Статья «Мандала-терапия в работе педагога-психолога как эффективное средство регуляции эмоционально-волевой сферы всех участников образовательного процесса»
/data/files/o1638149403.jpg (1040x780)
/data/files/i1638149427.jpg (780x1040)
/data/files/h1638149450.jpg (780x1040)
/data/files/q1638149484.jpg (1280x960)
/data/files/m1638149501.jpg (720x1280)
/data/files/m1638149518.jpg (864x1152)
/data/files/l1638149538.jpg (1920x1080)
/data/files/y1638149557.jpg (1920x1080)Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»
362035, РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. Краснодонская, 37«А», тел.:(8672) 74-79-59, тел/факс: (8672) 74-18-73.
E-mail: can.dd@mail.ru
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ:
«Мандала-терапия в работе
педагога-психолога, как эффективное средство регуляции эмоционально-волевой сферы, всех участников образовательного процесса"
Джиоева Эльвира Станиславовна
Педагога-пихолога
г. Владикавказ, 2021г.
Содержание:
1. Сведения об авторе;
2. Введение;
3. Актуальность опыта;
4. Новизна опыта;
5. Адресность опыта;
6. Трудоемкость опыта;
7. Научно-методическое обоснование педагогического опыта;
8. Результативность;
9. Источники;
10. Приложение.
Сведения об авторе
Ф.И.О.: Джиоева Эльвира Станиславовна
Образование: высшее
Название (полное) учебного заведения, год его окончания:
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2010год.
Специальность по диплому: педагог–психолог
Место работы: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида "Детский сад "Солнышко"
Должность: педагог-психолог
Педагогический стаж: 10 лет
Стаж работы в занимаемой должности: 10 лет
Квалификация: первая
Введение
Я педагог-психолог Джиоева Э.С., общий стаж моей педагогической деятельности составляет на сегодняшний день, десять лет. Методика о которой пойдет речь в данной работе, вошла в мою профессиональную жизнь 7 лет назад, и по сей день является для меня, наиболее эффективной и любимой разновидностью методик арт-терапевтического направления.
Надо отметить, что, прежде чем данная методика приобрела официальный статус терапевтического "инструмента", корни ее, однако, уходят вглубь истории. По мнению историков, впервые это слово было обнаружено в содержании древнейшего памятника индийской литературы «Ригведа». Тогда оно обозначало круг, вместилище чего-то. Затем это понятие распространилось в Центральную Азию и на Восток. По буддийской легенде, самая первая из них была изготовлена тантрическим йогином Падмасамбхаве в восьмом веке. Целых семь дней он усердно молился, создавая священный символ. На восьмой день божество все-таки спустилось и исполнило задуманные им желания.
Во времена ацтекской культуры индейцы при создании календаря пользовались мандалой. Коренные народы Америки считали окружность кругом жизни от рождения до смерти. Круговой рисунок всегда использовался и продолжает использоваться у них в различных ритуалах и танцах. В индейской мандале с древности использовали символику защиты в форме щита. Многие племена применяли щит не только для безопасности, но и видели в нем тотем удачи.
С незапамятных времен в тибетском буддизме и у американских племен навахо в религиозных ритуалах используются песчаные мандалы. Одной из самых известных индейских форм, дошедших до сегодняшнего дня, является ловушка для снов. Индейские племена готовили их из ниток, которые в виде паутины переплетались вокруг обруча.
Мандалы могли остаться только предметом восточных культур, если бы не Карл Густав Юнг – основоположник аналитической психологии. Именно он отметил удивительный эффект мандал, который использовал для раскрытия содержимого слоев нашей психики, недоступных для нашего сознания. Так, эти религиозные символы возродились и укрепились в XX веке в Европе. И в наше время их довольно часто используют в психотерапевтической практике, как в качестве диагностики определенных состояний и проблем пациента, так и в качестве инструмента, способного восстановить душевное равновесие.
