Министерство образования республики Башкортостан
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Дуванский многопрофильный колледж
С. Большеустьикинское
Методическая разработка мастер класса
на тему: «Молекулярная кухня»
Автор: Сафиуллина В.В.-
мастер производственного обучения
Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер
Большеустьикинское 2018 г.
«Еда — это совсем не то, что вы думали.
Еда — это то, о чем вы могли бы подумать,
если бы отпустили на волю свою фантазию».
Аннотация
На современном этапе развития образования, актуальным становится внедрение инновационных форм, для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся. Одной из эффективных форм формирования профессиональных компетенций, является такая современная форма, как мастер-класс.
Мастер-класс - это открытая педагогическая форма, позволяющая демонстрировать новые возможности развития профессионализма и творческих способностей, как мастера производственного обучения, так и участников мастер-класса.
Указанная педагогическая форма является эффективным приемом передачи профессионального опыта мастера производственного обучения, так как центральным звеном является демонстрация освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер - класс способствует повышению качества образования в интересах развития личности и её творческих способностей, росту значимости профессионального образования.
Цель: повышение интереса к профессией повара, кондитера, развитие творческих качеств и вовлечение в творческую деятельность.
Задачи:
образовательные:
-расширить кругозор о кулинарии;
-формировать профессиональные умения;
- повысить профессиональное мастерство;
развивающие:
-развивать интерес к самостоятельной профессиональной деятельности;
-развивать творческую деятельность;
-развивать эстетический и художественный вкус;
воспитательные:
-воспитывать потребность в овладении специальными знаниями;
- воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге;
- формировать способность к позитивному сотрудничеству.
- воспитание уважения к людям труда, занятым в сфере обслуживания и общественного питания;
Тип мероприятия: мастер-класс
Форма: практикум
Технологии: адаптивное обучение; развивающее обучение, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Методы и приемы: Репродуктивные; инструктивно-практические, наглядные
Материально – технические ресурсы и методическое обеспечение:
- мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер- класса; доска ученическая;
- плита, стол производственный, весы электронные, морозильная камера;
- кастрюли 1 л - 2шт, лопатка деревянная, сито, стакан мерный, стакан стеклянный высокий, миска 1,5л, ложки столовые и чайные, шприцы 20мл;
- продукты: перепелиные яйца, агар-агар, соевый соус, масло растительное, апельсиновый сок, апельсиновый сироп.
Основные этапы мастер-класса:
1.Индуктор. ( 2 мин)
2.Постановка проблемы. (1 мин)
3.Практическая часть. (30 мин)
4.Рефлексия. (5 мин)
5.Заключительное слово.(2 мин)
Итого: 40 мин
Ход мастер - класса
1.Индуктор
Добрый день участники мастер-класса.
Представьте в голове: Эйнштейн, молекула, кухня. Какие ассоциации у вас возникают? Совершенно верно, что такое необыкновенное, фантастическое.
И так тема нашего мастер-класса «Молекулярная кухня» - это самое модное и экзотическое направление в кулинарии! Мороженое со вкусом горчицы или яичницы, икра со вкусом апельсина, макароны в виде чая, рыба со вкусом шоколада, зеленый горошек в виде пены... Что это - научная фантастика? Нет, это реальность.
Главная цель мастер- класса – изучить влияние температурного режима на вкусовые и внешние качества продуктов, их изменение с тем, чтобы у них оставались максимально естественные вкус и текстура. Это не тривиальное использование инновационных технологий на кухне, а скорее обобщение всевозможных кулинарных феноменов, которые происходили на протяжении веков в кулинарии.
2.Постановка проблемы.
Цель креативных творцов молекулярной кухни — удивить потребителя, заставить его чувства работать интенсивнее, подарить удовольствие больше обычного. Повар-молекулярщик и не скрывает, что намерен вас впечатлить: «Еда — это совсем не то, что вы думали. Еда — это то, о чем вы могли бы подумать, если бы отпустили на волю свою фантазию».
Давайте отпустим ее.
3.Практическая демонстрация.
В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и
приготовить вместе с вами несколько блюд молекулярной кухни.
Но прежде, чем мы начнем творить необходимо познакомиться с
основными условиями техники безопасности и санитарными правилами приработе в лаборатории. ( Приложение 1)
Инструктаж - как свод законов: Руководствуйся и
знай, и в работе неуклонно Пункт за пунктом выполняй!
Попрошу всех быть внимательными, взаимно вежливыми и бережно
относится к продуктам, оборудованию и инвентарю.
