Статья на тему «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста структурами игровых технологий»

2
0
Материал опубликован 2 September 2020

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста структурами игровых технологий

Сенсорное развитие во все времена было и остается актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, оно является одним из ведущих направлений воспитательной работы дошкольных образовательных организаций.

Сенсорное развитие представляет собой целенаправленный процесс улучшения сенсорных процессов, таких как ощущение, восприятие и представление. Он направлен на формирование сенсорных эталонов у ребенка, то есть общепринятых образцов внешних свойств объектов [1]. Сенсорное развитие является основой общего психического развития ребенка, создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, расширяет возможности для успешного обучения и является условием успешного освоения любой практической деятельности [4].

В настоящий момент существует необходимость изучения сенсорного развития детей дошкольного возраста как одного из ведущих направлений всестороннего развития личности ребенка. Именно дошкольный возраст является сензитивным для сенсорного развития, т. к. в этом возрасте у детей возрастает познавательная активность, обогащается сенсорный опыт,совершенствуется деятельность органов чувств, происходит накопление представлений об окружающем мире [2].

Для того чтобы сенсорное развитие происходило разносторонне, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью программы дошкольного образования. В пункте 2.6. ФГОС ДОО отмечены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении, как когнитивное развитие, предполагается формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов окружающего мира по форме, цвету, размеру. Решение этой проблемы осуществляется преподавателями ДОУ в рамках сенсорного воспитания [6].

В каждом возрасте сенсорное образование имеет свои целевые ориентиры. В раннем детстве и в раннем дошкольном возрасте накапливаются представления о цвете, форме и размере. Уже с младшего дошкольного возраста ребенку следует познакомиться со всеми основными типами свойств предметов. В старшем дошкольном возрасте основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования [8].

Наиболее активно сенсорное развитие ребенка происходит в ходе специально применяемых игровых технологий. Понятие «игровые технологии» включает в себя довольно обширную группу приемов организации педагогического процесса в виде различных педагогических игр. Педагогическая игра имеет существенную особенность – четко определенную цель обучения и соответствующий педагогический результат, который может быть обоснован, четко обозначен и характеризуется образовательной и когнитивной направленностью [5].

Дидактическая игра имеет серьезную учебно-воспитательную функцию, направленную на организацию совершенствования сенсорного опыта детей, а также на формирование их обобщенных идей и способов действия. Игры также способствуют развитию у дошкольников чувств и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний, в них осваиваются сенсорные эталоны. Ценность дидактической игры заключается в том, что она требует от детей внимания, концентрации, умственных усилий, умения понимать правила, последовательности действий и преодоления трудностей. Дети легче усваивают материал, изучают новые способы деятельности, сравнивают, различают и обобщают [3; 7].

Дидактическая игра, используемая в сенсорном воспитании дошкольников, имеет свою структуру, включающую несколько компонентов: обучающая задача, игровые действия и правила. Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила и игровые действия объективно содержат в себе возможность сенсорного развития [6].

В МБДОУ «Детский сад №__» г. о. Саранск, Республики Мордовия мною активно осуществляется деятельность по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста структурами дидактической игры.

Дидактическая задача выступает основным элементом игры, на основе которой идет построение характера игрового процесса. Дидактические игры по сенсорному воспитанию дошкольников носят обучающий характер, включают детей в познавательную деятельность и строятся на основе целевых ориентиров, положенных в ФГОС ДОО и программы воспитания и обучения «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Дидактические правила обеспечивают реализацию игрового материала по сенсорному воспитанию дошкольников, указывают пути достижения дидактической задачи. Игровые действия включают способы проявления активности ребенка в игровых целях.