Актуальность опыта
В современном дошкольном образовании, первостепенную значимость приобретает проблема сохранения здоровья детей. Особенно актуально использование здоровьесберегающих технологий в ГБДОУ детского сада компенсирующего вида "Солнышко", города Владикавказ. Учитывая специфику работы подобного дошкольного образовательного учреждения, первостепенной задачей психолога становиться гармонизация и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы каждого участника образовательного процесса, преодоление и предупреждение негативных состояний.
Максимально оптимизировать помощь детям и взрослым, позволяет в рамках немедицинской терапии (то есть терапии, которую можно использовать вне медицинских учреждениях, без медицинского образования) арт‑терапия, то есть оказание психологической помощи средствами искусства. Преодоление поведенческих нарушений у детей всех возрастов - сложный и долговременный процесс. Исследования А.И. Захарова показывают, что в дошкольном возрасте более 37% мальчиков и 29% девочек имеют отклонения в поведении. У мальчиков несколько чаще отмечаются повышенная возбудимость, неуправляемость, расторможенность в сочетании с агрессивностью, конфликтность и неуживчивость. У девочек преобладают боязливость, склонность обижаться, плакать и расстраиваться. Не менее сложная картина вырисовывается и в самих педагогических коллективах дошкольных образовательных учреждений учреждений инклюзивного или коррекционного образования. Именно в системе "человек-человек" (классификация профессий по Климову Е.А.), существуют высокие риски профессионального выгорания.
Чтобы стабилизировать эмоциональное состояние, устранить тревожные и агрессивные импульсы, развить навыки саморегуляции, контроля и релаксации, для этого и используются такие арт-терапевтические методы как мандала-терапия
Современная арт-терапия включает множество направлений
- Музыкальная терапия
- Кинотерапия
- Танцевальная терапия
- Библиотерапия
- Сказкотерапия
- Драматеарпия
- Игровая терапия
- Фитотерапия
- Мандала-терапия
Мандала», как метод относится к арт-терапии визуального типа.
Основные ценность применения арт-терапевтических методик:
• Позволяет выразить широкую гамму чувств, которые выразить словами сложно (раздражение, гнев, обида, тоска и т.д.), особенно детям с ОВЗ, имеющим нарушения речи.
• Позволяет творчески реабилитироваться детям неуспешным в образовательном процессе.
• В арт-терапии процесс важнее результата, следовательно, продукт творчества не оценивается.
• Может использоваться изолировано и интегративно, индивидуально и с группой детей и/ или взрослых.
Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных и современных методик и технологий коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста: элементы эмоционально-образной психотерапии, арт-терапевтические методы, песочная терапия, с детьми любой возрастной категории, а так же со взрослыми (педагогами и родителями).
Адресность опыта
Примечательно то, что освоить и успешно применять как в работе, так и для личных нужд данную технику может любой человек, для этого не обязательно специальные курсы. Этот опыт можно использовать педагогам и специалистам любой квалификационной категории. Так как спектр применение и направленности, мандала–терапии, обширен:
- Психокоррекционная деятельность;
- Развивающая;
- Диагностическая;
- Профилактическая;
- Релаксационная;
- Художественная.
Безусловно наиболее эффективна она в работе педагогов-психологов, психотерапевтов, но и для специалистов из других профессий данная методика будет не менее ресурсной.
