12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Редреева Вера Павловна203 Учитель химии и биологии высшей категории, "Отличник образования" преподаю в 5-11 классах, занимаюсь исследовательской деятельностью. Россия, Башкирская респ., с.Емаши Материал размещён в группе «Учителя химии» |
Мастер - класс «Экологические аспекты на уроках химии»
Наш век характеризуется значительным усилением экологических проблем, что вызывает необходимость формирования экологического мышления у школьников.
Сегодня общеобразовательная
Цели и задачи экологического обучения и воспитание могут быть представлены одним общим понятием – формирование экологической культуры.
Как известно, химия – это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать практически на каждом уроке, а также
В процессе обучения химии в VIII—XI классах важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды от химического загрязнения
Особое
Экологический подход реализую и через задачи с экологическим содержанием, практические работы, а также провожу ролевые и интегрированные уроки
При составлении тематического планирования учитываю экологические аспекты. Приведу несколько примеров экологизации курса химии.
В 8классе изучая тему «Периодический закон и периодическая система» учащиеся знакомятся с биогенными элементами, устанавливают связь между положением элемента в периодической системе и биологической ролью в организме. Они устанавливают, что химический состав организмов зависит от химического состава окружающей их среды.
В 9 кассе в теме
мы рассматриваем применение электролитов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту,
В теме Подгруппа кислорода
Рассматриваем
В теме Подгруппа азота
Выделяем положительное и отрицательное воздействие аммиака и его соединений на живые организмы. Рассматриваем производство аммиака как пример экологически чистой технологии.
В теме
Изучаем адсорбцию как один из методов улавливания отравляющих веществ.Влияние углекислого
В теме Общие свойства металлов
Знакомимся с двойственной ролью ионов металлов в природе в зависимости от их концентрации. Урок по коррозии проводим в виде путешествия в
В условиях экологизации химического образования возрастает роль расчетных и творческих задач с экологическим содержанием. Использование на уроках химии таких задач направлено на изучение богатств родного края, способствует пониманию сущности экологических проблем, способствует гуманитарному воспитанию.
Слайд 5 Задача 1. При сгорании в карбюраторе автомобиля 1кг горючего в
Решение этой задачи показывает, что при сгорании 100 кг горючего может
При решении подобных задач учащиеся узнают о веществах, загрязняющих атмосферу: выхлопных газах автотранспорта, продуктах сгорания органического топлива, выбросах промышленных предприятий.
Решая эту задачу, учащиеся узнают о роли растений в обезвреживании ядовитых газов. Подобные факты еще раз убеждают их в необходимости сохранения каждого дерева и мобилизуют на активное участие в озеленении своего села.
Задачи для участников: Один из защиты биосферы от загрязнений – очистка сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективны, но имеют высокую стоимость. Будучи директором крупного завода и имея в своем распоряжении значительные денежные средства, как вы поступите: 1.положите их в банк для уплаты штрафов за загрязнение природной среды. 2.вложите в строительство очистных сооружений. 3.Часть вложите в расширение производства, часть используете для повышения заработной платы рабочим.
Вычислите объем чистой воды, которая бесцельно расходуется при плохо закрытом кране за час и за сутки, если стакан (250 мл.) наполняется за минуту.(15л за час, 360л за сутки)
Выживут ли караси в озере объемом 500000м3, в воду которого попало 100 м3 сточных вод сернокислого завода, содержащих 1600 кг оксида серы(6)Токсическая концентрация серной кислоты для карасей равна 138 мг\л (да выживут. Концентрация равна 3,92мг\л)
При обобщении знаний учащихся по органической химии в 10-м классе провожу уроки - конференции
« Синтетические
Учащиеся самостоятельно, с использованием дополнительной литературы, интернет-ресурсов, готовят мини-проекты по этим темам и выступают перед одноклассниками. Для наглядности, лучшего восприятия и усвоения материала учащиеся создают презентации. Одной из главных задач экологического образования школьников является приобщение их к исследовательской работе, развитие творческих способностей. При этом важна заинтересованность ребят процессом научного познания. Научить их формулировать вопросы и находить на них ответы, объяснять результаты поиска, делать выводы, а полученные экологические знания и умения закреплять на практике – вот цель учителя. Учебно-исследовательское направление в работе решается через исследовательские и творческие проекты учащихся. Опыт вовлечения учащихся в научно-исследовательскую работу начинается с использования одного из наиболее доступных методов мониторинга окружающей среды – биотестирования и простейшего химического анализа воды. Данные, полученные школьниками в ходе исследований, используются на уроках химии при изучении отдельных тем, а также для пропаганды экологических знаний среди населения на родительских собраниях. Демонстрация исследовательской работы «Исследование экологического состояния реки Ик». Слайд 7
Слайд 8 Я проведу с вами имитационную игру «Паутина знаний»
На доске нарисована мелом паутина. На паутине расположены карточки с номерами. Край ний виток паутины оценивает знания на «три»балла, средний на «четыре», а внутренний – на «пять» баллов. Игроки называют номера, ведущий снимает с доски номерок и обнаруживает под ним, что там скрывается.
Вопросы:
1.Практически неисчерпаемым источником экологически чистого топлива водорода является это вещество?
2.Какой химический элемент входит в состав гемоглобина, являющийся белком переносимым кислород?
3.В городском воздухе этот ядовитый газ. образуется при неполном сгорании веществ, содержится в большей концентрации, чем любой другой загрязнитель?
4.Известный климатолог еще в 1962 году М.И.Будыко одним из первых опубликовал сообщение о том. что сжигание человечеством огромного количества топлива приведет к возрастанию этого газа?
5.Эти соли, если они попадут в организм в повышенных количествах, ослабевляют иммунитет, вызывают заболевания кожи, повышаю частоту инфекционных заболеваний.
6.Эти кислоты могут выпасть на поверхность Земли вместе с дождем?
7.Чем образован озоновый экран? Какую защитную функцию в себе несет?
8.Очень часто отравление этим металлом происходит из-за неправильного использования термометров, барометров, диффузно-вакуумных насосов
9.Явление, когда в атмосфере содержится большая концентрация углекислого газа называется?
10.Оксиды каких химических элементов, повышают кислотность атмосферных осадков?
11. Особенно опасным источником загрязнения грунтовых вод являются именно эти свалки
Мы- химики! Иной судьбы не надо.
Чудес и тайн для нас на свете нет.
Слушателям экологической конференции
Мы шлем наш экзотермический привет.
У химии большие перспективы,
Она во всем на помощь к нам идет,
Чтоб жил народ и лучше и красивей,
чтобы шагал уверенно вперед.
Роль химии заметней год от года,
решить задач ей много предстоит.
Растет число химических заводов,
И химия упорно входит в быт.
Ясно, наконец, что защитить природу без химии нельзя. Уберечь природу от огромного количества химических соединений, поступающих от самых разных предприятий, может и должна химия. Химические процессы и материалы, известные промышленности, и ещё не вышедшие за рамки научного эксперимента, способны сохранить в чистоте наш общий дом – планету Земля. Нет почётнее и гуманнее этой задачи. Именно химики в первую очередь способны решить, как защититься от загрязнений, сделав их безвредными; как всё то, что остаётся после осуществления какого-то технологического процесса и не находит применения, а ложится тяжёлым грузом на плечи природы, превратить не просто в безопасный, но и в полезный продукт.