Мастер-класс по региональному компоненту в старшей группе на тему «Люди, берегите водоёмы»
Мастер класс по региональному компоненту в старшей группе на тему:
«Люди, берегите водоёмы» (в технике пластилинография).
Информационная справка:
Данный мастер класс по региональному компоненту в старшей группе на тему: «Люди, берегите водоёмы» (в технике пластилинография) составлен в соответствии с ФГОС ДО, а также возрастным и индивидуальными особенностям детей старшей группы. Будет интересна не только детям и их родителям, но и пригодиться для воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов.
Краткие сведения о группе: Старшая к школе подгруппа, 5-6 лет.
Описание: мастер-класс предназначен для детей от 5 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и творческих людей.
Назначение: украшение интерьера, подарок, декоративное панно для выставок и конкурсов.
Цель: развивать экологическое и эстетическое восприятие окружающего мира и художественное творчество детей, через создания плаката о бережном отношении к реке в технике пластилинография.
Задачи:
- на основе беседы с детьми о красоте красавицы реки Лены создать коллективную пейзажную композицию речного дна и его обитателями по собственному замыслу, дополнить работу тем, чем люди загрязняют реку. Научить способу рисования пластилином, совершенствуя навыки работы с ним: придавливание, размазывание пластилина пальцами, скатывание, прищипывание, вытягивание формы из целого куска пластилина, создавать упрощённые фигуры рыб, прикреплять их к фону, украшать;
- развивать мелкую моторику рук, социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
-воспитывать любовь к природе, усидчивость, терпение, аккуратность в работе, ответственность за порученное дело. Прививать навыки экологически грамотного поведения; учить понимать бережного отношения к воде как к природному ресурсу.
Форма организации детей: подгрупповая, индивидуальная, непрерывно - образовательная деятельность.
Планируемые результаты:
Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, мелкой моторики, экспериментирования, художественного вкуса и творческого воображения.
Обладание элементарными представлениями из области живой природы. Проявление детской любознательности, побуждение детей самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Развитие у детей освоения практических умений и навыков продуктивной деятельности (лепки). Способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Развитие способности договариваться, учитывать интересы и чувства других.
Актуальность темы
Заложить любовь к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение, изменить взгляды человека на окружающее представление необычайно сложно. Основной источник впечатлений дошкольников - их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В нашем городе есть замечательная, красивейшая река Лена. Для детей это не просто река - это любимое место. Но, как это, ни грустно, её водоёмы и берега сильно загрязнены. Ребятишки хоть и малы, но уже замечают это. И знают, что надо беречь природу, нельзя оставлять за собой мусор, кидать его в реку. Что бы хоть как-то донести это до сознания других детей и взрослых, мы решили сделать работу в технике пластилинография «Люди, берегите водоёмы» и повесить его в холле нашего детского сада.
Предварительная работа:
1) Беседы о реке Лене, о её обитателях, о правилах экологически грамотного поведения у водоёма.
2) Рассматривание репродукций различных картин (Михаила Азизова «На рыбалке). Рассматривание фотографий.
3) Продуктивная деятельность: Рисование - Ледоход», «Река поздней осенью», «Летние забавы на реке». Лепка рыб. Конструирование из бумаги «Двухтрубный кораблик». Коллективная работа «Расписные камешки».
4) Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Ручеёк», «Караси и щука», «Водяной».
Сюжетно-ролевые: «Моряки», «Пароход».
Творческие: игра-путешествие «по реке».
Словесные: «Отгадай загадку - покажи отгадку».
5) Чтение, заучивание наизусть, пересказ:
«Живая вода» (сказка народов Сибири).
«Как утка землю добывала» (сказка народов Сибири).
Стихотворения «Безымянная речка» (Т. Белозёров), «Дождик»
(Саша Чёрный).
Словарная работа: Пластилинография, экология, водоём.
Демонстрационный материал: Плакаты с изображениями рыб, иллюстративный материал, энциклопедии.
Оборудование: Рама к игре «Живая рамка», бейджик экскурсовода, коробка с карандашами, мольберты, доска.
Техническое оснащение: Ноутбук, музыкальный центр.
Методы и приёмы: Информационно – рецептивный метод: рассматривание картин, иллюстраций, фотографий. Словесный: беседа, рассказ, художественное слово (разгадывание загадок, чтение, заучивание наизусть, пересказ). Эвристический метод: пальчиковая гимнастика «Весёлые рыбки».
