Рабочая программа
начального общего образования
по русскому языку
4 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1 Личностные результаты освоения учебного предмета русский язык:
1. Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов..
4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
7. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1.2 Метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
5. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
6. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
7. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
1.2.2. Универсальные учебные действия
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
1.2.3 Предметные результаты освоения учебного предмета русский язык
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса);
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
работать с разными словарями;
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
различать родовые и личные окончания глагола;
наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов);
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текстs, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах -ек, -ик;
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
2.Содержание учебного предмета
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение (7 ч.)
Сложное предложение. Признаки сложного предложения. Наблюдение за особенностями сложного предложения. Понятие союза как служебной части речи. Отличие сложного предложения от предложения с однородными членами. Знаки препинания в сложных предложениях.
Местоимение ( 8 ч.)
Общее понятие. Личное местоимение. Склонение личных местоимений.
Предлоги перед местоимениями.
Правописание гласных и согласных в приставках ( 5 ч.)
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (12 ч.)
Личные окончания глаголов. Будущее простое и сложное время глаголов. Изменение глаголов будущего времени по лицам и числам.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам (10 ч.)
Определение времени, лица и числа глаголов. Определение рода глаголов прошедшего времени. Связь слов в глагольных словосочетаниях.
Неопределенная форма глагола. (5 ч.)
Основа глагола в неопределённой форме. Роль неопределённой формы глагола в предложении.
Первое и второе спряжение глаголов (11 ч.)
Спряжение глаголов. Правописание ударных личных окончаний. Обобщение различий окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения. Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием.
Правописание безударных окончаний глаголов (3 ч.)
Наречие (10 ч.)
Значение наречий. Образование наречий. Правописание наречий.
Второстепенные члены предложений ( 11 ч)
Второстепенный член предложения.
Обстоятельства места, выраженные именами существительными. Второстепенный член предложения – обстоятельство времени. Второстепенный член предложения – обстоятельство образа действия.
Склонения прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце основы (8 ч.)
Склонение прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. Ударные и безударные окончания.
Склонение прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы. (4 ч.)
Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. Проверка безударных окончаний прилагательных при помощи вопроса косвенного падежа.
Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. ( 4 ч.)
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.
Склонение прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы. (5 ч.)
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса косвенного падежа.
Склонение прилагательных во множественном числе. (7 ч.)
Безударные окончания имен прилагательных во множественном числе. Родительный, дательный, предложный падежи имен прилагательных во множественном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса косвенного падежа.
Образование прилагательных (2 ч.)
Способы образования имен прилагательных от основ имен существительных (при помощи суффиксов –ск, -н, -ист).
Правописание глаголов с суффиксом –ся-(-сь-) (3 ч.)
Употребление суффиксов –ся,-сь. Формообразующий суффикс –ть-.
Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице. (4 ч.)
Сравнение глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице. Правило написания глаголов с –ться и –тся. Применение правила на письме.
Простое и сложное предложения (5 ч.)
Простое предложение с однородными членами. Деление сложных предложений на простые. Выделение основы предложения. Знаки препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными членами.
Речь (3 ч.)
Заглавие текста. Главная мысль текста. План текста. Части текста. Жанры текста (пословица, сказка, небылица, стихотворение). Прямая речь и слова автора. Знаки препинания при прямой речи.
