Приемы активизации деятельности учащихся с ОВЗ на уроках
Приемы активизации деятельности учащихся с ОВЗ на уроках
Удачина Е.И., учитель начальных классов
ГБОУ школа-интернат №9
Санкт-Петербург
Для улучшения восприятия учебного материала, повышения мотивации познавательной и учебной деятельности учащихся используют разнообразные приемы. Такое разнообразие позволяет учителю варьировать различные виды работы, что считается эффективным средством активизации мыслительной деятельности ученика. При переключении с одного вида работ на другой сохраняется активность ребенка, а так же не дает отвлечься от хода урока и развивает его восприятие с различных сторон.
Приемы активизации деятельности:
– Использование сигнальных карточек, при выполнении заданий, это могут быть цветовые сигналы, карточки со знаками «плюс» и «минус» и тд. Карточки могут использоваться, при оценке детьми своей деятельности, при изучении новой темы, с целью проверки усвоения материала и выявления пробелов в знаниях у учащихся. При использовании данных карточек можно увидеть работу каждого ребенка.
– Использование вставок на доску при выполнении какого-либо задания, которая заключается в прикреплении детьми своих карточек на доску, при правильном ответе на вопрос, и детям очень нравится этот соревновательный момент, ведь есть возможность выполнить задание быстрее и лучше других.
– Узелки. Данный прием заключается в закреплении на видное место основных моментов темы урока, которые необходимо запомнить. Их можно использовать для закрепления нового материала, в начале урока или открывать их в ходе изучения материала, что будет оказывать помощь детям при выполнении заданий.
– Работа по карточкам, которые сопровождаются рекомендациями по выполнению заданий, направленных на активизацию познавательной и учебной деятельности у ребенка. Зная индивидуальные особенности учащихся на карточках можно варьировать уровни сложности.
– Аудиал. Данный прием нацелен на восприятие детьми информации с закрытыми глазами, то есть на слух. Используется данный прием для развития слухового восприятия, внимания и памяти, а так же для переключения с активного вида деятельности к другому. Часто помогает в уравновешивании эмоционального состояния коллектива.
- Кинезиологические упражнения, которые включают в себя растяжку, глазодвигательные, дыхательные, телесные упражнения, а так же упражнения развития мелкой моторики, релаксация и массаж.
– Использование видеоряда или иллюстративно-аудиального материала позволяет включить два вида памяти у детей: слуховую и зрительную, что позволяет сформировать устойчивое восприятие
материала.
– Иллюстративный материал для смены вида деятельности, использующийся в ходе занятий, который развивает зрительное восприятие, внимание и память ребенка.
– Активные методы рефлексии, которые можно проводить как индивидуально, так и коллективно, сюда входят приемы с различными цветовыми изображениями на доске, работа с сигнальными карточками и т.д.
Таким образом, при применении всех этих приемов мы можем добиться повышения познавательной активности учащихся, развить их творческие способности, активно вовлекать детей в образовательный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, тем самым повысить эффективность и качество образования.