При работе с младшими дошкольниками мною используются дидактические игры на ознакомление детей с сенсорными эталонами, развитие образных представлений, группировку однородных предметов по нескольким сенсорным признакам, установления тождества и  различия предметов по  их свойствам. При знакомстве с цветом используются дидактические игры: «Разноцветные бусы», «Порадуйте медведя ягодой», «Положите букет цветов в вазу» и т. д. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету. Знакомясь с величиной, дети играют в игры: «Большой и маленький», «Какой мяч больше?», «Лечить кролика», «Собрать матрешку» и т. д. Эти игры учат детей различать, чередовать и группировать предметы по размеру. Игры на восприятие величины проводятся параллельно с играми на восприятие формы. Также ведутся работы по ознакомлению детей с формами: «Какая это форма», «Круг, квадрат», «Волшебная шкатулка», «Штопать штаны» и т. д. Дополнительно в играх развивается способность понимать и использовать в речи слова, обозначающие названия цвета, величин и форм. Дидактические игры «Тихо-громко», «Стук-погремушка» способствуют развитию способности называть и различать на слух тихие и громкие звуки. Я также использую серию дидактических игр, чтобы научить детей хватать, удерживать и манипулировать объектами разных размеров, форм и цветов: «Нанизывая кольца на жезле», (2-3 цвета одного размера), «Разложить по цвет» (шарики из одного контейнера различны по форме и размеру), «Найти одинаковые» (по цвету, форме и размеру), Чудесная сумка» (определение геометрических фигур на ощупь). Способы проявления активности ребенка в игровых целях разнообразны. Дети подбирают предметы, ищут различные предметы, рассматривают картинки, находят несоответствия, сортируют предметы по признаку, отбирают и ощупывают предметы, называют предметы.

При работе с дошкольниками среднего возраста мною используются дидактические игры на ознакомление с  широким кругом предметов и  объектов, с  новыми способами их обследования. Продолжается знакомство с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый), а также формируются навыки их различения в дидактических играх: «Помоги рыбкам», «Собери капельки в стакан», «Кошки – мышки», «Собери ягоды в корзину», «Сортируем игрушки», «Посади цветочки на полянку», «Найди цветок для бабочки», «Воздушные шары», «Собери цветок» и т. п. На этом возрастном этапе продолжается знакомство с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал) в дидактических играх: «Почини коврик», «Воздушные шарики», «Домик гномов», «Ножки гусенички», «В краю кривых зеркал» и т. п. Также продолжается знакомство с величиной в дидактических играх: «Спрячь в ладошке», «Подбери крышку», «Разложи по величине» и т. п. В играх дети учатся способам обследования предметов, их группировке по цвету, форме, величине, выполнению все более сложных действий с ними. У детей развивается аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, форме предметов, выделять отдельные величины. Используются игры на подбор предметов по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т.п.): «Машины едут в гараж», «С какого дерева лист», «Почини коврик», « Воздушные шарики», «Привяжем к шарику ниточку», «Бабушкины блины» и т. п. Способы проявления активности ребенка в игровых целях разнообразны. Дети рассматривают предметы, раскладывают по признаку, отбирают предметы, ищут соответствия и спутанные предметы, классифицируют и сопоставляют предметы, складывают предметы по признаку, закрывают предметы, называют свойства предметов, прикладывают предметы, обводят предмет по контуру, работают с шаблонами.

С целью развития осязания, знакомства с различными материалами мною используется сенсорное дидактическое пособие «Сенсорная коробка». Игры с сенсорным пособием успокаивают ребенка, стимулируют познавательные процессы, развивают мелкую моторику и утончают чувственное восприятие окружающей среды. Правилами игры выступают: сюжетные игры с игрушками; закапывать и находить игрушки; сажать растения; переливать и пересыпать наполнитель; сортировать. Способы проявления активности ребенка в игре разнообразны: рассматривать цвета, ощущать запахи, текстуры, звуки, колебания, возможность сыпать, лить, мять, шуршать.

