Мастер-класс « Научи себя учиться: мониторинг формирования метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»
Мастер – класс
« Научи себя учиться: мониторинг формирования метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка
и литературного чтения в начальной школе»
Цель мастер-класса: презентация и обсуждение приёмов работы на уроке, способствующих формированию метапредметных универсальных учебных действий.
на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки для работы в группах.
Продолжительность проведения: 20 минут
Целевая аудитория: учителя школ города, района и республики.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках русского языка и литературного чтения, а также при составлении мониторинга сформированности УУД у младших школьников.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер-класса.
1. Стадия вызова.
-Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады вас приветствовать на своем мастер – классе. Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? (нет) Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Я - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, уважаемые коллеги) невозможно сделать хлопок и получить желаемый результат во время мастер-класса.
-Поднимите руки те, кто пришел сегодня с хорошим настроением? (во время ответов на вопросы делю аудиторию на 2 группы по 4 человека)
- Кто знает 2 языка?
-Кто работает в 1 классе?
-Кто знает как расшифровывается слово УУД?
Мы с вами часто слышим про универсальные учебные действия. Давайте попробуем разобраться, что же это такое. Как вы понимаете слово УНИВЕРСАЛЬНЫЙ, какие ассоциации возникают с этим словом?
-Правильно. Универсальный в переводе с латинского, означает - всеобщий, разносторонний, для всего пригодный. Эти характеристики относятся и к универсальным учебным действиям. УУД – это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации (вот почему они получили название универсальных).
-Давайте вспомним, какие Универсальные Учебные Действия выделяют?
Взгляните на наш слайд, это познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные УУД.
Познавательные УУД связаны с решением проблемы;
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность;
Регулятивные обеспечивают организацию собственной деятельности;
Личностные определяют мотивационную ориентацию.
Мы должны формировать все эти УУД и проводить мониторинг, это обязательное требование новых стандартов. И мы зачастую пугаемся этих слов, не знаем, как это делать.
Тема сегодняшнего мастер – класса: «Научи себя учиться: мониторинг формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»
2. Стадия осмысления.
- Разработчики программ говорят, что формирование УУД – процесс совсем не сложный, а естественный и гармоничный. Формирование УУД происходит в повседневной жизни, в любых ситуациях, даже самых простых. Далее демонстрирую на слайде алгоритм формирования УУД.
- Уважаемые коллеги, формирование каких УУД вы заметили на нашем уроке?
- Какое из них было ключевым на уроке?
Далее предлагаю задания для диагностики и формирования регулятивных и познавательных УУД, а также для формирования коммуникативных и личностных (на слайдах).
Все виды заданий для формирования и диагностики УУД присутствуют в учебниках. В нашем методическом комплекте это «Русский язык» авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и «Литературное чтение» авторы В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.
- Сейчас вашему вниманию мы хотим предложить задания, взятые из учебника. Но перед этим мы поиграем в игру «Смена мест» (происходит смена членов команд)
Работа в группах.
Раздаются карточки с заданиями, по которым участники команд разрабатывают вопросы для мониторинга метапредметных УУД.
Выступление групп.
-На основе формирования данных УУД можно составить мониторинг. Он проводится 3 раза в течении учебного года. Первая работа в начале учебного года (через 2 недели после начала учебы), середина учебного года и конец (апрель-май). Мониторинг проводится со вторника по четверг на 2-4 уроках. Все это оценивается в баллах, результаты отображаются в таблице.
Вашему вниманию мы хотим представить результаты мониторинга наших учащихся, которые мы отображаем в данных таблицах (на слайде).
Сформированность УУД – значит (слайд):
- научить выполнять учебные задания, построеннные на способе действия, мышления, коммуникации
- передать сам способ выполнения действия
- научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его.
3. Рефлексия
Рецепт успешной работы в школе.
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кто встретится на своем пути.
- Приготовьте свои ладошки, уважаемые коллеги. Продемонстрируйте результат действия двух ладоней. Похлопайте в ладоши себе и окружающим. Спасибо за внимание.