Вот мы и познакомились с основными моментами, а теперь давайте
начнем!
Как же приготовить апельсиновые спагетти и черную икру, которые
будут не только вкусными, но и украсят праздничный стол, непременно
удивив гостей? В принципе все просто!
Начнем с приготовления икры из соевого соуса.
Технологическая карта№1
« Икра» черная
№ |
Наименование сырья |
Вес брутто |
Вес нетто |
1 |
Соевый соус |
50 |
50 |
2 |
Вода |
50 |
50 |
3 |
Агар,агар |
10 |
10 |
4 |
Масло подсолнечное |
100 |
100 |
Выход |
100 |
||
Кто-нибудь из вас знает, что такое агар-агар? (желирующее вещество добывается из экстракта красных и бурых водорослей)
Технология приготовления:
Заранее охлаждаем миску с растительным маслом.
Как вы думаете, почему мы используем растительное масло, а не воду? Смешиваем в кастрюле все ингредиенты. Доводим смесь до кипения, кипятим на среднем огне в течение 1 минуты. Смесь слегка густеет. Убираем с плиты и несколько минут остужаем.
Набираем смесь в шприц без иглы. Держим шприц горизонтально над емкостью с охлажденным маслом
Почему растительное масло должно быть холодным?
и выдавливаем по капле смесь в масло. Капли не должны попадать одна на другую. На дне емкости икринки будут образовывать идеальные сферы. Процеживаем икринки. Наша икра готова!
Немного истории
Все «завертелось» в конце 70-х годов прошлого века благодаря усилиям венгерского физика Николаса Курти и французского химика Эрве Тиса. Эрве Тиса занимали такие вопросы, как определение идеальной температуры варки яиц или влияние электромагнитного поля на процесс копчения рыбы. Вместе с коллегой по цеху - Николасом Куртом - он ввел термин «молекулярная гастрономия».
Приготовление волшебных спагетти.
Технологическая карта №2
Апельсиновые спагетти
№ |
Наименование сырья |
Вес брутто |
Вес нетто |
1 |
Апельсиновый сок |
100 |
100 |
2 |
Апельсиновый сироп |
50 |
50 |
3 |
Агар,агар |
20 |
20 |
Выход |
150 |
||
Технология приготовления:
Оформляем наше блюдо.
Смешиваем все ингредиенты и нагреваем, доводим до кипения и кипятим 2 минуты. Получившуюся жидкость набираем в шприц. С его помощью заполняем жидкостью гибкую силиконовую трубочку необходимой длины. Мы используем обычные аптечные трубочки для капельниц.Наполненную трубочку на 3 минуты опускаем в холодную воду. Затем соединяем шприц и трубочку и при помощи поступающего из шприца воздуха выдавливаем спагетти.
Оформление блюдо. Вы можете оформить его по - своему. Включите фантазию. Отварные перепелиные яйца очищаем, разрезаем вдоль пополам и удаляем желток. Фаршируем яйца икрой и украшаем апельсиновыми спагетти
Приятного аппетита
3.Рефлексия.
Сегодня мы прожили вместе мастер-класс. Хотелось бы услышать Ваши впечатления и ощущения.
4.Заключительное слово мастера
Поблагодарим друг друга!
Закончу наш мастер класс стихами Роберта Рождественского Земля еще и потому щедра,
Что в мире существуют повара! .
Благословенны их простые судьбы,
А руки, будто помыслы чисты.
Профессия у них добра по сути:
Злой человек не встанет у плиты.
Творите, дерзайте, совершенствуйтесь и спасибо!
5.Литература
1.Н.Г.Бутейкис «Технология приготовления мучных кондитерских изделий, Москва. 2005г.
2. kakchto.com›
3. decor-cake.ru›…ukrasheniyu-tortov/
4. tortik.guru›publ/
Приложение 1
Техника безопасности
1 Пол держи всегда сухим и не встретишься ты с ним
Рабочее место держи в чистоте и будет за это награда тебе
Не трогай горячее - будет ожог - используй прихватки и будешь здоров
Если ты включил плиту, будь все время на чеку, а кода закончил ты, отключи и убери.
Нож вам - это не игрушка, с осторожностью бери, если просят «передай», то не тыкай, просто дай
Цех - не место для бравады, Помни всюду и всегда:
Уделять вниманье надо Безопасности труда!
Лишь нарушитель и невежда - Пренебрегают спецодеждой.
Инструктаж - как свод законов: Руководствуйся и знай,