Со старшими дошкольниками мною проводится работа по выделению разнообразных свойств и отношений предметов. Проводится работа по развитию тактильных ощущений в дидактических играх: «Узнай предмет», «Определи на ощупь», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», «Платочек для куклы», «Найди пару», «Построй в темноте», «Догадайся, что за предмет», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», «Кто быстрее?», «Угадай, какой это предмет» и т. п. Также осуществляется работа по закреплению представлений о цвете, вводятся деятельность с цветами спектра, цветовых тонов в спектре в дидактических играх: «Сложи радугу», «Неразлучные цвета», «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет предмета», «Запомни предмет», «Разложи кубики по цветам», «Собери капельки в стакан», «Собери гирлянду», «Сплети коврик из цветных полосок», «Помоги кроликам встать по порядку», «Фокусники» т. п. Также продолжается работа по закреплению умения работы с геометрическими фигурами, использованию в качестве эталонов плоскостные и объемные формы: «Определи правильно», «Составь целое из частей», «Дорисуй кружки», «Закрась правильно», «На что похожа эта фигура», «Разберем правильно фигуры», «Построй фигуру», «Каких фигур больше?», «Геометрическое лото», «Сделай так же» и т. п. Используются также игры по расширению представлений о фактуре предметов: «Сильные ладошки», «Мозайка», «Конструктор», «Шнуровка», «Бусины», «Разноцветные прищепки», «Счетные палочки», «Застегни пуговку», «Трафареты» и т. п. Способы проявления активности ребенка в игровых целях разнообразны. Дети рассматривают предметы, раскладывают по признаку, отбирают предметы, ищут соответствия, классифицируют и сопоставляют предметы, складывают предметы по признаку, называют свойства предметов, прикладывают предметы, обводят предмет по контуру, работают с шаблонами, с трафаретом.

Для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в работе со старшими дошкольниками мною используется разнообразие дидактического материала и пособий. Это цветные вставки, пирамиды разных типов, «развлекательные боксы» различных конфигураций (в виде «домика», «черепахи», «слона», «утки»), наборы разноцветных столов с отверстиями и грибами, к ним плоские «вставки», горки для катания шариков, наборы для нанизывания «бус» разных размеров и форм, куклы, конструкторы LEGO и т. д.

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста возможно структурами игровых технологий: обучающей задачи, правилами игры и игровой деятельностью. Применение дидактических игр способствует формированию у дошкольников представлений о цвете, форме, размере предметов, их положении в пространстве; активирует сенсорное восприятие, стимулирует анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

 

Литература:

Аблаева, М. А. Экспериментально-исследовательская работа по выявлению уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры / М. А. Аблаева // Путь в педагогическую науку : проблемы и решения. – 2019. – № 5 (9). – С. 144–148.

Верещагина, Т. Ю. Игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Т. Ю. Верещагина // Наука и образование : новое время. – 2018. – № 1 (24). – С. 356–358.

Казагашева, Л. В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры / Л. В. Казагашева // Проблемы и перспективы развития образования в России : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 11 июля-31 августа 2017 г. / под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск : Издательство ЦРНС, 2017. – С. 21–25.

Кузнецова, И. В. Формирование сенсорного развития детей дошкольного возраста средствами интегративных игр / И. В. Кузнецова, Ю. П. Бобровская // Актуальные проблемы современного образования : опыт и инновации : материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием, Ульяновск, 21–22 октября 2015 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск : ЗЕБРА, 2015. – С. 38–40.

Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Электронный ресурс] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2011. – С. 140–146. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/.

Никулина, Н. Г. Сенсорное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / Н. Г. Никулина // Наука в современном мире : материалы XXIX Международной научно-практической конференции : сборник научных трудов, Краснодар, 30 апреля 2017 г. / научный ред. д. п. н., проф. С.П. Акутина. – М.: Издательство «Перо», 2017. – С. 111–114.

Саплинова, Л. В. Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр / Л. В. Саплинова, Т. В. Труфанова, С. В. Божкова // Апробация. – 2016. – № 4 (43). – С. 100–102.

Хамитова, Л. И. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста / Л. И. Хамитова, Ф. М. Сулейманова // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 9 (17). – С. 506–508.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.