12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суслопарова Людмила Юрьевна47390
Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023).
Россия, Кировская обл., Уржум
18

Конспект урока литературы «Человек и природа в лирике Н. М. Рубцова. 6 класс



Конспект урока литературы «Человек и природа в лирике Н. М. Рубцова».

6 класс

Тип урока - комбинированный

ФОРМА УРОКА - творческая мастерская.

Урок проводится в режиме личностно ориентированной технологии и технологии сотрудничества.

Методические приемы: презентация, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть, творческий комментарий и анализ поэтического текста, работа в группах, творческая работа (мини-сочинение в жанре эссе).

Оборудование: компьютер, выставка книг Н Рубцова, рабочие листы для учеников.

Задача урока: формирование коммуникативной компетентности на основе анализа поэтического текста и создание собственного текста.

Цели урока:

  • постижение поэтического мира Н. М. Рубцова; анализ стихотворения «Звезда полей»; активизация и совершенствование речевой деятельности учащихся в процессе чтения и анализа лирического произведения;
  • развитие  навыков постижения и восприятия стихов Рубцова, соотнесения их со своими внутренними представлениями; творческого мышления и творческих способностей;
  • воспитание любви к поэзии, к родному краю, чувства ответственности за его судьбу; обращение к общечеловеческим ценностям — духовности, нравственности, свету, добру, красоте, которыми наполнена поэзия Рубцова.

 

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Целеполагание и мотивация.

Вопросы учителя:

– Любите ли вы поэзию? А для чего, по-вашему, люди читают стихи? Есть ли в классе такие ребята, кто пишет или пробовал писать стихи?

– Конечно, ребята, кому-то поэзия близка, кто-то стихи читать не очень любит, предпочитая им прозу. Сегодня мы познакомимся со стихами Н. М. Рубцова - человека, который не мыслил своей жизни без поэзии, одного из лучших поэтов 2 половины 20 века. Наша тема - «Человек и природа в лирике Н. М. Рубцова».

Слайд № 1. Эпиграф (см. презентацию)

Слайд № 2.

3. Основная часть.

А. Актуализация знаний и умений.

Слайд № 3. «Здесь мне легче дышится…» 1. Послушайте рассказ о жизни и творчестве Н. М. Рубцова, во время которого заполните двухчастный дневник. (опережающее домашнее задание - рассказ о поэте) - Лелекова Ю.

Слайд со ст-ем

2. Внимательно послушайте и прочтите ст-е «Я так люблю осенний лес…»

– Какова его тема? Основная мысль? Найдите в ст-и слова эмоционально-образного, духовного содержания. (Сияние небес, отчий дом, чист душою).

3. – Свет, звезда, огонек… Какие символические значения в народной поэзии имеют эти образы? (символ жизни, тепла, добра, любви, надежды, дом. очага, Вифлеемская звезда)

– Каковы ваши ассоциации к слову «звезда»?

(нечто далекое, освещающее, указывающее путь, вечное).

Слайд «Звезда полей» - чтение наизусть - Новоселова Е.

Б. Осознание и осмысление материала

Аналитическая беседа (параллельная работа в листах)

– Какими чувствами проникнуто ст-е? (грусти, тревоги, горечи – любви к родной земле, счастья сознавать свою принадлежность к ней, любования красотой, необъятностью просторов)

– Нарисуйте самую яркую картину, которая представилась вам в процессе чтения.

– Название – сильная позиция текста, оно помогает понять основную мысль.    

–  Подумайте над сочетанием слов «звезда полей». В чем смысл названия ст-я? (символ Родины, ее красоты, неповторимости, значимости для каждого человека; соединение земного и небесного, вечного и преходящего, надежду на спасение и боль одиночества; символ тепла родной земли, которая лечит, греет душу)

– Что необычного в этом сочетании? (с одной стороны - звезда, свет, тепло; с другой – лед, холод, темень Звезда — это элемент небесного. Звезда — небесное светило, небесное тело. Поле — это земное, это простор русской деревни. Одновременное указание на неразрывную связь всего сущего и местонахождение этой связи..)

– Какова  основная мысль ст-я? (счастье для лирич. героя - мир и покой всего человечества)

– Отметьте художественные приемы, которые помогают автору передать эмоции:

  • олицетворение (смотрит в полынью)
  • метафора (сон окутал родину мою, золото осеннее, зимнее серебро)
  • эпитеты (мгла заледенелая, тревожные жители, приветливый луч)
  • повторы (звезда полей, она горит, горит, горит)
  • риторическое обращение (Звезда полей! + восклицат. интонация в 3 строфах)

Литературовед В. Кожинов заметил, что в стихах Рубцова есть нечто особенное. Это нечто, неуловимое на первый взгляд, особенное - душа, духовность, которой проникнута лирика Рубцова.

В. Первичное закрепление учебного материала.

  • Какой вам представляется душа поэта и человека Н. М. Рубцова?
  • Чем, по вашему мнению, своеобразны стихи поэта?
  • Чему они могут научить современного читателя?  Слайд
  • Прочитайте высказывания литературоведов о стихах поэта. Отметьте то, которое вам показалось наиболее значимым.

(Песня на стихи Н. Рубцова «В горнице» в исп. Савинцевой И.)

В 1973 г. на могиле Рубцова установлен памятник. На нем - слова:

«Россия! Русь! Храни себя, храни!». Слайд

(Чтение ст-я «До конца…»слайд)

4. Рефлексия. А сейчас я предлагаю вам написать 5-минутное мини-сочинение «Когда я читаю стихи Рубцова…» (на фоне музыки).       

Слайд последний

Чтение 1 - 2 работ. (3 стр. рабочих листов собираются)

5. Домашнее задание. Ст. «Звезда полей» - выучить наизусть. Рабочий  лист заполнить!

6. Формирующее оценивание

Твое настроение на занятии:

Оценка учителю за занятие:

Самооценка:

Оценка учителя за занятие:

/data/edu/files/i1465899073.doc (Рабочий лист ученика)

/data/edu/files/k1465898940.ppt (Презентация к уроку)

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Устинова Валентина Ивановна, 14.06.16 в 14:13 2Ответить Пожаловаться
Интересный урок! А я ещё включаю фрагменты исполнения разными людьми (большими и маленькими) Спасибо!
Горбачёва Марина Юрьевна, 06.08.19 в 12:15 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за материал! У меня в этом году есть 6 класс!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 08.08.19 в 19:57 3Ответить Пожаловаться
Я всегда стараюсь познакомить с большим количеством стихов Рубцова, нежели есть в учебнике.
Колышкина Елена Владимировна, 11.10.21 в 16:36 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Юрьевна, за развивающий урок литературы, который насыщен разнообразными методическими приёмами, что делает его интересным и современным! Ученики на уроке у Вас - не пассивные слушатели и созерцатели, а активные участники!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 11.10.21 в 16:38 2Ответить Пожаловаться
Признательна Вам за добрый комментарий, Елена Владимировна!
Галина Меркулова, 18.01.23 в 23:09 1Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, спасибо за материал!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 19.01.23 в 08:18 0Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас за отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.