12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Сысолятина57

Приёмы работы на уроках русского языка и литературы, способствующие активизации учебного процесса.

Принцип активности учащегося в процессе обучения был и остаётся одним из ведущих в педагогике. Активные методы и приёмы обучения способствуют развитию творческого потенциала, коммуникативных навыков школьников.

Приём «Творческий ландшафт»

Суть этого приёма заключается в следующем: предлагается начало какой-либо фразы. Например: «Литература для меня – это…», «Поэзия – это….», «Война – это…», «Любовь- это…» и т.д. Эту фразу учащимся необходимо продолжить (можно по цепочке). Постепенно выстраивается общая картина конкретного явления, понятия. Этот приём можно использовать на этапе работы с определением (например, при подготовке к написанию сочинения задания 9.3 ОГЭ по русскому языку). Все основные признаки, как правило, озвучиваются, остаётся только обобщить. Этот приём способствует формированию умения создавать свободное монологическое высказывание.

Приём «Наедине с картиной»

На уроках литературы достаточно часто используются иллюстрации к произведениям, картины художников. Учащимся предлагается картина или иллюстрация, нужно описать её, подобрав различные образы, ассоциации. Если на картине представлен пейзаж, то задание будет направлено на выявление чувственного восприятия. Ассоциативные образы могут обсуждаться в парах или группах, и только после этого учащиеся выступают перед целым классом. Обязательное условие для этой работы – не критиковать выступающего, а только выслушать его. Этот приём можно использовать как переход к изучению новой темы. Например: «Образы природы в лирике русских поэтов». Могут быть представлены разные портреты одного персонажа перед изучением произведения.

Приём «Шоу знаменитостей»

Приём можно использовать при изучении обзорных и вводных тем. Например: «Поэты Серебряного века», «Русские писатели о Великой Отечественной войне», «Знакомьтесь с современными писателями». Учащийся выбирает писателя, которого хотел бы представить, знакомится с его биографией и творчеством. На уроке в интересной форме представляет биографию писателя, рассказывает о его жизни, его судьбе. Также необходимо выбрать ведущего этого мероприятия, он организует процесс представления знаменитостей, беседует с гостями.

Приём «Пинг-понг»

Этот приём можно использовать при проверке домашнего задания. Два человека выходят к доске, задают друг другу вопросы и отвечают на них, затем оценивают друг друга.

Приём «Авторские чтения»

 Детям заранее предлагается материал для изучения (например, параграф учебника). Их задача воспроизвести содержание прочитанного от своего лица и, по возможности, сделать это в необычной форме. На уроке учащиеся представляют свой материал.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.