Мастер-класс по химии «Экологические аспекты на уроках химии» (9 класс)
Наш век характеризуется значительным усилением экологических проблем, что вызывает необходимость формирования экологического мышления у школьников.
Сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде — экологическим.
Цели и задачи экологического обучения и воспитание могут быть представлены одним общим понятием – формирование экологической культуры.
Как известно, химия – это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать практически на каждом уроке, а также во внеурочной деятельности. При изучении любой темы можно и нужно поднимать вопросы экологии.
В процессе обучения химии в VIII—XI классах важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды от химического загрязнения
Особое внимание я обращаю на вопросы поддержания права каждого человека жить в такой природной и социальной среде, которая обеспечивала бы поддержку его достоинства, здоровья и духовного благополучия; вызывающие серьезную обеспокоенность за состояние окружающей среды: глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов.
Экологический подход реализую и через задачи с экологическим содержанием, практические работы, а также провожу ролевые и интегрированные уроки
При составлении тематического планирования учитываю экологические аспекты. Приведу несколько примеров экологизации курса химии.
В 8классе изучая тему «Периодический закон и периодическая система» учащиеся знакомятся с биогенными элементами, устанавливают связь между положением элемента в периодической системе и биологической ролью в организме. Они устанавливают, что химический состав организмов зависит от химического состава окружающей их среды.
В 9 кассе в теме Электролитическая диссоциация веществ
мы рассматриваем применение электролитов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту, механизм закисления почв, воды, знакомимся с ионами, проявляющими токсичность.
В теме Подгруппа кислорода
Рассматриваем озон, как сильнейший окислитель и токсикант, серу как элемент, входящий в состав веществ — загрязнителей природной среды, последствия образования сернокислотных дождей (влияние на водоемы, хвойные породы деревьев).
В теме Подгруппа азота
Выделяем положительное и отрицательное воздействие аммиака и его соединений на живые организмы. Рассматриваем производство аммиака как пример экологически чистой технологии.
В теме Подгруппа углерода
Изучаем адсорбцию как один из методов улавливания отравляющих веществ.Влияние углекислого газа на жизнедеятельность организмов; снижение фотосинтеза у растений и ухудшение дыхания у животных, человека. Отравляющее действие угарного газа. Парниковый эффект: причины возникновения, возможные последствия и пути их предотвращения. Соединения кремния как загрязнители среды обитания живых организмов.
В теме Общие свойства металлов
Знакомимся с двойственной ролью ионов металлов в природе в зависимости от их концентрации. Урок по коррозии проводим в виде путешествия в царство «Рыжего дьявола»)
В условиях экологизации химического образования возрастает роль расчетных и творческих задач с экологическим содержанием. Использование на уроках химии таких задач направлено на изучение богатств родного края, способствует пониманию сущности экологических проблем, способствует гуманитарному воспитанию.
Слайд 5 Задача 1. При сгорании в карбюраторе автомобиля 1кг горючего в воздух выбрасывается до 800 г оксида углерода (II). Вычислите массу и объем (н. у.) оксида углерода (II), образующегося при сгорании 100 кг горючего.
Решение этой задачи показывает, что при сгорании 100 кг горючего может образоваться оксид углерода (II) массой 80 кг, который займет при н. у. объем равный 63 м3.
При решении подобных задач учащиеся узнают о веществах, загрязняющих атмосферу: выхлопных газах автотранспорта, продуктах сгорания органического топлива, выбросах промышленных предприятий.
Задача 2. Установлено, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может обезвредить без ущерба для него свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора. Рассчитайте, какое количество указанных газов может обезвредить одно такое дерево.
Решая эту задачу, учащиеся узнают о роли растений в обезвреживании ядовитых газов. Подобные факты еще раз убеждают их в необходимости сохранения каждого дерева и мобилизуют на активное участие в озеленении своего села.
Задачи для участников: Один из защиты биосферы от загрязнений – очистка сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективны, но имеют высокую стоимость. Будучи директором крупного завода и имея в своем распоряжении значительные денежные средства, как вы поступите: 1.положите их в банк для уплаты штрафов за загрязнение природной среды. 2.вложите в строительство очистных сооружений. 3.Часть вложите в расширение производства, часть используете для повышения заработной платы рабочим.
