Перед этим Останется чиста! Садом у моста, Перед всем Перед этой Старинным Желтой, захолустной Белым светом Стороной березовой Я клянусь: Моей, Душа моя чиста. Перед жнивой, Пусть она Пасмурной и грустной Останется чиста В дни осенних До конца, Горестных дождей, До смертного креста! Н. Рубцов

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересный урок! А я ещё включаю фрагменты исполнения разными людьми (большими и маленькими) Спасибо!

14 June 2016

Спасибо Вам!

19 July 2019

Благодарю за материал! У меня в этом году есть 6 класс!

6 August 2019

Я всегда стараюсь познакомить с большим количеством стихов Рубцова, нежели есть в учебнике.

8 August 2019

Спасибо, Людмила Юрьевна, за развивающий урок литературы, который насыщен разнообразными методическими приёмами, что делает его интересным и современным! Ученики на уроке у Вас - не пассивные слушатели и созерцатели, а активные участники!

11 October 2021

Признательна Вам за добрый комментарий, Елена Владимировна!

11 October 2021

Людмила Юрьевна, спасибо за материал!

18 January 2023

Благодарю Вас за отзыв!

19 January 2023