Трудоемкость опыта
Данная техника проста в использовании, не имеет возрастных ограничений, подходит для разной категории граждан. Заниматься ей можно в любом месте и при любых удобных условиях. Однако я рекомендую найти уеденное место, сделать дыхательную гимнастику, можно включите легкую музыку, зажечь благовония и свечи, чтобы создать уютную атмосферу и расслабиться. Добейтесь такого эффекта, чтобы ваш разум был очищен от навязчивых мыслей. В процессе создания мандалы старайтесь как можно меньше размышлять и анализировать, а больше чувствовать и переносить эти состояния на лист бумаги. Процесс рисования мандалы напоминает ритуал. Когда мандала будет готова, зафиксируйте, где верх, а где низ, укажите дату, и дайте ей имя. Можно так же создавать мандалу и в групповой работе. Групповое рисование мандал, целительно действует на людей - позволяет увидеть внутренний мир других и получить обратную связь на свои внутренние состояния. Она практична и экономична, не требует особых материальных затрат. Делать мандалы можно из любого подручного материала. Мандала также может быть создана из сыпучих материалов (песка, крупы), из глины, камней, шишек, дерева итд. Ее можно рисовать самому, можно разукрашивать, используя уже готовые шаблоны. Для стандартной мандалы вам понадобиться всего лишь бумага любого формата, в работе я предпочитаю формат А4, для взрослых, и для детей А4 разделенный по полам. Можно использовать цветные карандаши, мелки, ручки, фломастеры, краски, любых цветов и в любом количестве. Я в своем опыте, для начальных мандал, как для взрослых, так и для детей рекомендую использовать три цветных карандаша.
Научно-методическое обоснование педагогического опыта
Сегодня Искусство мандалы, как артерапевтического метода, переживает новый этап развития. В процессе создания или разукрашивания цикличного рисунка мандалы находят выход глубинные эмоции человека. Регулярная работа с ними приведет к тому, что вы будете находиться в гармонии с окружающим миром. Концентрация на процессе рисования мандальных узоров позволяет сосредоточиться и создает почву для разрешения внутренних конфликтов. Вследствие этого состояние человека значительно изменяется. Прелесть этого искусства в том, что оно охватывает все сферы природного проявления, как в духовном, так и в физическом смысле.
Научным основанием арт-терапевтических методик, являются психологические концепции и теории:
1) фрейдовская теория бессознательного;
2) мысли Юнга о персональных и универсальных символах.
Изучение клинико-терапевтического, лечебно-педагогического, психоаналитического аспектов влияния творчества на людей позволило создать разные методы и методики терапии искусством.
Арт-терапия в последнее время стала достаточно популярным компонентом в комплексном лечении. Так как действительно есть результаты от музыки, от лепки тестом или пластилином, от рисования в коррекционных учреждениях, в реабилитационных отделениях психиатрических больниц (как в детских, так и во взрослых), где используют в качестве лечения и помощи, а также в детских дошкольных и школьных учреждениях для общего развития детей.
На сегодняшний день всего 6-8 % дошкольников считаются здоровыми; дети 6–7 лет, имеющие какие-либо отклонения в физическом здоровье, составляют 85 %, с незначительными психическими нарушениями – 19 %; дети (6-7 лет) с нарушениями речи составляют 61-63 %; несформированность зрительно-пространственного восприятия имеют 37 % детей 6–7 лет; и более 31 % детей 6–7 лет имеют несформированность сложных координированных движений руки и графических движений.
Кора и регуляторные структуры мозга функционально незрелые, что является основными причинами многих нарушений развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому необходим особый подход в работе с каждым ребенком, особенно в дошкольный период, так как это самый интенсивный период развития детей.
Также доказательствами эффективности арт-терапии могут послужить зарубежные исследования. Так, внедрение рисунка или других форм искусства в целостный уход за детьми с онкологическими заболеваниями показало, что подобные мероприятия могут помочь в повышении качества жизни у пациентов.
Кафедра медицинской онкологии, Университет Акдениз (Анталия, Турция) провели исследование на взрослых онкологических больных, получавшие химиотерапию. Результаты исследования показали, что арт-терапия в виде живописи улучшает качество жизни и облегчает депрессию у онкологических больных, получающих химиотерапию.
Результаты исследования, где в рандомизированной контролируемой пробе, состоящей из 57 взрослых человек с расстройством личности, была назначена еженедельная арт-терапия, показали, что подобное дополнительное лечение является эффективным методом в патологии расстройства личности. Оно не только уменьшает патологию и дезадаптивные режимы, но и помогает пациентам развивать позитивные мысли, которые указывают на улучшение психического здоровья и повышение самоконтроля.
