Статья «Активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка»
ПДО МБУ ДО ЦДТ Карпенко Ю.Н.
Активизация речевой деятельности учащихся
на уроках английского языка
Преподавание английского языка - это прежде всего обучение различным видам речевой деятельности. Речевую деятельность следует понимать как деятельность человека, в какой-то степени опосредованную языковыми знаками. Более узко речевую деятельность следует понимать, как деятельность, в которой языковой знак выступает в качестве "стимула-средства" (Л. С. Выготский), т.е. деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения заранее определенной цели.
Речевая деятельность - это важная деятельность.
Наиболее важными видами речевой деятельности являются:
слушание
говорение
чтение
письмо
Все представленные выше типы взаимодействуют друг с другом. У говорящего, например, всегда есть словесное побуждение повлиять на слушателя, поэтому может подействовать реакция на диалог. Для того чтобы ученик участвовал в общении, он должен обладать как практическими навыками (говорение, письмо), так и рецептивными (слушание, чтение). Если по какой-то причине происходит разобщенность этих видов речевой деятельности в обучении, это может привести к тому, что у детей будет только навык высказываться на заданную тему, и не смогут воспринимать речь на слух. И поэтому не смогут принимать участие в общении. И наоборот, понимая смысл прослушанного материала, они не с могут высказаться по заданной теме. И поэтому это может создать отсутствие взаимосвязанной основы обучения продуктивным и рецептивным видам деятельности. Обучение речевому общению подразумевает обучение следующим аспектам: коммуникативному, интерактивному и перцептивному
Активизация речевого общения включает в себя обучение по следующим аспектам: коммуникативному, интерактивному и перцептивному. Если какой-то аспект западает в обучении, то это нарушит весь процесс обучения.
Поэтому главная задача всех учителей - вводить ситуации, которые облегчили бы общение детей.
Речевая деятельность, направленная на решение ситуационных задач, или участие детей в ролевой игре. Темы этих игр могут быть самыми разными: "Шопинг", "Мы идем в зоопарк", "Мы в гостях", "Мы в школе" и т.д. Во время обсуждения по заданной теме дети сразу же включают умственную деятельность. В результате появляются новые творческие идеи. Решение основных коммуникативных задач урока является одной из форм формирования речевой ситуации.
Поэтому, главная задача всех педагогов является внедрение ситуаций, которые были направлены бы на общение детей. Главная задача учителя на уроке - поддерживать интерес.
Одним из таких способов является включение высказывания по разнообразным тематическим образцам, которые будут развивать разнообразные устные утверждения.
I have got a family I have got… I have got…. I have got ….. I have got….
My favorite food is ... My favorite film is ...
I can ...
Описание картинки - еще один хороший прием для активизации речевой деятельности. Здесь очень хорошо отрабатываются и закрепляются лексические единицы.
Для активизации речевой деятельности детей также могут быть использованы следующие виды деятельности: использование дидактических игр, видеороликов, методической наглядности, музыки.
Так же можно использовать технику мозгового штурма. Это популярный способ поиска решений с использованием коллективного разума. Здесь дети могут свободно выражать свои мысли, обсуждать любой вопрос по теме, происходит коллективный поиск самых разнообразных заданий. Все творческие идеи приветствуются. Основная задача мозгового штурма - получить нестандартные решения за ограниченное время.
Перед обсуждением главной проблемы необходимо дать задания: найти дидактический материал, или раздобыть нужную информацию. От этого будет зависеть уровень речевой активности у учащихся при решении поставленной задачи. Высказывания становятся креативными.
Другим методом групповой работы является проектная деятельность учеников. Работая с проектом, дети приобретают разнообразные коммуникативные навыки. Во время работы с проектом также происходит творческий процесс. Дети учатся самостоятельно работать над проектом и, работая с аутентичным текстом, находят основную идею, необходимую информацию и учатся анализировать. И общение учеников с педагогам- на английском языке. Главное, чтобы дети приобретали навыки ведения диалога, слушали и слышат собеседника, отстаивали свою точку зрения.
Главная задача проектов - развитие индивидуального мышления у каждого ребенка. Чтобы он мог не просто смог запоминать и воспроизводить знания, но и активно их использовать. При выполнении полученных задач проектный метод подразумевает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности. Проекты могут быть реализованы как мини-проекты, индивидуально, так и в форме парной и групповой работы.
Использование игр способствует формированию речевых и коммуникативных навыков, развитию моторики, пространственного воображения, памяти, уменьшает проблемы социализации, снимает повышенную тревожность, способствует развитию речевого общения.
Динамичные игры помогают детям развивать двигательную активность, речевые навыки, концентрацию внимания, а также когнитивные и языковые способности. Использование игр формирует у детей память, коммуникативные навыки. Во время игры все учащиеся работают вместе. И в то же время игры развивают способность сотрудничать вместе, соревноваться без агрессии. Все участники игры могут проявить свои личные качества. Помогает общаться с другими одноклассниками. Даже если языковой материал сложный, то с помощью игры его можно преподнести в доступной форме. Игра помогает детям гораздо быстрее усваивать языковой материал.
Использование видео эффективно для отработки речевого общения на занятиях. Видеоролики могут вызвать большую мотивацию в процессе обучения. Видеоролики предоставляют возможность улучшить понимание и закрепление практической информации. Просмотр видеороликов активизирует речевую деятельность, активизирует мышление, память, улучшает навыки понимания речи на слух и ее воспроизведения. Улучшает навыки восприятия.
В классе можно использовать различные типы видеороликов:
• отрывки из художественных фильмов;
• разнообразные мультфильмы;
• рекламные ролики;
• видео-туры.
Делая выводы, использование видео определенно дает только положительные стороны. Просматривая видео, дети могут путешествовать онлайн по различным англоязычным странам: достопримечательностям Англии, США, Канады, посетить различные музеи, пройтись по магазинам, посетить зоопарк, посмотреть отрывок из фильма или мультфильма. Все вышеперечисленные действия повышают мотивацию обучения и создают очевидные условия для дальнейшего поиска и творческой активности учащихся.
Все вышеперечисленные методы работы помогают активизировать речевую деятельность, повысить мотивацию, мышление, обострить внимание детей, сделать урок интересным.