3. Календарно – тематическое планирование уроков русского языка с определением основных видов учебных действий
№ урока |
Тема уроков |
Кол-во часов по теме |
Виды учебных действий |
|
1 четверть (32 часа) |
||
Сложное предложение |
7 ч. |
||
1 |
Сложное предложение. Признаки сложного предложения. |
1 |
определяют предложения по цели высказывания и по интонации; выделяют главные и второстепенные члены предложения; разбирают предложение по членам предложения; составляют из слов и по схеме предложения; распознают виды предложений; ставят знаки препинания в сложных предложениях и в простых с однородными членами; различают сложное предложение и предложение с однородными членами; ознакомление со способами соединения простых предложений в сложное. Умение распознавать сложные предложения; Определение грамматической основы предложения и разбирать его по членам, формирование умения различать сложное предложение и предложение с однородными членами. Знакомство со сложным предложением, состоящим из простых с однородными членами. |
2 |
Наблюдение за особенностями сложного предложения. |
1 |
|
3 |
Понятие союза как служебной части речи. |
1 |
|
4 |
Отличие сложного предложения от предложения с однородными членами. |
1 |
|
5 |
Знаки препинания в сложных предложениях. |
||
6 |
Входной контрольный диктант № 1 |
1 |
|
7 |
Работа над ошибками. Сложные предложения и предложения с однородными членами. |
1 |
|
Местоимение |
8 ч. |
распознают местоимения, определяют их число и лицо; учатся писать раздельно местоимения с предлогом; употребляют местоимения в устной и письменной речи; распознают приставки и предлоги; учатся правильно писать гласные и согласные в приставках;
|
|
8 |
Местоимение. Общее понятие. |
1 |
|
9 |
Личные местоимения |
1 |
|
10 |
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. |
1 |
|
11 |
Склонение местоимений 3-го лица. |
1 |
|
12 |
Предлоги перед местоимениями. |
1 |
|
13 |
Упражнение в употреблении и изменении местоимений в тексте. |
1 |
|
14 |
Проверочная работа по теме «Местоимения» |
1 |
|
15 |
Работа над ошибками. Упражнение в употреблении и изменении местоимений в тексте. |
1 |
|
Правописание гласных и согласных в приставках |
5 ч. |
Закрепление навыка в правописании местоимений с предлогами и без предлогов. Совершенствование навыка в правописании приставок. Работа над смысловым значением слов, употребляемых с разными приставками. |
|
16 |
Правописание гласных в приставках. |
1 |
|
17 |
Правописание согласных в приставках. |
1 |
|
18 |
Правописание гласных и согласных в приставках. |
1 |
|
19 |
Контрольный диктант № 2. |
1 |
|
20 |
Работа над ошибками. Предлоги перед местоимениями. |
1 |
|
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам |
12 ч. |
изменяют глаголы по временам, лицам и числам; определяют время, лицо и число глаголов; выделяют личные окончания глаголов; находят и образовывают глаголы в будущем простом и сложном времени; различают глаголы настоящего и будущего времени; разбирают глаголы по составу; употребляют глаголы настоящего и будущего времени в устной и письменной речи; устанавливают связь в предложении; |
|
21-22 |
2 |
||
23 |
Личные окончания глаголов |
1 |
|
24 |
Личные окончания глаголов настоящего времени. |
1 |
|
25 |
Будущее простое и сложное время глаголов |
1 |
|
26 |
1 |
||
27 |
Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам. |
1 |
|
28-29 |
2 |
||
30 |
Контрольный диктант № 3 |
1 |
|
31 |
Работа над ошибками. Будущее сложное время глагола. |
1 |
|
32 |
1 |
||
2 четверть ( 30 ч.) |
Учатся изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам; Знакомство с изменением глаголов настоящего времени по лицам и числам. |
||
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам |
10 ч. |
||
33 |
1 |
||
34 |
1 |
||
35 |
Определение времени, лица и числа глаголов |
1 |
|
36 |
Определение рода глаголов прошедшего времени. |
1 |
|
37 |
Проверочная работа по теме «Время глаголов» |
1 |
|
38 |
Работа с текстом «Капитан» |
1 |
|
39-40 |
Связь слов в глагольных словосочетаниях |
2 |
|
41 |
Контрольный диктант № 4 |
1 |
|
42 |
Работа над ошибками. Связь слов в глагольных словосочетаниях |
1 |
|
Неопределённая форма глагола |
5 ч. |
На основе сравнения глаголов в разных временных формах с неопределённой формой глагола сделать вывод о том, что неопределённая форма глагола не имеет словоизменения. Знакомство со способом нахождения основы неопределённой формы. Вывод об особенностях образования глаголов в прошедшем времени. Уточнение понятия основы слова; |
|
43 |
Неопределённая форма глагола |
1 |
|
44 |
Основа глагола в неопределённой форме |
1 |
|
45 |
Роль неопределённой формы глагола в предложении. |
1 |
|
46 |
Образование глаголов в прошедшем времени |
1 |
|
47 |
Глаголы мужского рода в прошедшем времени |
1 |
|
Правописание частицы НЕ с глаголами |
4 ч. |
Знание о служебных частях речи. Знакомство с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами; Умение совершенствовать текст по содержанию; оценивать содержательную сторону текста, умение находить и исправлять недочёты в тексте; оценивать содержательную сторону текста. |
|
48 |
Отрицательная частица НЕ. Наблюдение за написанием частицы НЕ с глаголами. Формулировка правила. |
1 |
|
49 |
