Лабораторная работа по физике в 8 классе «Исследование температуры остывания воды с течением времени»
Лабораторная работа. 8 класс
«Исследование температуры
остывания воды с течением времени»
Цель работы: исследовать изменение со временем температуры остывающей воды.
Задачи: ознакомиться с устройством термометра, правилами измерения температуры; построить график зависимости изменения температуры остывающей воды от времени.
Приборы и материалы: калориметр, термометр, горячая вода, часы (секундомер).
Правила техники безопасности.
1. При выполнении лабораторных работ нельзя пользоваться разбитой стеклянной посудой или посудой с трещинами.
2. Стеклянные колбы при нагревании нужно ставить на теплоизолирующие подставки под горячее. Воду можно нагревать до 60-70 0С.
3. Осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Для этого нужно использовать щетку с совком.
4. Не оставляйте без присмотра нагревательные приборы.
Правила работы с термометром: 1. Термометр привести в соприкосновение с телом, температуру которого следует измерить. С термометром обращаться бережно. Не встряхивать!
2. Выждать, пока показания термометра перестанут изменяться, то есть температура термометра сравняется с температурой исследуемого тела.
3. Произвести отсчет по шкале термометра. Все это время контакт термометра с телом следует сохранять.
4. Убрать термометр в футляр. Так как измерялась температура жидкости, то термометр нужно предварительно вытереть.
С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять
Подпись учащегося
Примечание:
При работе с термометром следует выполнять следующие правила:
для уменьшения погрешности измерений необходимо снимать показания,располагая термометр на уровне глаз;
помещать термометр непосредственно в вещество, температура которого измеряется;
снимать показания термометра после того, как установится температура.
Ход работы:
Задание 1.
Ответьте письменно на вопросы:
a) Определите цену деления термометра, лежащего у вас на столе._____________________________________________________________
b) Укажите пределы измерения прибора:
- Какую максимальную температуру можно измерить этим термометром?________________________
- Какую минимальную температуру можно измерить этим термометром?________________________
c) Определите погрешность термометра._______________________________
Задание 2.
1. Налейте в калориметр горячую воду.
2. Измерьте температуру горячей воды.
3. Через каждую минуту, не вынимая термометр из воды, снимайте его показания.
4.Результаты измерений запишите в таблицу:
Время, , мин | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Температура t, 0С | | | | | | | | | |
5. По данным таблицы постройте график зависимости температуры воды от времени её охлаждения.
Выводы:
Сравните изменения температуры воды, произошедшие за одну из первых и одну из последних минут процесса остывания. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сделайте вывод о том, равномерно ли остывает вода в области более высоких и более низких температур.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В области каких температур вода остывает быстрее?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данное исследование можно рекомендовать восьмиклассникам и как фронтальный эксперимент, и в качестве самостоятельной домашней практической работы.
Учащийся получает «маршрутный лист», который ему необходимо заполнить и сдать отчет о проделанной работе учителю.
Методическая цель: Реализация системно-деятельностного подхода в обучении, заложенных ФГОС.
То есть организация исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы новые знания не давались в готовом виде, а обучающиеся их «открывали» сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи Учителя:
1. Формирование у обучающихся умения выполнять физический эксперимент как элемент проектно-исследовательской деятельности:
- понимание роль эксперимента в получении научной информации;
- научить соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
- проводить прямые измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
2. Формирование у обучающихся критического мышления, выработке аналитического подхода к результатом своей учебной деятельности и развитию умения давать собственную оценку проделанной экспериментальной работе.
Самооценка:
Самооценка предшествует учительской оценке. Ученик на шкале самоконтроля ставит «крестик», соответствующий уровню усвоения по каждому из трех критериев:
М - Мотивационно-ориентированный аспект
(Насколько было интересно?)
С - Содержательный аспект
(Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем?)
О - Организационный аспект
(Насколько, на твой взгляд, был понятен ход выполнения работы? Насколько оптимальна была твоя скорость выполнения заданий? Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей?)