Конспект урока физики в 8 классе «Магнитное поле прямого тока. Опыт Эрстеда»
Тема: " Магнитное поле прямого тока. Опыт Эрстеда.".
Цель урока: Раскрыть существование магнитного поля вокруг движущихся заряженных частиц
Образовательная: Сформировать умение объяснить механизм взаимодействия между заряженными телами.
Развивающая: Развивать умение наблюдать, обобщать, сопоставлять результаты экспериментов.
Воспитательная: продолжить формирование научно-материального мировоззрения, познаваемости мира, причинно следственных связей, интереса к физике, как к учебному предмету
Требования государственного стандарта
Знания: Знать, что представляет собой опыт Эрстеда.
Умения: Уметь пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обновления выводов по изучаемой теме.
Навыки: Выработать навыки работы в команде, умения сравнивать, выражать свои мысли.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Оборудование: плакаты, учебник, изображение различных предметов, в которых используются применение знаний по изученной теме.
Используемые методы: лекция с элементами беседы.
Ход урока
I.Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, проверка домашнего задания: работа по карточкам опроса по пройденной теме
II.Повторение изученного материала:
Повторим формулы:
Закон Ома I = U/R; U = IR; R = U/I
l RS RS l
Сопротивление R = ρ —; ρ = ——; l = ——; S = ρ —
проводника S l ρ R
Последовательное R = R1 + R2; I = I1 = I2; U = U1 + U2
соединение
R1R2
Параллельное R = ———; I = I1 + I2; U1 = U2 = U
соединение R1 + R2
Работа электр. A = Uq; A = IUt
тока
Мощность p = A/t; p = IU; I =p/U; U = p/I
Закон Джоуля-Ленца Q = I2Rt
ІІІ. Изучение нового материала
При изучении явления взаимодействия наэлектризованных тел было установлено, что в пространстве, окружающем электрический заряд, существует электрическое поле. Под действием его происходит движение заряженных частиц. (эл. ток)
В цепи, где существует электрический ток, наблюдаются различные явления: тепловые, химические и магнитные. Магнитные явления существуют всегда, когда существует электрический ток. Основные магнитные явления: притяжение, отталкивание.
Если ток по двум параллельно расположенным проводникам течет в одну сторону, то притяжение, если в разные – отталкивание.
Приводит к тому, что между ними возникают силы взаимодействия, такие силы называются магнитными силами.
Напомним: магнитная стрелка – основная часть компаса, имеет два полюса: северный и южный, ось магнитной стрелки – линия, соединяющая концы магнитной стрелки. Свойство магнитной стрелки - ориентироваться приблизительно по земному меридиану, это было замечено свыше двух тысяч лет назад.
В течение веков развитие учения об электричестве и магнетизме происходило независимо. Хотя издавна было замечено сходство электрических и магнетических явлений: притяжение, отталкивание. Процесс формирования единого учения, завершившийся созданием теории электромагнитного поля Максвелла, начался с открытия датского ученого Эрстеда.
Долгое время магнитные и электрические явления считались разными сущностями, не связанными друг с другом. Впервые связь между этими явлениями установил Ганс Христиан Эрстед. История этого открытия весьма курьезна.
|
IV.Закрепление изученного материала
Практическое задание. | Намотайте на карандаш кусок изолированной проволоки и подключите его к источнику тока. С помощью компаса определите наличие магнитного поля у вашей катушки. |
1) В чем состоит опыт Эрстеда?
2) Какая связь существует между магнитным полем и электрическим током?
3) Почему для изучения магнитного поля используют железные опилки?
4) Как располагаются железные опилки в магнитном поле?
5) Что называется магнитными линиями магнитного поля?
V. оценивание учащихся. Комментирование оценок.
VI. Домашнее задание. Прочитать§39