Вычислите объем чистой воды, которая бесцельно расходуется при плохо закрытом кране за час и за сутки, если стакан (250 мл.) наполняется за минуту.(15л за час, 360л за сутки)
Выживут ли караси в озере объемом 500000м3, в воду которого попало 100 м3 сточных вод сернокислого завода, содержащих 1600 кг оксида серы(6)Токсическая концентрация серной кислоты для карасей равна 138 мг\л (да выживут. Концентрация равна 3,92мг\л)
При обобщении знаний учащихся по органической химии в 10-м классе провожу уроки - конференциии: «Природные источники углеводородов»,
« Синтетические моющие средства».
Учащиеся самостоятельно, с использованием дополнительной литературы, интернет-ресурсов, готовят мини-проекты по этим темам и выступают перед одноклассниками. Для наглядности, лучшего восприятия и усвоения материала учащиеся создают презентации. Одной из главных задач экологического образования школьников является приобщение их к исследовательской работе, развитие творческих способностей. При этом важна заинтересованность ребят процессом научного познания. Научить их формулировать вопросы и находить на них ответы, объяснять результаты поиска, делать выводы, а полученные экологические знания и умения закреплять на практике – вот цель учителя. Учебно-исследовательское направление в работе решается через исследовательские и творческие проекты учащихся. Опыт вовлечения учащихся в научно-исследовательскую работу начинается с использования одного из наиболее доступных методов мониторинга окружающей среды – биотестирования и простейшего химического анализа воды. Данные, полученные школьниками в ходе исследований, используются на уроках химии при изучении отдельных тем, а также для пропаганды экологических знаний среди населения на родительских собраниях. Демонстрация исследовательской работы «Исследование экологического состояния реки Ик». Слайд 7 Химия даёт возможность для проведения внеклассных мероприятий. Проводим День Земли: выставка рисунков «Земля наш дом родной», игра для учащихся , экологический лабиринт, выпущена информационная газета, выставка рефератов учащихся, виртуальные экскурсии на предприятие. Кроме того ежегодно проводится конкурс поделок из бросового материала.
Слайд 8 Я проведу с вами имитационную игру «Паутина знаний»
На доске нарисована мелом паутина. На паутине расположены карточки с номерами. Край ний виток паутины оценивает знания на «три»балла, средний на «четыре», а внутренний – на «пять» баллов. Игроки называют номера, ведущий снимает с доски номерок и обнаруживает под ним, что там скрывается.
Вопросы:
1.Практически неисчерпаемым источником экологически чистого топлива водорода является это вещество?
2.Какой химический элемент входит в состав гемоглобина, являющийся белком переносимым кислород?
3.В городском воздухе этот ядовитый газ. образуется при неполном сгорании веществ, содержится в большей концентрации, чем любой другой загрязнитель?
4.Известный климатолог еще в 1962 году М.И.Будыко одним из первых опубликовал сообщение о том. что сжигание человечеством огромного количества топлива приведет к возрастанию этого газа?
5.Эти соли, если они попадут в организм в повышенных количествах, ослабевляют иммунитет, вызывают заболевания кожи, повышаю частоту инфекционных заболеваний.
6.Эти кислоты могут выпасть на поверхность Земли вместе с дождем?
7.Чем образован озоновый экран? Какую защитную функцию в себе несет?
8.Очень часто отравление этим металлом происходит из-за неправильного использования термометров, барометров, диффузно-вакуумных насосов
9.Явление, когда в атмосфере содержится большая концентрация углекислого газа называется?
10.Оксиды каких химических элементов, повышают кислотность атмосферных осадков?
11. Особенно опасным источником загрязнения грунтовых вод являются именно эти свалки
Мы- химики! Иной судьбы не надо.
Чудес и тайн для нас на свете нет.
Слушателям экологической конференции
Мы шлем наш экзотермический привет.
У химии большие перспективы,
Она во всем на помощь к нам идет,
Чтоб жил народ и лучше и красивей,
чтобы шагал уверенно вперед.
Роль химии заметней год от года,
решить задач ей много предстоит.
Растет число химических заводов,
И химия упорно входит в быт.
Ясно, наконец, что защитить природу без химии нельзя. Уберечь природу от огромного количества химических соединений, поступающих от самых разных предприятий, может и должна химия. Химические процессы и материалы, известные промышленности, и ещё не вышедшие за рамки научного эксперимента, способны сохранить в чистоте наш общий дом – планету Земля. Нет почётнее и гуманнее этой задачи. Именно химики в первую очередь способны решить, как защититься от загрязнений, сделав их безвредными; как всё то, что остаётся после осуществления какого-то технологического процесса и не находит применения, а ложится тяжёлым грузом на плечи природы, превратить не просто в безопасный, но и в полезный продукт.
Чуева Людмила Владимировна
Дударева Надежда Викторовна