Мастер - класс по изобразительной деятельности "Совушки"
Внеурочная изобразительная деятельность «Совушки»
Автор: Наталья Александровна Ермакова, педагог дополнительного образования высшей категории, МБОУ СОШ №6 имени Героя Советского Союза А.В. Попова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
НАЗВАНИЕ | Изобразительная деятельность "Совушки" |
ЦЕЛЬ | Через изобразительную деятельность приобщать детей к русской народной культуре, формировать представление о мифах и легендах русского народа |
ЗАДАЧИ | - образовательная: - расширять представления детей о мировоззрении и легендах своего народа; - прививать интерес к изобразительному творчеству. - продолжать знакомство детей с изобразительным материалом «гуашь», её особенностями и приёмами работы; – совершенствовать ранее усвоенные приёмы и навыки работы с гуашью; - развивать наглядно-образное мышление, творческие способности, фантазию, воображение; - развивать мелкую моторику и моторную координацию; - воспитание нравственных чувств у детей через приобщение к русской культуре; - развивать художественный вкус, аккуратность, усидчивость и трудолюбие. |
ВОЗРАСТ | 1- 4 класс |
ТЕХНИКА | Работа в технике "гуашь": – пастозная техника (мазки ложатся так же, как в масленной живописи); – лессировка (требует сильного разбавления краски водой, в этом случае удастся сделать мазки поверх основного фона). |
ВРЕМЯ | 2 учебных часа |
ТИП | Внеклассное мероприятие |
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ | - бумага формата А3 – простой карандаш, ластик – кисти синтетика №3, 6 - гуашь – стакан для воды - салфетки |
АКТУАЛЬНОСТЬ | Мифология помогает детям лучше понимать мир и свои эмоции, культуру и историю разных народов. Развивает творческое мышление и воображение. Учит анализировать и сравнивать различные источники информации. Учит детей этике и морали. |
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | - дети продолжат знакомство с птицами славянской мифологии; - освоят новый приём работы в технике "гуашь"; - расширят представления о приёмах работы с изобразительными материалами. |
ЭТАПЫ | - подготовительная работа; – вводная беседа; – совместное поэтапное творчество (последовательное поэтапное создание рисунка за педагогом); - рефлексия, оценка своей деятельности. |
Сова-это удивительная ночная птица, сложено о ней много мифов, легенд и сказок, да присказок. Во многих местностях нашей большой страны к сове относились радушно и называли её ласково: "совушкой-вдовушкой, разумной головушкой, лесной барыней, Ульяной Степановной".
Наша предки славяне верили, что сова сторожит клады. Наделяли её магическими и обережным значением. Когти и кости филина и совы использовали для отгона нечистой силы: их жгли и кадили этим дымом во дворе и в доме. Охотники носили при себе когти совы, так как верили, что если их убьют, то их души можно будет достать с небес с помощью когтей.
Константин Васильев "Человек с филином".
Бытовало мнение, что филин, "совкин деверь", является постоянным спутником Лешего, сычи-его гонцы,а мудрая совушка-советница лесного хозяина.
Существует много различных поговорок и примет связанных с ночными обитателями. Считалось плохой приметой увидеть или услышать сову вблизи дома-это грозило большими неприятностями или предзнаменованием пожара.
А, вот увидеть случайно залетевшую в деревню сову, наоборот, к добру. Считалось, что после долгой засухи сова приносит людям долгожданный дождь и даже половодье. Если сов было много, то это сулили хороший урожай.
Крик филина предвещал оттепель, а совы-на холод.
Владимир Аржевитин "Сова"
Есть старинная легенда. В очень стародавние времена, когда в день равноденствия встречали новый год, Луна и Солнце подружились. Сговорились они жить вместе, и о своём решение объявили собрании животных и птиц. Все участники собрания согласились,и лишь одна сова была против. И спросили у неё птицы и звери: —Почему ты против?
-Если Солнце с Луной будут жить вместе, то там, куда будут падать лучи Солнца, будет расти урожай, а где будет Луна-ничего не вырастит. И ветер будет дуть только с одной стороны, будут расти кривые деревья. Начнется голод, холод.
Участники собрания согласились с мудрой совой, и обо всём рассказали солнцу. Разозлилось солнце, рассвирепело и издало указ: "Сове запрещается появляться днём, а также выходить из своего дупла до вечерних сумерек."
Так стала сова ночным жителем, чему даже очень обрадовались!
Ход мастер - класса:
Начинаем работу с карандашного наброска (рисуем шапочку, рога, глаза, очертания головы и клюв, шубку, рукова, лапки в валенках).
Затем приступаем к работе с цветом. светло синим цветом обводим силуэт совушки.
Сначала наносим первый фон очень жидкой гуашью (приём "лессировка"), так словно это акварель. Затем по мокрому слою наносим круговые мазки - змейки (пастозная техника) гуашью - создаём текстуру.
Коричневым цветом окрашиваем рога и голову совушки, шубку. Все детали сначала обводим по контуру.
Для шапочки и варежек используем алый цвет. Мех на шапке и шубке сначала окрашиваем белой гуашью. Затем полусухой кистью с небольшим количеством синего цвета работаем в приёме "примакивание".
Цвет охра используем для глаз и клюва птицы, валенок. Этим же цветом декорируем шубку, мазки наносим по форме изображения. Затем в работу вводим белую гуашь усложняя рисунок.
Чёрным рисуем зрачки и обводим клюв. В завершение работы ставим белые точки - блики в глаза совушки.
Полёт фантазии художника велик - сочиняем вторую совушку. Силуэт изображения начинаем с круга - голова, далее клюв, глаза.
Затем придумываем костюм: шапочка и пальто. Рисуем варежки и валенки.
Меняем текстуру фона используя приёмы "лессировки" и "примакивания".
Для головы используем коричневую гуашь, все мазки наносим по форме.
Цветом охра наносим мазки на голову птицы ("примакивание"). Окрашиваем глаза, клюв, валенки.
Для шапочки сначала используем белый цвет, затем вводим в него рубиновый ("примакивание").
Шубка будет оранжевой.
Всё изображение декорируем белым цветом. Валенки превращаем в коньки и оформляем мордочку.
И ещё один вариант совушки. Предварительный набросов выполняем по принципу предыдущих.
Текстуру фона выполняем крестообразными мазками.
Для головы вновь используем коричневый цвет, начинаем с обводки конуров.
Глаза, клюв и оперение птицы выполняем охров, все мазки наносим по форме изображения.
Для наряда птицы используем первоначально белую гуашь. Далее в работу вводим синий цвет, обводим им верх костюма. Моем кисть и чистой кистью создаём плавные переходы цвета ("цветовые растяжки"). Далее оформляем юбочку.
Украшаем заколку. Всё изображение вновь декорируем белым цветом, чёрным оформляем глазки и клюв.
Наше творчество подошло к концу!
Работы моих учеников.
Благодарю за внимание!
источник https://dzen.ru/id/60471fe2c016c452afadd144
Елена Алексеевна
Ирина Владимировна Казарцева