Инсульт остаётся частой причиной инвалидизации взрослых, 80-86 % выживших больных становятся инвалидами. Для повышения качества жизни человека, перенесшего ишемический инсульт, необходимо восстановить двигательные и речевые функции. Реабилитация больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), должна начинаться уже в остром периоде. Арт_терапия стимулирует процессы нейропластичности головного мозга, что положительно сказывается на восстановлении речи, движений и реабилитации в целом. Проведенные исследования не выявили преимущества в эффективности тех или иных приемов арт-терапии. Они одинаково положительно влияли на позитивные изменения эмоциональных и поведенческих реакций у детей, а эффективность психокоррекционных воздействий, как правило, зависела от генезиса биологических, социальных, моральных или дезинтеграционных психических нарушений.
Результативность
"Однажды, когда мое эмоциональное состояние было сложным, я начала раскрашивать мандалы. Эти шаблоны можно найти повсюду в интернете и распечатать на принтере. Моя первая раскрашенная мандала была очень тусклой, и я до сих пор смотрю на нее с трудом. Но, раскрасив первую, мне буквально на следующий день захотелось раскрашивать еще. Потом еще. В конечном итоге у меня их собралось более 100 штук ..."– так пишет автор Албинкина А., в своей работе "Мандала-терапия и ее влияние на эмоциональное состояние человека". Удивительно, но именно этот эффект доводилось мне наблюдать, и даже испытывать самой, в работе с группами детей и взрослых при разукрашивании мандал.
Данная методика применялась мной, в разных возрастных группах: дошкольный возраст; младший школьный возраст, подростковый возраст. Среди детей были: дети группы риска, дети попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети находившиеся в условиях инклюзивного образования. Так же эта методика проводилась и среди контингента взрослых: коллег и родителей.
Результаты и выводы поприменению методики мандала-терапии следующие:
- Чем выше стресс, тем больше потребности в применении данной методики. Находясь в условиях стресса взрослые и подростки начинали интенсивно разукрашивать шаблоны мандал в огромных количествах и за короткие сроки;
- Более детальная и длительная прорисовка наблюдается у тех, кто находился в расслабленном, благоприятном эмоциональном состоянии;
- Дети имеющие нарушения речи или проблемы с опорно-двигательным аппаратом охотно выполняют задание и стремятся выполнить его самостоятельно.
Плюсы применения мандала-терапии очень обширны, вот лишь некоторые из них:
1. Такая терапия может использоваться в лечении любого человека, возраст, психологическое и физическое состояние, способности и художественный опыт не влияют на результаты;
2. Творческое самовыражение – положительные эмоции, проявление активности;
3. Помогает взаимодействовать на невербальном уровне для тех людей, которые имеют трудности с речью или не могут выразить словами свои переживания;
4. Происходит психоэмоциональная разгрузка.
Источники:
- https://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_mandala_-_terapiya_i_ee_vliyanie_na_emocionalnoe_sostoyanie_cheloveka-430046.htm
- https://infourok.ru/innovacionniy-psihologopedagogicheskiy-proekt-po-osvoeniyu-tehnologii-mandalaterapii-tayni-volshebnogo-kruga-3599348.html
- https://redsol.ru/podelki/dlya-chego-nuzhny-mandaly
- https://www.b17.ru/article/the_healing_effect_of_mandalotherapy/
- https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-po-obobshcheniiu-pered.html
- chrome-extension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html
- https://docviewer.yandex.ru/?tm=1636149474&tld=ru&lang=ru&name=92&text=%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D0%B8&url=http%3A//childandsociety.ru/ojs/index.php/cas/article/download/103/92&lr=33&mime=pdf&l10n=ru&sign=f0c67efea13911e43e35966ae80f1d7c&keyno=0
- https://www.b17.ru/article/125630/
- https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2388
Сорокина Светлана Валерьевна
Джиоева Эльвира Станиславовна
Павленко Венера
Джиоева Эльвира Станиславовна
Павленко Венера
Джиоева Эльвира Станиславовна