Мастер-класс «Маленький ёжик»
Мастер-класс
«Маленький ёжик».
Автор: Серова Татьяна Львовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Вологды.
Цель мастер- класса: приобщение детей к художественной культуре в процессе творческой предметной деятельности по изготовлению керамического изделия фигурки ежика.
Задачи:
Обучающие:
– обучить композиционной и скульптурной грамоте;
– обучить различным приёмам, способам и техникам лепки из глины;
– познакомить обучающихся с керамическими промыслом и традициями искусства керамического ремесла Вологодской области.
- Развивающие:
– развивать образно-логическое и пространственное мышление, а также способность к анализу и эстетической оценке окружающего мира, творческие способности;
– развивать фантазию, ассоциативное и абстрактное видение и умение выразить свой замысел с помощью эскиза, рисунка;
– Воспитывающие:
– воспитывать уважительное отношение к народным традициям;
– формировать стремление к самостоятельному творческому труду;
– прививать любовь к ручному труду.
Продолжительность: 1—4 ч.
Предметные области: филология, технология, искусство.
Чему ребенок может научиться, работая над этим мастер-классом:
лепить из глины ежа и гриб;
слушать сказку;
придумывать реплики для своего героя в соответствии с общим сюжетом;
создавать декорации сказки;
инсценировать сказку, используя глиняных героев;
снимать цифровым фотоаппаратом на штативе или видеокамерой на штативе;
добавлять запись собственного голоса к видеоряду;
добавлять музыкальное сопровождение к видеоряду.
Что узнает учитель при проведении этого мастер-класса:
как школьники участвуют в создании глиняной сказки;
как школьники участвуют в сочинительстве и драматизации;
какие роли охотнее выбирают дети (оператор, сценарист, диктор, кукловод), кто является лидером в работе групп.
И К Т-компетентность:
первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами, в том числе с аудио- и видеофрагментами;
сохранение результатов своей работы;
создание натурной мультипликации с использованием инструментов ИКТ: компьютера, сканера, графического планшета, микрофона, видео- и фотокамеры.
Описание мастер- класса.
На мотивационном этапе учитель ведет с детьми беседу- рассказ о жителях Вологодских лесов, осенних изменениях в природе и знакомит детей со сказкой-песней «Маленький ёжик четверо ножек, на спине грибок несёт- песенку поёт». Через загадку: «Бежит по дорожке голова да ножки» дети определяют героя для своей глиняной сказки, которую в последствие мастер- класса вылепят из глины. Учитель показывает разные приёмы и техники лепки и распределяет работу между детьми так, чтобы к концу мастер- класса на рабочем столе у ребят появились разные образы задуманного персонажа из сказки «Маленький ёжик». Дети определяют критерии, по которым будут оцениваться их работы; точность выполнения приёмов, правильность лепки, аккуратность, внесение творческого элемента. Среди выбранных критериев основополагающим выбирают: внесение творческого экспромта с использованием изученных в ходе выполнения мастер-класса приёмов и техник работы с глиной.
На следующем уроке следует поработать над декорациями — это может быть лес или цветочная поляна. Уместнее, если дети будут работать в группах. Эта работа займет 1—2 урока.
Мастер- класс можно провести и за один-два урока. Например, дети могут быстро слепить героев и перейти к занятиям мультипликацией.
Организация и проведение съемки. Готовые декорации устанавливают на в комнате сказок для съемки. Она представляет собой оборудованный под комнату сказок кабинет. В ней располагается стол, к которому можно подойти с нескольких сторон, имеется дополнительное освещение, цифровой фотоаппарат или видеокамера на штативе, мультимедийный компьютер с установленным на нем программным обеспечением, позволяющим импортировать отснятый материал и производить с ним простейшие операции: удалять лишние и неудачные кадры, накладывать голосовое и музыкальное сопровождение, титры.
Работая в группах, дети могут договориться между собой о том, что будет происходить в сказке, придумать реплики для своих героев, порепетировать песенку героя. В зависимости от образовательных задач, решаемых данным мастер- классом, учитель может уделять больше или меньше внимания литературной составляющей проекта. Работа с текстом сказки и репликами героев может занять 10 минут или целый урок.
Теперь дети готовы к съемке, они точно знают, что будут делать в кадре их герои. Один из учащихся, выполняющий роль оператора, занимает место у видеокамеры, а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев в декорации в соответствии с задуманным сюжетом.
После съемок происходит просмотр отснятого материала, его анализ и редактирование видеоряда.
Завершение мастер- клаасса. Фильм готов; детям, несомненно, захочется его показать друзьям и родителям, в группу класса дети загружают получившуюся глиняную сказку «Маленький ёжик».
«Маленький ёжик»
Керамика обладает безграничными пластическими, конструктивно-пространственными и цветовыми возможностями. Она является уникальным, вечным и экологически чистым материалом для решения задач воспитания детей в системе образования.
Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают привить детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Они формируют у ребёнка эстетическое восприятие мира, воспитывают художественный вкус, передают детям представления народа о красоте и добре. В этом заключается актуальность мастер-класса «Маленький ёжик».
Изготавливая внешний продукт своими руками, ребёнок меняется изнутри, приобщается к истокам русской культуры.
Материалы, инструменты:
глина,
акриловые краски,
пластиковая дощечка для лепки,
стеки,
сито,
керамический пластиковый ножик,
стакан воды.
Этапы работы.
1.Подготовить рабочее место и глину к работе.
2. Сначала скатываем из глиняного теста ровный шар.
3. Далее смачиваем большой палец правой руки в стакане с водой и насаживаем на него глиняный шар, как шляпку гриба.
4. Затем, аккуратными движениями вывинчиваем палец из шляпки «гриба».
5. После этого необходимо приёмом «щпания» сформировать из глины форму ровной чашечки.
6. При возникновении небольших погрешностей на поверхности получившейся чашечки, их необходимо загладить, затянуть влажным указательным пальцем.
7. Следующим этапом формирование носика сказочного персонажа ёжика приёмом «вытягивания».
8. Затем идет прием «лепки из целого куска»: раскатываем два шарика поминьше для глазок и один чуть больше горошины для носика. Присоединые метали к заготовке, используя конструктивный способ лепки на шликер (глиняный клей). Га этом этапе важно поговорить с ребятами о пропорциях и композиции.
9. На следующем этапе можно организовать с детьми маленький «мозговой штурм» на тему: как можно быстро, аккуратно и красиво вылепить сразу множество иголок на спинке у ёжика? Итогом мозгового штурма будет ознакомление ребят с техникой выдавливания глины через сито, итогом которого будет образование целой массы глиняных иголок.
Можно предложить детям ещё один вариант изготовления иголок: конусами.
10. Следующим этапом является изготовление гриба и крепление его к спинке ежа.
Последними этапами будут:
Высушить изделие и провести обжиг.
Далее необходимо расписать изделие акриловыми красками.
Видео: Песня-сказка "Маленький ёжик"- продукт мастер-класса.
AVI / 53.89 Мб
Лещёва Светлана Николаевна
Цехановская Ольга Борисовна