Мастер - класс по русскому языку 4 класс
Садыкова Айсылу Шамилевна,
учитель начальных классов
МАОУ с углубленным изучением
математики и английского языка
«Школа дизайна «Точка» г. Перми
Мастер – класс по русскому языку 4 класс.
Начать свой мастер-классу хочется словами Фёдора Ивановича Буслаева: «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания».
Мы с вами можем создать на своем уроке атмосферу, в которой каждый ребенок, даже самый робкий, молчаливый, будет чувствовать себя личностью.
– Как вы думаете, как мы сможем это сделать? (На уроках, работая по новому, с изюминкой современности, вызывая интерес. Это должен быть не скучный урок, а урок – вызов, адреналин, групповая работа, высказывание своего мнения, захватывающие мысли, право на ошибки и их исправление)
Главное правило учителя на уроке – заметить любое, даже малейшее движение ученика в правильном направлении и поддержать его успех.
Работая в начальных классах, я заметила, что дети именно в этом возрасте, не любят сидеть тихо. Они любят играть, высказывать свою точку зрения, выделяться из класса, быть первыми и необходимо, я считаю, упор в своей работе делать на игровые, активные технологии, которые я стараюсь использовать на своих уроках русского языка в 4 классе.
Сейчас мы с вами рассмотрим некоторые из них.
Челлендж – вызов, испытание. Этот метод непредсказуемый, дети, даже отстающие и робкие, раскрываются, урок строится по – новому. У детей повышается интерес к учебе, исследовательской деятельности. Ребенок работает самостоятельно, делает открытия, ошибается, исправляет свои ошибки. В основе челленджа лежит действие, состязательный элемент.
Вариант 1. Сейчас я бросаю вам вызов, в течении 1 минуты, не имея четких инструкций и рекомендаций:
а) Просклонять данные имена существительные по падежам (карточки)
Капля, дом, тетрадь, время, армия, здание, дочь, путь, конь, ель, Коля, село.
б) «Крокодил». Класс делим на 4 команды. Одна команда задает наводящие вопросы по частям речи, но не называет их, а вторая угадывает их. Выигрывает та команда, которая набрала больше баллов (правильный ответ на 1 вопрос – 1 балл)
Или вариант 2:
После темы «Части речи» по русскому языку:
– Ты обозначаешь действие предмета?
– Нет.
– Ты отвечаешь на вопрос «Кто, что?»
– Нет.
– Ты обозначаешь признак предмета?
– Да.
– Ты прилагательное!
Такие варианты разнообразят любой урок, дадут детям возможность подробнее разобраться в каком-либо вопросе и изучить предмет глубже.
в) Назвать 5 частей речи и слова к ним, которые описывают класс (класс (какой?) просторный, в классе (что делают?) получают новые знания и т.д.)
г) Найти ошибку в определении (правиле). Класс делится на 4 команды. Кто быстрее найдет ошибку.
Имя прилагательное — это второстепенная часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? что делает?
Наречие — это самостоятельная изменяемая часть речи, которая обозначает признак предмета, признака, состояния, редко — предмета. Оно отвечает на вопросы как? что? где? куда? когда? откуда? и почему?
Корень — это изменяемая значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Синквейн — это стихотворение или короткое литературное произведение из нерифмованных строк, написанное по определённым правилам.
Структура синквейна:
Первая строка — заголовок, одно слово (как правило существительное).
Вторая строка — два слова (прилагательные).
Третья строка — три слова (глаголы).
Четвёртая строка — четыре слова (фраза), показывающая личное отношение к теме. Это может быть придуманная фраза или крылатое выражение или цитата.
Пятая строка — одно слово (любая часть речи).
Задание: описать себя, используя 2 прилагательных, 3 глагола, 1 существительное +синоним,1 фразу «девиз».
Провокация – это действие, которое пробуждает интерес детей и направляет их в деятельность. Это отстаивание своей точки зрения. Одна команда придумывает задания с ошибкой, другая – исправляет и доказывает, что их ответ верен. Это могут быть словарные слова, правила русского языка, разные виды разборов слов и предложений и т.п.
Закончить мой мастер-класс я хотела бы словами Константина Дмитриевича Ушинского, который говорил: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».