Статья «Роль театрализации в процессе коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»

0
0
Материал опубликован 5 November 2018 в группе

«Роль театрализации в процессе коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ (интеллектуальными  нарушениями)»

Юсупова Р.Р. Воспитатель.

МОУ школа-интернат №8 Копейского городского округа Челябинской области. 2018 г.

В нашем современном мире состояние здоровья детей вызывает большую тревогу у врачей,  психологов, физиологов, педагогов и у самого общества. В результате исследований ученые вывели следующую статистику: 60 % детей имеет хронические заболевания, большинство из которых относится к категории психосоматических. Это означает, что изменения, вызванные заболеваниями во внутренних органах, связаны с длительными эмоциональными напряжениями, возникающими в связи с различными жизненными ситуациями, а в частности, с межличностными и внутренними конфликтами. Именно конфликты являются основой возникновения неврозов и психологических заболеваний, поэтому задача воспитателя в умении оказать квалифицированную помощь тому, кого он призван воспитывать.  В группе, где я работаю с первого класса, 12 детей, из них 9 мальчиков и 3 девочки, дети разного возраста(1-2 года разница), из разных социальных слоев: есть семьи благополучные и наоборот, есть полные и неполные, малоимущие и с достатком.  С первых дней я заметила психологический барьер между воспитанниками: мальчики обижали девочек и дрались между собой, девочки бежали ко мне со слезами, разборкам не было конца. В первое полугодие я провела не один десяток воспитательных часов на тему правильного поведения в интернате и не только, беседы со всеми вместе и по отдельности с каждым, проводила ролевые игры на этические темы, разыгрывала различные ситуации, не раз встречалась с родителями и говорила  по телефону, привлекала медперсонал, психологов, социального педагога, замдиректора по воспитательной работе, но желаемого результата не получала. После бесед и встреч было на какое-то время затишье, но потом начиналось все сначала - группа внутри себя конфликтовала. Я искала выхода, перечитала большое количество методической литературы, просила совета у опытных воспитателей, но все это не решало мою проблему. И вот однажды, я повела своих воспитанников в актовый зал на общешкольный конкурс среди старших классов,  был «Турнир джентльменов», как раз то, чего не хватало нам. Смотрела на выступления старшеклассников и ловила себя на мысли, что можно подготовиться и разыграть сценку в группе. Организовала такой же турнир, придумала сюжет, подобрала музыку, им понравилось, и закипела работа в группе. Мы распределили роли, сделали костюмы, начались репетиции. Включились родители, помогли нам с костюмами и декорацией. Ребятам очень нравилось, мне было интересно  ставить театрализованную сценку и у нас получилось отличное мероприятие. Воспитанники  были в восторге от своего выступления. Я пришла к выводу: то, что искала на протяжении нескольких месяцев, было найдено. Мы занялись театральной деятельностью, ведь в настоящее время приветствуется внедрение в работу образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий. Занятия театральной деятельностью влияют на психическое состояние ребенка, устраняют проявления негативного психоэмоционального состояния, снимает психическое и физическое напряжение, улучшает общее состояние ребенка, помогает ребенку проявить свою индивидуальность. Театральное искусство не совместимо с агрессией и  враждебностью. Правильно организованная театральная деятельность очень эффективна в коррекционно-развивающей работе и в создании благоприятного психоэмоционального фона в группе. Результатом моей работы стало то, что в группе уменьшилось число конфликтов, воспитанники сдружились, коллектив сплотился и работал как единый организм. Ученики  стали серьезно относиться к учебе, к своим поступкам, к поведению в школе и дома. Родители заметили за своими детьми перемены в положительную сторону. Ребята всячески привлекали родителей в организации  театральных выступлений. Каково же  было мое удивление, когда родители  Артема Ш. привезли из дальнего поселка коробку из-под холодильника для декорации. Радость, заинтересованность в результате совместной деятельности, переживание успеха удерживают ребят от антисоциальных поступков. Есть у меня в группе мальчик, который связался со старшеклассниками по месту жительства и был замечен в курении. Он любил пропускать уроки без причины. Учитывая все это, я стала давать ему серьезные роли и всегда подбадривала, приводила в пример остальным ребятам его старание играть лучше. И вот результат: мама на днях с радостью сообщила, что мальчик обещал не курить, не пропускать занятия и учиться  лучше, потому что, чтобы получить роль  у воспитателя, надо быть везде в первых рядах (так объяснил ребенок). Использование театрализованной деятельности помогает психологической адаптации ребенка в социуме. Одна из моих воспитанниц Оля К., имеющая проблемы с речью, сыграла главную роль в сказке так, что во время ее выступления родители плакали от радости за дочь. Таким образом, могу сделать вывод, что эмоционально-волевой  фон в моей группе, где проводилась коррекционно-развивающая работа по театральной деятельности, значительно улучшился, начали преобладать положительные эмоции, улучшились коммуникативные умения учащихся.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - Просвещение, 1987.

2.Буева Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений. – М., 1972г.        

3.Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

4.Аникина В.П., Гусева В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народной жизни человека в русском фольклоре. М., «Худ. Литература», 1991.

5. http://doshkolnik.ru/psihologiya/2104-psihologicheskaya-ocenka-ispolzovaniya-teatralizacii-v-rabote-s-detmi-s-ovz.html

6. http://doshkolnik.ru/psihologiya/2104.html

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации