«Макет/модель биологического объекта» — домашнее задание по биологии для обучающихся 5 класса
«Макет/модель биологического объекта» - домашнее задание по биологии для обучающихся 5 класса
Пояснительная записка
Домашняя работа учащихся отличается от классной по различным аспектам. В том числе и по содержательной части. Именно дома обучающиеся сталкиваются с необходимостью самостоятельного изучение различных источников для того, чтобы с успехом овладеть знаниями и умениями. Очень часто им необходимо самостоятельно отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиболее рациональные приемы закрепления материала. И учитель может направить даже домашнюю деятельность в верное русло, используя различные интересные домашние задания.
Цель: обобщить и закрепить знания обучающихся о клетке, ее строении, органоидах, сформировать коммуникативные умения, научить анализировать учебную информация, применять теоретические знания в практических видах деятельности, продолжить формирование познавательного интереса к предмету биология.
Класс: 5
Уровень сложности: средний
Тип задания: индивидуальное. Возможна помощь родителей
Время выполнения: 1 неделя
Инструкция к выполнению: Учащимся необходимо выполнить творческую работу к обобщающему уроку по теме «Клеточное строение». А именно, создать «макет» клетки. Учитель рассказывает, что он не ставит жестких рамок и полагается на фантазию учащихся. Лишь уточняет, что на работе должны быть отражены все основные части клетки. Они должны быть подписаны любым удобным способом. Клетка может быть абсолютно любая- растительная, животная, бактериальная. Важна лишь достоверность и информативность. Еще одно пожелание – объемность. Материалы для исполнения могут быть любые: пенопласт, пластилин, ткань, пластик из 3Д ручки, картон и т.д.
Способ проверки: Наиболее оптимальным способом проверки будет выставка работ школьников в классной комнате. Учитель выставляет все работы учащихся на парте, где ребята могли бы сравнить собственный труд с трудом других обучающихся. В конце урока педагог напоминает, что все работы оценивались по определенным критериям, озвучивает их и отметки за домашнее задание. Комментарии по качеству конкретных работ рекомендуется давать в индивидуальном порядке, во избежание конфликтных ситуаций внутри детского коллектива.
Домашнее задание
Все живые существа и организмы на Земле состоят из клеток: растения, грибы, бактерии, животные, люди. Несмотря на минимальный размер, все функции целого организма выполняет клетка. Внутри нее протекают сложные процессы, от которых зависит жизнеспособность тела и работа его органов. Это элементарная единица живого.
Обучающиеся уже в 5 классе должны понимать, что знания о строении и жизнедеятельности клетки - она из частей того фундамента, на котором и будет строиться их изучение биологии в средней школе. И наилучшим образом помочь усвоить материал об органоидах, наследственном аппарате, форме клетки может именно практическая деятельность. Когда ребенок собственноручно воспроизведет каждую составную часть такого маленького, но такого сложного «организма».
В разделе «Клеточное строение организма» (учебная программа В.В.Пасечника) 7 уроков, посвященных различным аспектам и нюансам изучения клеток и тканей. Именно поэтому для закрепления школьником предлагается не только контрольная работа или тестирование, но и домашнее задание по изготовлению макета или модели.
Учитель перед обобщающим урокам сообщает пятиклассникам о домашнем задании. Он говорит о том, что работать они могут самостоятельно или с родителями. Не возбраняется использовать для образца рисунки клеток из дополнительных, отличных от учебника источников. Важна лишь их биологическая достоверность. Необходимо подчеркнуть, что данное задание не дополнительное, а носит обязательный характер, т.к. учителю необходимо видеть, как вы усвоили материал. Педагог показывает примера работ учащихся прошлых лет, обозначает материалы, которые можно использовать (пенопласт, пластилин, ткань, пластик из 3Д ручки, картон и т.д.), но не ставит жестких ограничений. Уточняет, что на работе должны быть подписаны составные части. И желателен объем, т.к. это не рисунок. Чтобы избежать конфликтов со школьниками и родителями в дальнейшем ученикам можно зачитать критерии выставления отметки за их работу.
Например:
Критерий |
Баллы |
|||
|
Аккуратность работы (отсутствие «рваных» краев, помятости и прочего) |
3 |
||
|
Объемность работы |
2 |
||
Обозначение составных частей биологического объекта |
2 |
|
||
Оригинальность исполнения |
1 |
|
||
Итого |
8 |
|
Приведенные критерии носят относительный характер и могут быть изменены по желанию педагога)
Столкнувшись с такими требованиями не у всех детей получится сразу хорошо выполнить данное домашнее задание, не следует забывать и об индивидуальных особенностях школьника (рис.1). Многие родители не всегда понимают целесообразность таких заданий, ведь предмет биологии отличается от «трудов». Необходимо донести как для учеников, так и для их родителей, что нестандартные домашние задания не только развивают кругозор ребенка, учат его мыслить образами, развивают творческий взгляд на биологические объекты, но и помогают закрепить биологические и экологические понятия, понять связи между различными объектами живой и неживой природы и через практическую деятельность улучшить качество приобретенных в школе знаний, умений и навыков. Используя подобного рода работы в системе, учитель увидит результат и повысит заинтересованность большинства обучающихся 5 классов.
Рис.1 «работы школьников»
Дементьева Ирина Михайловна
Трефилова Раиса Поликарповна
Беликеева Елена Васильевна