Глаголы, которые не употребляются без НЕ. |
1 |
|
50 |
Подробное изложение деформированного описательного текста. («Свиристели» по Б. Павлову) |
1 |
|
51 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
Первое и второе спряжение глаголов |
11 ч. |
Знакомство с понятием о спряжении глаголов. Умение определять спряжение глаголов. Усвоение сочетаний окончаний каждого спряжения. Сделать вывод о правописании ударных окончаний глаголов. Различие окончаний 1-го и 2-го спряжения, результаты оформить в таблицу. Совершенствование умения определять спряжение глагола по неопределённой форме. Знакомство со способом определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. |
|
52 |
Первичное знакомство со спряжением глаголов. |
1 |
|
53 |
1 |
||
54 |
1 |
||
55-56 |
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями |
2 |
|
57-58 |
Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием. |
2 |
|
59 |
Первичное знакомство с глаголами-исключениями |
1 |
|
60 |
Глаголы-исключения. |
1 |
|
61 |
Контрольный диктант № 5 (за 1 полугодие). |
1 |
|
62 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
3 четверть ( 40 часов) |
Упражнения в определении лица и спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Совершенствование умения спрягать глаголы, определять спряжение и лицо. Проверка знаний и умений учащихся в правописании безударных личных окончаний глаголов. |
||
Правописание безударных окончаний глаголов |
3 ч. |
||
63-64 |
Правописание личных безударных окончаний глаголов. |
2 |
|
65 |
1 |
||
Наречие |
10 ч. |
Знакомство с наречиями, их основными признаками – неизменяемостью и примыканием к другим частям речи; обозначить роль наречий в предложении. Умение составлять текст-описание; познакомить учащихся с творчеством В. Г. Перова; развивать орфографическую зоркость. Понятие «наречия как части речи», «разряды наречий», понятия «сложное и простое предложения»; развивать умения и навыки в определении разряда наречий; развивать орфографическую зоркость. Совершенствование умение ставить вопросы к наречиям, определять, какую часть речи поясняют, определение их значение; обобщение знания о частях речи. |
|
66-67 |
Роль наречий в языке. Признаки наречия как части речи. |
2 |
|
68 |
Значение наречий. |
1 |
|
69 |
Образование наречий от прилагательных |
1 |
|
70 |
1 |
||
71-73 |
Правописание наречий. |
3 |
|
74 |
Контрольный диктант № 6 |
1 |
|
75 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
Второстепенные члены предложения |
11 ч. |
Представление о второстепенном члене предложения – обстоятельстве. разбирать предложения по членам предложения; находить дополнения и обстоятельства места, времени, образа действия Иметь представление об обстоятельстве и его отличии от дополнения Уметь отличать обстоятельство от дополнения разбирать предложения по членам; группировать выделенные слова по частям речи Уметь определять члены предложения |
|
76 |
Второстепенный член предложения – обстоятельство |
1 |
|
77 |
Второстепенный член предложения. Обстоятельства места, выраженные именами существительными |
1 |
|
78 |
Второстепенный член предложения – обстоятельство времени. |
1 |
|
79 |
Второстепенный член предложения – обстоятельство образа действия |
1 |
|
80 |
Сочинение по картине В. Г. Перова «Тройка» |
1 |
|
81 |
Второстепенный член предложения – обстоятельство. Закрепление |
1 |
|
82-84 |
Разбор предложения по частям речи и членам предложения. |
3 |
|
85 |
Контрольный диктант № 7 |
1 |
|
86 |
Работа над ошибками |
1 |
|
Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце основы |
8 ч. |
особенности склонения имен прилагательных мужского, среднего и женского рода; правописание окончаний прилагательных в единственном и множественном числе; способы образования имен прилагательных; Иметь представление о склонении прилагательных мужского и среднего рода с твердой основой. Уметь: – определять род и число прилагательного, выделять основу; – поставить прилагательное в нужном падеже, определить род и падеж; – подбирать однокоренные слова Иметь представление о способе проверки падежных окончаний имён прилагательных с помощью вопроса |
|
87 |
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце |
1 |
|
88 |
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода |
1 |
|
89 |
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа |
1 |
|
90 |
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. Ударные и безударные окончания |
1 |
|
91 |
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
92 |
Обучающее изложение. |
1 |
|
93 |
Работа над ошибками. Ударные и безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
Склонение прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы |
4 ч. |
Знать правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе; – находить в тексте прилагательные женского рода с твёрдой основой, выделять у них окончания и обозначать падеж; – списать текст, восстановить падежные окончания, доказать правильность с помощью вопроса; |
|
94-95 |
Склонение имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы |
2 |
|
96-97 |
Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы |
1 |
|
98 |
Проверка безударных окончаний прилагательных при помощи вопроса косвенного падежа |
1 |
|
99 |
Обобщение по теме «Правописание окончаний имен прилагательных» |
