Мастер-класс для родителей «Речевые игры на кухне»
Ход мастер-класса.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
I. Приветственное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители! Часто слышу от вас вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи.
Сегодня мы будем учиться играть с детьми в речевые игры на кухне. А игра по словам Василия Александровича Сухомлинского это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Разберемся, может быть, есть способ общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?
Что может получиться в результате?
- Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.
- Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным.
- Станем ближе и интереснее ребенку.
Правда, полезные советы? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.
Хочу пояснить, что под речевыми играми имеются в виду самые разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие развитию речевых навыков.
Все игры можно разделить на группы: игры на развитие мелкой и артикуляционной моторики, игры на развитие речевого дыхания, звукового восприятия, игры на обогащение словарного запаса, игры на развитие грамматического строя речи и развития связной речи.
II. Практическая деятельность
Развитие артикуляционной моторики.
Сегодня поиграем в некоторые, на мой взгляд, интересные и полезные игры. И вы убедитесь, что различных «дидактических» материалов на кухне – более чем достаточно.
Игры на обогащение словаря ребенка.
Сейчас поиграем в игры на обогащение словаря ребенка.
Игра « Достаем слова»
Внимание на экран, вы сварили борщ, ребенок видел, что вы в него кладёте.
- Какие слова можно достать из борща?
Называйте, пожалуйста? (Картошка, укроп, свекла и мясо)
Можно, доставать слова из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще. Кто больше знает названий посуды, мебели, бытовой техники, продуктов и т.д.
Игры на развитие грамматического строя
Поиграем в игры на развитие грамматического строя.
Игра «Учим предлоги» после похода в магазин раскладываем продукты сообща.
- Конфеты положи в конфетницу.
- Салфетки сложи в салфетницу.
- Коробку с соком поставь около микроволновой печи.
-Фрукты положи на нижнюю полку в холодильник.
Так, ребёнок выполняет поручения, а вы спрашиваете,что и куда он положил.
Игры, развивающие умения делить слова на слоги
Теперь поиграем в игры, которые закрепляют умения детей делить слова на слоги.
Игра « Подбери слова»
Вот одна фасолинка.
- Назовите продукты или любые слова, в которых один слог, два, три слога.
-Возьми столько макарон (горошин, фасоли и т.п.) сколько в этом слове слогов.
-Раскатай из теста два, три шарика, подбери слова с таким количеством слогов.
Развитие фонематического слуха. Подготовка к звуковому анализу слов.
Далее остановимся на играх, способствующих развитию фонематического слуха.
Игра «Покупки»
Вы, показываете ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых есть звук «С». Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
Перец или соль?
Сок или хлеб?
Колбаса или бананы?
Свекла или баклажаны?
Игра «Необычное меню»
- Попробуем составить необычное меню. Название продуктов или приготовленных блюд должно начинаться с названия дня недели.
- С какого звука будут начинаться названия блюд или продуктов в понедельник?
- Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки!
- Пожалуйста, предлагайте, что приготовите в понедельник?
- Плов, плюшки, паштет, пончики.
- Что приготовите во вторник?
- Ватрушки, вареники, варенье.
- А в среду?
- Суп, салат, сырники, сыр.
- А в четверг?
- Чай, чернослив.
- В пятницу?
- Пирог, печенье, печень, пельмени.
Ш. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
Обмен мнениями.
Я уверена, вы уловили смысл речевых игр на кухне и в любом другом месте. Играйте вместе, наслаждайтесь совместными делами, ведь время так быстро бежит.
В заключение, я предлагаю пододвинуть к себе подносы с манной крупой,
подумать и нарисовать впечатления о сегодняшней нашей встрече. Это примеры игр на развитие мелкой моторики рук.
Пожалуйста, выскажите свои впечатления и назовите игру, которая вам больше всего понравилась.
(Родители рисуют на манке, звучит спокойная музыка.)
Этот прием, рисование на манке, вы тоже можете использовать на кухне дома
Спасибо за внимание. Я готова выслушать ваши вопросы и предложения.