Использование регионального компонента в обучении географии
Любовь к Отечеству всегда определяется степенью любви к родной стороне… У каждого человека на земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он не родился, его всегда будет тянуть на встречу со своим босоногим детством.
Чтобы действительно любить и гордиться своей родиной, нужно знать её! Создание образа своего родного края, воспитание любви к окружающей местности, формирование гражданской позиции школьника – это одна из основных задач учителя географии. Именно география помогает учащимся увидеть мир таким, какой он есть, сделать правильный выбор жизненного пути в этом сложном мире.
К числу социальных ролей относятся: я – житель, я – работник, я – гражданин. Школьный уровень подготовки к освоению этих ролей предполагает применение новых подходов к изучению географии своей местности. Увеличение времени на изучение своего региона усиливает развивающий эффект географического образования. Региональный курс географии своего родного края должен не дублировать, а конкретизировать и дополнять содержание курса географии России.
Включение в базисный учебный план национально-регионального компонента не только предполагает развитие региональных курсов географии, а также придает им большое значение, вследствие чего в современном образовании выделились такие понятия как регионализация образования, региональный компонент географического образования, содержание регионального компонента географического образования.
В процессе совершенствования и модернизации школьного географического образования вопросы краеведческого характера нашли отражение в одном из направлений современной российской реформы – регионализации.
Регионализация образования предусматривает использование в географическом образовании регионального компонента: природных и социально-экономических условий; национальных и культурных традиций; информации, отражающей специфику данного региона.
Региональный компонент географического образования предусматривает изучение своего региона в ходе преподавания единого многоаспектного учебного курса.
Содержание регионального компонента географического образования – это распределение и локализация региональных знаний, проблем в отдельных темах учебных предметов, на разных этапах обучения с последующим обобщением на межпредметной основе в рамках как одного, так и нескольких предметов
Изучение регионального компонента предусматривает 3 уровня: областной, районный и местный (локальный). Планируя работу с учащимися 6-9 классов, учитель определяет регионально- значимые данные и, вводя их в курс школьной географии, усиливает тем самым федеральный компонент, обеспечивая его лучшее усвоение; определяет тематику и план проведения практических работ, как в классе, так и на местности. Региональное образование реализуется через УМК разных типов, что ориентирует на разнообразие методического обеспечения регионального образования.
В состав модуля «Региональный компонент» программ по географии 6-9 класс входят следующие вопросы:
♦ ГП территории
♦ История освоения территории
♦ Природно-ресурсный потенциал территории
♦ Социально-демографический потенциал территории
♦ Хозяйственный потенциал территории
♦ Географическое разделение труда
Блочное построение программы создает условия для преемственного изучения регионального курса с основным базовым, способствует последовательному формированию основных понятий, умений и навыков и их поэтапному обобщению, начиная с курса физической географии(6 класс), где учащиеся знакомятся с природой и населением своей местности и заканчивая изучением хозяйства и ролью своей области в экономике страны (9 класс).
Цели регионального курса:
• Формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства Ростовской области;
• Воспитание человека данной территории, духовно связанного с ней, знающего и понимающего её проблемы, со сформированной
потребностью быть нужным, востребованным, значимым в своем
регионе;
• Развитие и закрепление навыков адаптации и социально -
ответственного поведения в географическом пространстве своего
региона.
Основные задачи регионального курса:
• сформировать географический образ Ростовской области на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов природы, населения и хозяйства;
• развить представление о Ростовской области как о географическом регионе, где локализуются и развивают как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
• создать условия для овладения учащимися навыками самостоятельной практической работы с источниками географической информации, как традиционными, так и современными (компьютерными), а так же прогностическими, природоохранными, поведенческими умениями;
• расширить географические и экологические знания учащихся о ближайшей среде обитания и связи с ней человека для вовлечения школьников в решение проблем окружающей действительности, адаптации к условиям современной рыночной экономики и воспитания у них любви к Родине, своему родному краю;
• развивать гибкость мышления и поведения как необходимого условия непрерывного общего и профессионального образования и самообразования, требующих в условиях установления рыночной экономики и увеличивающейся наукоемкости производства.
Содержание региональной географии и система работы школьников по изучению родного края в программах и учебниках рассматривались как средство непосредственного познания географических явлений своей территории. При этом отмечалась лишь образовательная сторона региональной географии, тем самым сужались ее воспитательные задачи. Поэтому краеведческий принцип учителя-географы видели в том, чтобы дать возможность школьникам в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов, а результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий по полученным реальным представлениям, составляющих основу географической науки .
Отсутствие тесных связей учебных занятий с работой по изучению родного края приводит к однобокому, одностороннему развитию, а это отрицательно сказывается на воспитательном значении предмета географии в целом.
Преодолеть этот разрыв позволит отдельный, самостоятельный региональный курс географии. На основе уже полученных географических, исторических и других знаний школьники смогут выстроить логичное, целостное представление о своей территории – малой родине, что будет составлять важную ценность для школьников. Только в этом случае содержание регионального компонента географического образования выступит как эффективное средство образования и воспитания обучающихся.
Таким образом, появление национально-региональной составляющей учебного плана, а также введение региональных курсов повлияло на содержание самостоятельных региональных курсов. Процесс регионализации изменил подходы к изучению краеведения.