Мастер - класс «Формирование орфографической зоркости. Работа над ошибками как прием формирования орфографической зоркости»
Мастер - класс «Формирование орфографической зоркости. Работа над ошибками как прием формирования орфографической зоркости»
Мария Васильевна Мясникова, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30» города Чебоксары
Цель: познакомить учителей начальных классов с приёмом работы над ошибками на уроках русского языка как средством развития орфографического навыка обучающихся начальных классов
Задачи:
- создать условия для разработки приёма работы над ошибками как средства развития орфографического навыка;
- развивать умение ориентироваться в орфограммах, которые изучаются в начальной школе, в педагогической терминологии;
-способствовать поднятию интереса к данной теме, взаимопонимания, умения работать в парах, адекватно оценивать результат своей работы;
- создание комфортной и доверительной атмосферы.
Планируемые результаты мастер-класса:
Метапредметные:
Регулятивные:
участвовать в постановке проблемы мастер-класса;
принимать и сохранять учебную задачу;
уметь осуществлять действие по заданному алгоритму;
умение контролировать свою деятельность.
Познавательные:
умение распределять орфограммы по группам и видам;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
уметь пользоваться педагогической терминологией;
участвовать в диалоге, приходить к общему решению;
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные:
осознавать необходимость работы по данной теме;
проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
дипломатично выражать своё мнение.
Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка); образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), информационные технологии.
Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, ноутбук, карточки, раздаточный материал.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада нашей встрече.
Меня зовут Мясникова М.В. Я работаю учителем начальных классов в школе №30.
Сегодня мы с вами вместе проведем мастер класс на тему «Формирование орфографической зоркости. Работа над ошибками как прием формирования орфографической зоркости»
Сначала душу пробуди, пусть жажда к знанию в ней проснется,
Затем питомцев поведи к кристально чистому колодцу.
Живую воду из глубин ты научи черпать рукою,
Чтобы свой народ и жизнь любить, расти и дорожить страною.
Конечно же, я не знакома с автором этих строк. Но это стихотворение удивительно точно выражает то, что чувствую я, которой доверено большое и важное дело - обучать и воспитывать детей, и для которой работа в школе стала делом ее жизни…
Профессия учителя – одна из самых важных, трудных, интересных и творческих. И это именно то, что приносит мне радость и чувство полноты жизни. Я ощущаю себя на своём месте, я даже не представляю себя в какой-то другой роли! Начальная школа – начало начал! Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. Они ждут от меня чего-то нового, интересного. Идя на уроки, я стараюсь найти много интересного, не боюсь экcпериментировать, постоянно нахожусь в поиске совершенствования методов преподавания.
В начальной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности.
Как и многих учителей начальных классов меня очень волнует проблема безграмотного письма обучающихся, неумение "видеть” орфограммы в словах. Неумение выделять орфограммы на письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.
Как же правильно организовать работу над ошибками на уроках русского языка?
Пожалуй, нет такого учителя начальных классов, который не задумался над этой проблемой. Казалось, что уже испробованы разные методики, все отработано, но ожидаемого результата нет. И тогда задаешься вопросом: почему опять допущена ошибка? Что не увидел ученик? И снова возвращаемся к работе над ошибками. Необходимо построить работу над ошибками на уроках русского языка так, чтобы обучающиеся смогли отработать орфограммы, изучаемые в начальной школе. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его понимание и применение, которое приводит к решению орфографической задачи. Однако решение это возможно при условии, если ученик видит объект применения правила — орфограмму. Только сумев обнаружить ее, ребенок сможет решить вопрос о конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Поэтому наиглавнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Психологи пришли к выводу, что 70% детей поинтересуются только отметкой за работу, 25% - интересуются, сколько же ошибок было допущено, и только 5% - хотят узнать, а какие же ошибки были допущены, и ни один ученик по своей воле не сделает работу над ошибками.
Почему же, невзирая на все усилия педагогов, грамотность детей желает быть лучшей?
Попробуйте вспомнить все виды орфограмм, которые изучаются в начальной школе.
Сколько у вас получилось?
Даже не пытайтесь вспомнить все. Их как минимум 20!
К тому же необходимо учитывать, что орфограммы бывают:
по возможности проверки: проверяемые, непроверяемые и
по месту нахождения: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. На ребёнка сваливается огромное количество информации о видах орфограмм, способах их применения, исключениях и т.д. Происходит противоречие между количеством информации и возможностью ребёнка эту информацию усвоить.
Поэтому возникает необходимость в создании новых приёмов работы над орфографической зоркостью. Я вам предлагаю познакомиться с одним из приёмов работы над ошибками, как средством развития орфографического навыка.
В своей практике я выделила четыре вида исправлений ошибок. Я вам предложу разработанную мною памятку для работы над ошибками.
1. Запиши это слово правильно 2 раза, подчеркни орфограмму.
2. Запиши это слово правильно, подбери к нему проверочное слово.
3. Запиши это слово правильно, подчеркни орфограмму, запиши ещё два слова на данное правило.
4. Запиши все предложение заново без ошибок.
Первый вид исправления не представляет для детей трудности, так как они только выписывают слово, в котором была допущена ошибка на ещё неизученное правило или же словарное слово, и стараются запомнить его правильное написание, например: до свидания. А также замена, пропуск букв в словах.
Давайте вместе проведем работу над ошибками. Перед вами листочки желтого цвета. Прочитайте текст.
В лису было тимно и глухо. Но вот он пасветлел и ожыл. Выпал первый снег. Рад снешку заец. Затрещяла сарока. Каждый звирёк оставлял свой слет на белом кавре. С деревев упали последние листя. Красив стал лес!
- Найдите ошибки под №1 (это у нас слова словарные, замена, пропуск букв), исправьте. Вот что у нас получилось.
Ко второму виду исправления относятся ошибки, допущенные в словах на безударные гласные, на парные глухие и звонкие согласные, на непроизносимые согласные в корне слова. Обучающиеся при выполнении работы над ошибками к данным словам подбирают проверочные слова: указка – указать, поздний – опоздать. (много – мало, слова ласкаем)
- В нашем тексте теперь находим ошибки под №2 (ошибки на безударные гласные, на парные глухие и звонкие согласные, на непроизносимые согласные в корне слова) и подберем к ним проверочные слова.
Третий вид ошибок обучающиеся исправляют опять с помощью доказательства. Работа проводится так: сначала ребята находят слово с ошибкой, правильно записывают его. Затем доказывают правильность написания анализируемой орфограммы и подбирают примеры. Например: пружина, гаражи, лужи; сдавал, списал; юбочка, трубочка. Этот вид ошибки, пожалуй, самый трудный для наших детей, ошибки могут или в приставке, или в корне, или в суффиксе, или в окончании. Сюда же относятся орфограммы с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, на правописание разделительных ь и ъ знаков.
- В нашем тексте теперь находим ошибки под №3. Сколько ошибок вы нашли?
К четвертому виду ошибок чаще всего относят стилистические ошибки в изложениях, сочинениях (творческих работах) или пунктуационные ошибки в предложениях (в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях). А также в начальной школе очень часто встречаются упражнения на построение предложений из слов. В данном случае тоже применяю данный вид работы.
Работу над ошибками мы начинаем конечно же с первого класса, но памятками не пользуемся. Мы просто записываем слова по два раза правильно, красивым почерком, если в слове допущена ошибка. Во втором классе после первого полугодия я уже включаю памятки. Если во втором и третьем классах числа над словами, где допущена ошибка, записываются учителем. То уже в в четвертом классе эти числа, в основном, расставляются обучающимися самостоятельно. Иногда применяю парную работу, когда более сильный ученик может помочь слабому.
Работу над ошибками мы проводим каждый день. На каждом родительском собрании, я напоминаю родителям. Домашняя работа начинается с работы над ошибками. В своей работе я применяю не только индивидуальную работу над ощибками, но и парную работу, и групповую работу.
Много споров вызывает и приём показа неправильного письма. Так, например, даётся текст, «написанный Незнайкой, со многими ошибками. Кто – то говорит, что они вредят ребенку, он может запомнить направильное письмо. Но я не согласна с таким утверждением. Мои дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки.
Ведь этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать. Ушинский К. Д. утверждал, что «какография - занятие весьма полезное», если «употребляется вовремя и с умением».
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками, специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства обучающихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.
Я очень надеюсь, что моё выступление было вас для полезным и интересным.
5