Образовательные области:
Приоритетная: художественно-эстетическое развитие.
В интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности:
Продуктивная, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Структура НОД:
I. Вводная часть -организационный момент.
1.1. Беседа, о подводном мире.
1.2. Отрывок из стихотворения Елены Кабардиной «Грустная песня о реке»
1.3. Стихотворение «Любите свой родной край»
1.4. Правила поведения в природе, у водоёмов.
Целевые ориентиры: Обладание установкой положительного отношения к миру, начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет; элементарными представлениями из области живой природы. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
II. Основная часть
2.1Физминутка «Весёлые рыбки».
2.2. Изготовление панно.
Целевые ориентиры: Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Проявление инициативности и самостоятельности. Проявление любознательности. Построение речевого высказывания. Формирование способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Следовать социальным нормам поведения и правилам.
III. Заключительная часть. Подведение итогов деятельности.
Целевые ориентиры: Рефлексия. Формирование навыков оценки собственных результатов.
Ход НОД:
I. Вводная часть
- Ребята, а кто знает название нашей реки? Лена
- А какая она наша Лена (ответы детей)
А Елена Кабардина написала о нашей Лене «Грустную песенку о реке…». В ней есть такие слова:
Если Лена разольётся -
Трудно Лену переплыть.
Если Лена разойдётся –
Трудно Лену усмирить.
- Вы согласны с автором. (ответы детей)
- Ребятишки, вы столько слов красивых сказали. Подводный речной мир завораживает. Давайте с вами рассмотрим рисунки, иллюстрации, энциклопедии о подводном мире.
А сейчас мальчики хотели бы рассказать вам стихотворение:
Любите свой родной край
Знайте дети что земля
Хрупче даже хрусталя,
И поэтому друзья
Обижать ее нельзя.
Речка, поле, море, лес
Много вокруг нас чудес.
Солнце, небо, воздух чистый,
А в кустах ручей игристый.
Нам дано все это даром
Не убей его пожаром
В воду мусор не бросай
И зверей не обижай.
Ты люби свой край родной
Охраняй его покой
-Так как надо относиться к природе? Как правильно вести себя? (ответы детей).
-Сегодня мы будем заниматься с вами пластилинографией, рисованием пластилином. Вы, конечно же, знаете, что это замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности, который позволяет сделать картину выразительной и живой. Работать мы будем коллективно. Давайте изготовим панно «Люди, берегите водоёмы!».
Для работы нам потребуются материалы и инструменты:
-лист плотной бумаги;
-пластилин;
-стека;
-карандаш ( им можно создавать декор предметов лепки);
-линейка;
- море детской фантазии и умелые руки.
II.Основная часть
- Давайте разогреем наши пальчики.
«Весёлые рыбки».
Рыбки весело плескались, (Ладоши ударяют по столу.)
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, (Сжать и разжать кулачки.)
То закружатся в воде. (Винтообразные движения кистями.)
Рыбки плавают в водице, (Движения кистями влево – вправо.)
_
Рыбкам весело играть. (Ладошками ударяют по столу.)
Рыбки, рыбки, озорницы.)
Кто сумеет вас поймать? (Похлопать в ладоши.)
Приступаем к работе. Дети выполняют задание под весёлую быструю музыку.
- Вначале сделаем рамочку.
-Предлагаем Вашему вниманию несколько фрагментов нашей работы.
Берем картон и делаем фон для подводного мира, размазывая разноцветный пластилин.
-Делаем дно. Здесь осколки бутылки, банка. В нижней части панно призыв ко всем « Люди, берегите водоёмы!»
-Добавляем водоросли.
Каждый ребенок лепит своих речных обитателей
III. Заключительная часть
- Вот и закончилась наша работа. Скажите, что вы видели, делали, узнали нового. Высказывания детей.
- Мне очень понравилось наше панно. А чтобы и другие знали, как вести себя у водоёмов, давайте повесим его в фойе нашего детского сада.
Дети с удовольствием рассматривают творение своих рук и делятся впечатлениями о проделанной работе с родителями, друзьями, родственниками. Все в восторге!
Анализ проведённого мастер класса позволил сделать следующие выводы:
Участие в мастер классе стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средство выражения и развития творческих способностей. Дети получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Список источников информации
-
БИБЛИОТЕКА МАТЕРИАЛОВ сайта инфоурок Голдобина Елена Николаевна
-
Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
-
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002
-
Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007.
Барашева Ирина Ивановна