Конспект урока литературы «Человек и природа в лирике» (Н. М. Рубцова, 6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока литературы «Человек и природа в лирике Н. М. Рубцова».
6 класс
Тип урока - комбинированный
ФОРМА УРОКА - творческая мастерская.
Урок проводится в режиме личностно ориентированной технологии и технологии сотрудничества.
Методические приемы: презентация, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть, творческий комментарий и анализ поэтического текста, работа в группах, творческая работа (мини-сочинение в жанре эссе).
Оборудование: компьютер, выставка книг Н Рубцова, рабочие листы для учеников.
Задача урока: формирование коммуникативной компетентности на основе анализа поэтического текста и создание собственного текста.
Цели урока:
- постижение поэтического мира Н. М. Рубцова; анализ стихотворения «Звезда полей»; активизация и совершенствование речевой деятельности учащихся в процессе чтения и анализа лирического произведения;
- развитие навыков постижения и восприятия стихов Рубцова, соотнесения их со своими внутренними представлениями; творческого мышления и творческих способностей;
- воспитание любви к поэзии, к родному краю, чувства ответственности за его судьбу; обращение к общечеловеческим ценностям — духовности, нравственности, свету, добру, красоте, которыми наполнена поэзия Рубцова.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
2. Целеполагание и мотивация.
Вопросы учителя:
– Любите ли вы поэзию? А для чего, по-вашему, люди читают стихи? Есть ли в классе такие ребята, кто пишет или пробовал писать стихи?
– Конечно, ребята, кому-то поэзия близка, кто-то стихи читать не очень любит, предпочитая им прозу. Сегодня мы познакомимся со стихами Н. М. Рубцова - человека, который не мыслил своей жизни без поэзии, одного из лучших поэтов 2 половины 20 века. Наша тема - «Человек и природа в лирике Н. М. Рубцова».
Слайд № 1. Эпиграф (см. презентацию)
Слайд № 2.
3. Основная часть.
А. Актуализация знаний и умений.
Слайд № 3. «Здесь мне легче дышится…» 1. Послушайте рассказ о жизни и творчестве Н. М. Рубцова, во время которого заполните двухчастный дневник. (опережающее домашнее задание - рассказ о поэте) - Лелекова Ю.
Слайд со ст-ем
2. Внимательно послушайте и прочтите ст-е «Я так люблю осенний лес…»
– Какова его тема? Основная мысль? Найдите в ст-и слова эмоционально-образного, духовного содержания. (Сияние небес, отчий дом, чист душою).
3. – Свет, звезда, огонек… Какие символические значения в народной поэзии имеют эти образы? (символ жизни, тепла, добра, любви, надежды, дом. очага, Вифлеемская звезда)
– Каковы ваши ассоциации к слову «звезда»?
(нечто далекое, освещающее, указывающее путь, вечное).
Слайд «Звезда полей» - чтение наизусть - Новоселова Е.
Б. Осознание и осмысление материала
Аналитическая беседа (параллельная работа в листах)
– Какими чувствами проникнуто ст-е? (грусти, тревоги, горечи – любви к родной земле, счастья сознавать свою принадлежность к ней, любования красотой, необъятностью просторов)
– Нарисуйте самую яркую картину, которая представилась вам в процессе чтения.
– Название – сильная позиция текста, оно помогает понять основную мысль.
– Подумайте над сочетанием слов «звезда полей». В чем смысл названия ст-я? (символ Родины, ее красоты, неповторимости, значимости для каждого человека; соединение земного и небесного, вечного и преходящего, надежду на спасение и боль одиночества; символ тепла родной земли, которая лечит, греет душу)
– Что необычного в этом сочетании? (с одной стороны - звезда, свет, тепло; с другой – лед, холод, темень Звезда — это элемент небесного. Звезда — небесное светило, небесное тело. Поле — это земное, это простор русской деревни. Одновременное указание на неразрывную связь всего сущего и местонахождение этой связи..)
– Какова основная мысль ст-я? (счастье для лирич. героя - мир и покой всего человечества)
– Отметьте художественные приемы, которые помогают автору передать эмоции:
- олицетворение (смотрит в полынью)
- метафора (сон окутал родину мою, золото осеннее, зимнее серебро)
- эпитеты (мгла заледенелая, тревожные жители, приветливый луч)
- повторы (звезда полей, она горит, горит, горит)
- риторическое обращение (Звезда полей! + восклицат. интонация в 3 строфах)
Литературовед В. Кожинов заметил, что в стихах Рубцова есть нечто особенное. Это нечто, неуловимое на первый взгляд, особенное - душа, духовность, которой проникнута лирика Рубцова.
В. Первичное закрепление учебного материала.
- Какой вам представляется душа поэта и человека Н. М. Рубцова?
- Чем, по вашему мнению, своеобразны стихи поэта?
- Чему они могут научить современного читателя? Слайд
- Прочитайте высказывания литературоведов о стихах поэта. Отметьте то, которое вам показалось наиболее значимым.
(Песня на стихи Н. Рубцова «В горнице» в исп. Савинцевой И.)
– В 1973 г. на могиле Рубцова установлен памятник. На нем - слова:
«Россия! Русь! Храни себя, храни!». Слайд
(Чтение ст-я «До конца…» – слайд)
4. Рефлексия. А сейчас я предлагаю вам написать 5-минутное мини-сочинение «Когда я читаю стихи Рубцова…» (на фоне музыки).
Слайд последний
Чтение 1 - 2 работ. (3 стр. рабочих листов собираются)
5. Домашнее задание. Ст. «Звезда полей» - выучить наизусть. Рабочий лист заполнить!
6. Формирующее оценивание
Твое настроение на занятии:
Оценка учителю за занятие:
Самооценка:
Оценка учителя за занятие:
/data/edu/files/i1465899073.doc (Рабочий лист ученика)
/data/edu/files/k1465898940.ppt (Презентация к уроку)
Устинова Валентина Ивановна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Галина Меркулова
Суслопарова Людмила Юрьевна