1 |
|
100 |
Контрольный диктант № 8. |
1 |
|
101 |
Работа над ошибками. Склонение прилагательных во множественном числе. |
1 |
|
102 |
Склонение прилагательных во множественном числе. |
1 |
|
4 четверть ( 32 часа ) |
|||
Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы |
4 ч. |
определять падеж прилагательного, выделять его окончание; – определять в тексте эпитеты Иметь представление о правописании окончаний прилагательных в родительном падеже, о переходе прилагательного в существительное Иметь представление о правописании окончаний прилагательных в дательном падеже Иметь представление о правописании окончаний прилагательных в творительном падеже Уметь применить имеющиеся знания на практике: правильно писать падежные окончания имён прилагательных с мягкой основой |
|
103 |
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы |
1 |
|
104 |
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы |
1 |
|
105 |
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы |
1 |
|
106 |
Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы |
1 |
|
Склонение прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы |
5 ч. |
Иметь представление о склонении прилагательных женского рода с мягкой основой. записывать предложения с заданными словосочетаниями; – писать окончания имён прилагательных женского рода в винительном и тво-рительном падежах сопоставить алгоритм про-верки правописания падежных окончаний прилагательных; – находить в тексте слова с переносным значением. |
|
107-108 |
Наблюдение за падежными окончаниями прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы при их склонении. |
2 |
|
109 |
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы. |
1 |
|
110 |
Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса косвенного падежа. |
1 |
|
111 |
Проверочная работа на тему «Окончания имен прилагательных с мягким согласным на конце основы» |
1 |
|
Склонение прилагательных во множественном числе |
7 ч. |
Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации склонять имёна прилагательные во множественном числе; |
|
112-113 |
Безударные окончания имен прилагательных во множественном числе |
2 |
|
114 |
Родительный, дательный, предложный падежи имен прилагательных во множественном числе |
1 |
|
115 |
Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса косвенного падежа. |
1 |
|
116 |
Правописание окончаний имен прилагательных во множественном числе |
1 |
|
117 |
Контрольный диктант № 9 |
1 |
|
118 |
Работа над ошибками |
1 |
|
Образование прилагательных |
2ч. |
Знакомятся со способами образования прилагательных от основ имён существительных |
|
119-120 |
Способы образования имен прилагательных от основ имен существительных (при помощи суффиксов –ск, -н, -ист). |
2 |
|
Правописание глаголов с суффиксом -ся- (-сь-) |
3 ч. |
Знать о правописании глаголов с суффиксами -ся, -сь. Уметь: – составлять нераспространённые предложения с данными глаголами; – разбирать слова по составу; – писать глаголы с суффиксами -ся, -сь |
|
121 |
Правописание глаголов с суффиксом -ся- (-сь-) |
1 |
|
122 |
Употребление суффиксов –ся,-сь |
1 |
|
123 |
Формообразующий суффикс –ть- |
1 |
|
Правописание ь знака в глаголах 2-го лица |
1 ч. |
Уметь: – определять лицо и число глаголов; – правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа |
|
124 |
Правописание ь знака в глаголах 2-го лица |
||
Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице |
4 ч. |
Знать о правописании глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице. Уметь: – находить в тексте сложные предложения с однородными членами; – писать глаголы в неопределённой форме и в 3-м лице, возвратные глаголы в начальной форме и в 3-м лице; – группировать глаголы по разным признакам; – грамотно списать текст |
|
125 |
Сравнение глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице |
1 |
|
126-128 |
Правило написания глаголов с –ться и –тся. Применение правила на письме. |
3 |
|
Простое и сложное предложение |
5 ч. |
составлять и записывать простое предложение с однородными членами; – выделять в тексте однородные члены предложения; – грамотно писать личные составлять и записывать простое предложение с однородными членами окончания глаголов и падежные окончания существительных разбирать предложение по членам, определять падеж прилагательного, вид речи |
|
129 |
Простое предложение. |
1 |
|
130 |
Простое предложение с однородными членами |
1 |
|
131 |
Деление сложных предложений на простые. Выделение основы предложения. |
1 |
|
132 |
Знаки препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными членами. |
1 |
|
133 |
Итоговый контрольный диктант № 10 |
1 |
|
Речь |
3 ч. |
Уметь восстанавливать последовательность событий в тексте выделять главную мысль рассказа; – составить план рассказа; – определить спряжение глаголов; – определить вид текста по стилю Иметь представление о прямой речи Знать виды предложений. Уметь различать и соблюдать интонацию основных типов предложений |
|
134 |
Работа над ошибками. Заглавие текста. Главная мысль текста. План текста. Части текста. |
1 |
|
135 |
Жанры текста (пословица, сказка, небылица, стихотворение). |
1 |
|
136 |
Прямая речь и слова автора. Знаки препинания при прямой речи. |
1 |